Дискуссия по теме: «Первые выстрелы I мировой войны. Гаврила Принцип-убийца и террорист или национальный герой?»
Дидактическая цель дискуссии:
Создание условий для закрепления и применения знаний по теме «Первая мировая война»” и умения вести дискуссию.
Тип мероприятия по дидактической цели – дискуссия-практикум.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- активизация познавательного интереса учащихся в ходе проведения дискуссии;
- закрепление и применение эмпирических знаний ;
- закрепление и применение теоретических знаний;
- закрепление и применение умения решать поставленную задачу;
- закрепление и применение умения вести учебную дискуссию;
- формирование понятия о многогранности исторического процесса;
-формирование способности постоянно повышать свое образование.
Развивающие:
- развивать умение работать с различными видами информации;
- развивать умение делать выводы на основе анализа исторических фактов;
-развивать умение доказывать;
-развивать умение брать на себя ответственность при принятии решений.
Воспитательные:
- побуждать к самостоятельному поиску путей выхода из сложных ситуаций;
- продолжить работу по воспитанию культуры общения;
- воспитание этических норм при проведении дискуссий.
- воспитание толерантности;
-воспитывать умение брать на себя ответственность при принятии решений
Формы и методы:
Метод – частично-поисковый (проблему формулируют участники дискуссии под руководством учителя, решают её совместно).
Формы реализации метода: самостоятельная работа (по тексту исторических источников), дискуссия.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная ( участники дискуссии имели возможность высказать собственную точку зрения, доказать ее), в группе (определение аргументов в защиту своей позиции).
Контроль: текущий по ходу дискуссии, контроль со стороны группы экспертов, самоконтроль.
Ожидаемые результаты: участники дискуссии
четко представляют тему обсуждения;
намечают план выступления;
четко формулируют суждения;
ищут правильные, убедительные аргументы;
говорят спокойно; критикуют идею;
анализируют выступления противника;
внимательно выслушивают чужие мнения;
задают вопросы;
уважительно относятся друг к другу;
подводят итоги дискуссии;
признают свою неправоту.
Основными умениями, которые смогут приобрести учащиеся во время дискуссии, основанной на анализе исторических источников, должны стать:
1 ) умение отличать существенное от несущественного.
2) воспринимать, события и проблемы прошлого глазами современника;
3) понимать, как соотносились человеческие намерения и последствия их реализации;
4) быть готовым к сомнениям, к непониманию другими и осознание того факта, что не все проблемы могут быть решены;
5) уделять внимание специфическому и избегать слишком абстрактных рассуждений;
6) принимать во внимание воздействия иррационального и случайного в истории.
Планируемый ход дискуссии:
I.Вступительное слово ведущего.
1)Приветствие гостей и участников дискуссии.
2)Обоснование актуальности и значимости проблемы.
3)Постановка проблемного вопроса-« Кем вы считаете Гаврилу Принципа-
террористом-убийцей или национальным героем Сербии?»
II.Упражнение «Займи позицию»
Ведущий предлагает участникам дискуссии занять определённую позицию. Для этого
Используются две стойки с плакатиками: « Г.Принцип—убийца-террорист» и «Г.Прин-
цип- национальный герой Сербии».Участники дискуссии становятся к стойкам с
формулировкой выбранной ими позиции.
.Те участники, что не определились со своей позицией, становятся между стойками,
сами определяя, ближе к какой позиции им встать.
Ведущий даёт возможность высказаться каждому, продемонстрировав разные точки
зрения по теме дискуссии; обосновать свою позицию или перейти на другую позицию
в любое время, если оппоненты переубедили его и высказали более убедительные
аргументы.
III.Работа в группах
Сторонники той или иной позиции объединяются в две группы, условно назовём их
«Герой» и «Террорист» ,формируется также группа «Неопределившиеся».Ведущий
предлагает гостям принять участие в дискуссии , объединившись в группу «Независимые
эксперты». Группы занимают свои места за столами и получают задание: за 7 минут
подготовить совместное заявление с аргументацией заявленной позиции, обобщив
в этом заявлении доводы всех членов группы. Группе «Неопределившихся» предла-
гается задание: выбрать из аргументов сторон самый убедительный и самый спорный,
с которым бы им хотелось поспорить. Группу «Независимых экспертов» ведущий просит
также определиться со своей позицией и выделить самые сильные и самые спорные
аргументы сторон.
Подготовив заявления, спикеры групп сообщают их слушателям.
Затем ведущий просит визуализировать аргументы сторон с помощью подготовленных
иллюстраций. По одному члену группы выходит к ведущему и выбирают те картинки,
которые, на их взгляд, могут проиллюстрировать или усилить их аргументы, а затем
с помощью магнитов размещают их на доске.При этом члены групп поясняют, почему
они выбрали именно эти иллюстрации.
Далее слово предоставляется членам групп «Неопределившихся» и «Независимых
экспертов» с просьбой аргументировать свои ответы на поставленные перед ними
вопросы.
IV. «Займи позицию»
Ведущий предлагает участникам дискуссии вновь занять места у крайних позиций.
Ведущий задаёт вопросы:
-_Изменился ли состав группы? Т.е. есть ли участники, поменявшие свою позицию?
- Определились ли со своей позицией неопределившиеся?
-Какой довод, аргумент противоположной стороны повлиял на изменение вашей позиции?
V. Рефлексия и подведение итогов дискуссии.
Упражнение «Три М»--участникам дискуссии предлагается назвать три момента ,которые
у них получились хорошо в процессе дискуссии и предложить одно действие,которое
улучшит их работу в следующий раз.
Ведущий предоставляет слово экспертам. Которые анализируют работу групп.
Ведущий подводит итоги дискуссии.