СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока: "Первое путешествие в музыкальный театр, на примере оперы-сказки М.Коваля «Волк и семеро козлят"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект открытого урока:" Первое путешествие в музыкальный театр, на примере оперы-сказки   М.Коваля "Волк и семеро козлят"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока: "Первое путешествие в музыкальный театр, на примере оперы-сказки М.Коваля «Волк и семеро козлят"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ВО 2 М КЛАССЕ

Разработчик: учитель музыки Долгая О.Н. Суджанский район Курская область

Тема: Первое путешествие в музыкальный театр, опера-сказка «Волк и семеро козлят»

Тип урока: комбинированный

Цель: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой –сказкой «Волк и семеро козлят» М. Коваля.

Обучающие: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы-сказки М. Коваля «Волк и семеро козлят»

Развивающие: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

развивать самостоятельное творческое мышление;

формировать художественно – эстетический вкус;

активизировать фантазию и воображение.

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству.

Музыкальный материал: опера-сказка М. Коваль «Волк и семеро козлят»

Оборудование: компьютерная презентация (слайды), аудиозаписи детских песен, доска, цифровая панель, ноутбук, синтезатор.

  1. Организационный момент (Приветствие и отмечание отсутствующих)

Пение попевки: «Колокольчик нам поет, всех на музыку зовет, слышишь звонкий голосок нам пора начать урок».

Здравствуйте дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок, а вот как он называется, вы мне сами сейчас скажете после того, как я исполню Вам куплет одной известной детской песни. Слушайте внимательно.

  1. Мотивационный этап

Исполнение учителем 1 куплета песни композитора Минкова «Дорога добра»

Слово учителя: - Ребята, о чем эта песня?

Ответы детей: о добре.

Учитель:- А где добро побеждает зло?

Ответ учащихся- в сказках.

Учитель:- правильно. А сейчас, чтобы вы быстрее догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке я загадаю загадки и Вам нужно будет их отгадать.

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?   (Композитор)

2. Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)

3. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ... (слушатель)

4 Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

5.Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.     (Марш.)

6 . Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...      (Певец.)

7.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

8. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!     (Дирижёр.)

9.  В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая - …(Сцена)

10. Чтоб смотрелось представленье интереснее

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие… (Декорации)

11.  Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

А актёрам, в благодарность, 

Дарим мы… (Аплодисменты)

Молодцы! Скажите, кто догадался о чем  сегодня мы будем говорить на уроке?

Ответ обучающихся: о театре.

  1. Работа по теме урока

Учитель: Да, мы отправимся в путешествие в театр, как вы думаете какие театры бывают? (ответы детей: кукольный, кинотеатр, танцевальный театр, музыкальный театр, а музыкальный театр как называется как вы думаете ответ: оперный, правильно театр оперы и балета. слайд 1 ( это большой театр оперы и балета, который находится в городе Москве), а это ребята драматический театр, им. А.С.Пушкина, он находится в г Курске. (слайд 2) А в опере, что делают артисты как вы думаете? слайд 3

Ответ обучающихся: поют.

Слайд 4. Но посмотрите, перед входом в театр, что висит?

Ответ учащихся - афиша.

Учитель: А кто знает, что такое афиша?

ответы учащихся: Афиша – это красочное объявление о спектакле

Учитель: А какую информацию мы можем узнать из афиши?

Ответы учащихся:

Слайд 5.

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?   («Волк и семеро козлят») Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) слайд 6 Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Давайте войдем в театр….

Слайд 7.

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению. Слайд 8

Основной этап. Работа над произведением

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

 (мама Коза, козлята и Волк). Слайд 9

Это что за представленье

Зрителям на удивленье

Вроде бы спектакль идёт,

Но любой артист поёт.

Вот так чудо расчудесное

Разговаривают песнями.

Такой спектакль, где все поют,

В театре ОПЕРОЙ зовут.

У оперы один закон

Всем петь приказывает он.

А песня в опере важна

Зовётся АРИЕЙ она.

И сейчас мы послушаем с вами песню мамы Козы. ( сели как слушатели)

Слайд 10 Слушаем песню

Ну вот мы с вами прослушали песню мамы козы. Как вы думаете, что это за песня (колыбельная)

- Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной? Какой у неё голос? (ответы детей нежный добрый, она любит своих козлят)

У. Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это музыкальная характеристика героев.

А Кто услышал имена козлят?

(Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? Как вы думаете?   (О характере козлят).

Слайд 11

Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание темы Малыша и Военного марша.

Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

Физкультминутка

Слово учителя: А сейчас ребята мы немножко отдохнем и представим себя в роди маленьких козлят из оперы-сказки. И я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.

Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша.

Молодцы ребята, давайте поаплодируем друг другу.


А сейчас мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает картинку с изображением козленка. Ваша задача: дать козленку имя, сбоку написать по три слова-ассоциации к данному образу и предметы, которые, по вашему мнению, могут принадлежать этому герою. (Дети работают в группах.)

Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.

Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят.

Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?  (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором, но перед разучиванием нам нужно настроить свой голосовой аппарат на работу, поэтому мы сейчас с вами немного распоёмся, для этого нужно сесть ровно руки сложить на парту выпрямить спину (прочитать стих ..Если хочешь сидя петь не садись ты как и тд…) ( распевка про горошину не забываем, что в этой распевке мелодия идет вверх и рукой нужно показать направление мелодии, чтобы вам было понятно и удобно петь)

Этап разучивание песни. Слайд 12

Разучивание песни семеро козлят прохлопывание ритмического рисунка, потом проговаривание текста и исполнение песни.

Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу

Ребята, а теперь подумайте и запишите в своих тетрадях новые слова с которыми мы с вами познакомились на уроке: Опера, солист, хор.

Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица что делают ? Ответ учащихся - поют под сопровождение оркестра.

Кто такой солист?

Ответы учащихся  – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один.

Хор – коллектив певцов.

Домашнее задание. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.

 7.Подведение итогов урока

Слайд 13

Рефлексия деятельности. 
- Что нового вы узнали на уроке? 

- Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете и

где они нас ждут чудеса?

Ответ- в сказках.

- Пригодятся ли Вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 
- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

(ответы учащихся: мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации)

Ну и так как вам понравился наш урок мы с вами познакомились с такими новыми словами как хор, солист, ария опера, я предлагаю вам исполнить веселую песню в которой поётся о дружбе .

Исполнение песни «Дружат дети всей земли».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!