СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые уроки обучения игре на татарском курае

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе многолетнего опыта каждый педагог постепенно отбирает приёмы, которые он считает целесообразными и эффективными и таким образом вырабатывает свою методику преподавания. Эта методика тогда оправдывает себя, когда практические приёмы получают теоретическое осмысление и научное обоснование. Знание теории игры на духовых инструментах - важнейшее условие успешной работы педагога дополнительного образования в начальном звене.

Просмотр содержимого документа
«Первые уроки обучения игре на татарском курае»

ДОКЛАД

«Первые уроки обучения игре на татарском курае»

Учитель отделения искусств

Ахметова Г.Р.

В процессе многолетнего опыта каждый педагог постепенно отбирает приёмы, которые он считает целесообразными и эффективными и таким образом вырабатывает свою методику преподавания. Эта методика тогда оправдывает себя, когда практические приёмы получают теоретическое осмысление и научное обоснование. Знание теории игры на духовых инструментах - важнейшее условие успешной работы педагога дополнительного образования в начальном звене.

Первые уроки ученика находятся под зорким контролем учителя. Они являются тем фундаментом, на котором закладываются основы рациональной постановки инструмента на губах, исполнительского дыхания, атаки звука, работы пальцев и музыкального слуха; положения головы, корпуса, рук, ног; открываются кратчайшие пути к усвоению и закреплению важнейших игровых навыков, к пониманию музыки как творческого процесса.

Первый урок для ребёнка – большое и важное событие. Он ждёт чего-то необычного, интересного. Его внимание обострено новыми впечатлениями, которых на первом уроке бывает много, и они, как правило, являются наиболее сильными и прочно закрепляются в памяти. У ученика складывается определённое отношение к педагогу, к занятиям. Поэтому на первом же уроке необходимо вызвать в ребёнке чувство свободы и непринуждённости поведения в классе, стремление как можно больше получить знаний и умений, активный интерес к предложенной ему музыкальной работе.

На первом уроке педагог может, если требуется, ещё раз проверить и уяснить для себя музыкальные и физические данные своего ученика. После этого показать инструмент, в краткой и доступной форме объяснить его устройство и название частей. Если педагог играющий, то желательно, чтобы он сыграл яркую, выразительную пьесу или мелодический отрывок. Это сразу привлечёт внимание ученика к изучению инструмента.

Далее излагается приём извлечения звука на курае.

Педагог обращает внимание на правильный способ вдоха и выдоха. Сначала ученик проделывает несколько упражнений. Он берёт глубокое дыхание, при этом следит, чтобы плечи не поднимались. Кладёт руку на живот и, выдыхая воздух, обращает внимание на то, чтобы брюшной пресс чутко реагировал на выдох, но как можно дольше оставался в приподнятом состоянии (фаза вдоха). Наиболее рациональное грудобрюшное, а точнее, его вдох легко осуществляется учеником в лежачем состоянии. Потому педагогу следует объяснить ученику, что вечером, когда он ложится спать или утром, когда просыпается, ему нужно, положив руку на живот, проделать несколько вдыхательных движений. Такой вдох является правильным, и его необходимо взять за основу.

Затем предпринимается попытка соединить вместе работу губ, языка, дыхания, направляя все усилия на извлечение первого звука.

Проводя первые уроки, педагог должен непременно следить за тем, чтобы ученик не переутомлял губной аппарат. Систематически следует делать также и небольшие перерывы для отдыха, во время которых можно объяснить ученику, например, музыкальную грамоту.

Первые уроки рекомендуется проводить в присутствии двух и даже трёх учеников. Слушая замечания педагога, чередуясь в выполнении одного и того же исполнительского приёма, они будут попеременно играть и активно отдыхать. Таким образом, содержание первых уроков носит пояснительный и практический характер. Постановка губ, языка, дыхания с точки зрения их предполагаемой деятельности должна быть основательно усвоена учеником.

Первые домашние задания будут состоять из упражнений, которые следует играть по 5 – 10 минут два-три раза в день, и дыхательных упражнений. Можно рекомендовать заниматься перед зеркалом, чтобы визуально следить за положением губ, корпуса, головы.

Каждый следующий урок начинается с проверки выполнения домашнего задания.

Педагог сразу же должен подготовить ученика к тому, что первый этап в обучении игры на духовом инструменте является самым трудным и не интересным, но в дальнейшем от качества усвоения первоначальных навыков зависит всё музыкально-техническое развитие ученика. Необходимо найти такую форму занятий, чтобы трудное и не интересное стало для ученика увлекательным, несложным и хорошо усваивалось.

Прежде чем извлечь звук на инструменте, педагог показывает ученику, как следует держать инструмент. Объясняет правила постановки головы, корпуса, рук, ног. Объяснение должно быть убедительным, чтобы ученик знал, почему необходимо держать инструмент так, а не иначе.

Приступив к извлечению звука на инструменте, ученик сосредотачивает своё внимание в основном на достижении чёткой и ясной атаки звука. Это не всегда удаётся начинающему музыканту. Первый звук обычно извлекается с трудом, с неустойчивой интонацией, с шипом, но тем не менее его нужно повторять до тех пор, пока он не начнёт получаться достаточно чисто. Продолжительность первых звуков должна постепенно достигнуть четырёх четвертей, то есть соответствовать полному выдоху ученика.

Начинающий музыкант испытывает ряд затруднений, связанных с непривычным положением инструмента в руках, с необходимостью согласованных действий дыхания, языка, губ. Педагогу следует объяснить ученику, что занятия – это постепенное устранение излишних напряжений в процессе игры на инструменте, что надо стремиться к тому, чтобы при звукообразовании активно участвовали только те мышцы нашего исполнительского аппарата, деятельность которых необходима в тот или иной игровой момент.

Заниматься на инструменте нужно стоя. Положение головы и корпуса прямое и ненапряжённое, без ненужных наклонов вперёд или назад. Стоять нужно на обеих, слегка расставленных ногах, распределив на них в равной мере тяжесть тела. Опора на две ноги помогает устранить и распространённую среди многих учеников дурную привычку «отбивать такт» ногой. Необходимо добиваться в организме и мышцах отсутствия какого-либо напряжения, стремиться к ощущению свободы и собранности, силы и уверенности. В тоже время проводить часть занятий сидя не только возможно, но и в некоторой степени полезно.

Воспроизведение первых звуков ведётся без нот. Ноты будут только отвлекать внимание ученика и создавать дополнительные трудности. Но к изучению нотной записи тех звуков которые ученик играет, можно уже приступать. У ученика должна быть нотная тетрадь, в которой сначала педагог, а в последствии сам ученик будут записывать необходимые упражнения, этюды, пьесы. С первых же уроков детей необходимо приучать писать ноты. Практика показывает, что это является важнейшим средством повышения музыкальной грамотности начинающего ученика. Хороший навык красиво и быстро писать ноты, приобретённый на первых порах обучения, будет полезен молодому музыканту на всём протяжении его творческой деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!