СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые жертвы гонений в эпоху Октябрьской революции и гражданской войны: свщм. Константин Сухов.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: дать знания о начале гонений на Русскую Право­славную Церковь после Октябрьской революции 1917 г.; сформировать понятие о христианском подвиге веры; познакомить с историей жизни и подвига священномученика Константина Сухова.

 

Просмотр содержимого документа
«Первые жертвы гонений в эпоху Октябрьской революции и гражданской войны: свщм. Константин Сухов.»

Урок 2.

Тема занятия: Первые жертвы гонений в эпоху Октябрьской революции и гражданской войны: свщм. Константин Сухов.


Цель занятия: дать знания о начале гонений на Русскую Право­славную Церковь после Октябрьской революции 1917 г.; сформировать понятие о христианском подвиге веры; познакомить с историей жизни и подвига священномученика Константина Сухова.


План занятий:

1. Организация деятельности учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.


Ход занятия

I.Организационный момент

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока, выделение непонятных по значению слов.

Примерные вопросы:

С какими событиями отечественной истории ХХ в. связа­но начало гонений на Русскую Православную Церковь?

Как проявлялись гонения большевиков на Русскую Право­славную Церковь?

Работа с терминами: подвиг веры, мученик, новому­ченик, священномученик, канонизация.

Примерные вопросы, задания и материалы для беседы.

Беседа с учащимися о значении слова «подвиг».

Примерные вопросы, задания и материалы для беседы.

Как вы понимаете значение слова «подвиг»? Героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Таким образом, в слове подвиг в сущности выделяются три основных значения, из которых два – 1) «борьба, упражнение» и 2) «великое и трудное дело» – имели своеобразную окраску высокого торжественного стиля.

Назовите имена людей, совершивших подвиг веры. Постарайтесь, чтобы в ваших ответах звучали имена людей, живших в разные эпохи, в том числе и наших современников.

Слово «подвиг» стоит в одном ряду со словом «жертвенность». Что оно означает?

Сделаем обобщение тех высказываний, которые прозвучали на уроке: подвиг – доблестный, героический поступок ради своей Родины, ради другого человека и даже ради того, чтобы преодолеть себя и остаться порядочным и честным человеком. Подвиг – это жертва себя ради других, подвиг – это невозможность совершить предательство.

Подберите и запишите определения к слову «подвиг веры» наряду с другими видами подвига (воинский подвиг, трудовой подвиг).

Изучение жизни и подвига священномученика Константина Сухова.

Подготовленный учащийся читает стих1:


… А над Кинелем ночка крупку несла в подоле,

Не удержала в дланях краешек скользкий ситца…

Если молитва чья-то прервана злою волей –

Целой и невредимой к Богу она домчится.


Осень пошла на убыль – скорой зиме на прибыль

Ровно покрыла тропки крупка в конце недели.

– Батюшку отпустите! – Разве они смогли бы,

Старенькие ладони тянущие к шинелям…


Прямо из храма взяли, били прикладом в спину,

По серебристой крупке – волоком да на берег:

«Кокнем – царём поедешь – выделим лошадину

Вместе с телегой старой и не попросим денег».


День, с чёрной ночкой схожий, тучами небо застит.

– Батюшку не губите! – Плач над рекой вселенский.

Сон – большевистский морок – сгинь, забери напасти!

В храме оплыли свечи, тени легли на фрески.


На ноги встал священник, крупку сметая с рясы.

– Что, Константине, больно? Что, Константине, страшно? –

Щёлкнул курок взводимый… «Точите зря вы лясы,

В Божьем чертоге стынут и питиё и брашно.


К деткам спешу на небо, ждут меня – не дождутся,

В долгом служенье Богу – четверо на погосте…»

Только солдатам стыдно, молча на крупке мнутся.

Сам комиссар усатый: «Цельтесь в попа! Не бойтесь!»


И, палачам прощая, глядя на Божье сито,

Сеявшее снежинки, принял он смерть героя.

Крупка не стала манной, кровью святой полита,

Белым лишь оградила место его покоя.


На берегу Кинеля, рядышком с иорданью

Песней молитва к Богу, словно на крыльях мчится.

Ночь обернула крупку чёрной прохладной тканью –

Не удержала в дланях краешек скользкий ситца…


Вопросы по осмыслению стихотворения: В каких символах передано противостояние добра и зла? Крупка как чистота божьего мира и призванности к вечности; молитва как покаяние за злодеяние; лошадь и старая телега как большевистский террор; тени на фресках как символ боготступничества; трапеза в царствии Божьем; «царем поедешь» - символ жертвы подобной Христу – царю на Голгофе.

Материал для рассказа учителя о жизни и подвиге священномученика Константина Сухова, примерные вопросы для обсуждения, задания (учитель в ходе объяснения нового материала акцентирует внимание учеников на ключевых событиях, о которых ученикам целесообразно делать записи в тетрадях).

Святой священномученик Константин родился 7 мая 1867 года в семье священника Иоанна Петровича Сухова в селе Жемковка Сызранского уезда тогда еще Симбирской губернии.

Будущий пастырь обучался в Симбирской Духовной семинарии и 18 июля 1887 года окончил полный курс богословских наук. По прошению епископа Симбирского и Сызранского Варсонофия Указом Симбирской духовной консистории был определен псаломщиком в село Ясашную Ташлу Симбирского уезда. 17 сентября 1888 года Преосвященным Варсонофием был рукоположен в диаконы храма села Михайловка Сенгилеевского уезда, а затем 25 сентября того же года был хиротонисан тем же Преосвященным во священники и определен в село Опалиха Симбирского уезда.

17 мая 1890 года по собственному прошению молодой священник был принят в клир Самарской епархии и определен служить в церковь села Старо-Дворяновка Самарского уезда.

1 февраля 1896 года «для пользы службы», как написано в Указе Преосвященного Гурия (Буртасовского; †1907), епископа Самарского и Ставропольского, отец Константин был перемещен в село Царевщина Самарского уезда, где прослужил более семи лет и снискал горячую любовь и уважение прихожан. И здесь, как до этого в Старо-Дворяновке, будущий священномученик состоял одновременно заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы. В Царевщине он был удостоен второй в его жизни церковной награды — скуфьи. Первой было право ношения набедренника, которым он был отмечен еще в Старо-Дворяновке.

В сохранившейся до наших дней в Государственном архиве Самарской области «Летописи жизни села Царевщина» сказано: «Отец Константин Сухов был всеми любим за его простоту в обращении и веселый характер: «С малым — мал, с большим — большой». В дни скорбей батюшка утешал страждущих.


Святой Константин и его супруга Софья Васильевна


Местный климат не благоволил семейству Суховых, не обходили его и болезни. Из метрических книг церкви села Царевщина известно, что 12 декабря 1896 года от дифтерита умер четырехлетний сын священника Константина Сухова Виталий, а спустя два месяца — дочь Нина. Можно себе представить, как боялась матушка Софья Васильевна за здоровье десятилетнего Николая, четырехгодовалого Василия и особенно грудной Верочки. 1 декабря 1899 года по собственному прошению о. Константин был переведен Указом Владыки Гурия в село Узморье Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне в Энгельсском районе Саратовской области). Батюшка надеялся, что в более сухом и здоровом климате заволжских степей его семье не будут угрожать инфекционные заболевания. Однако в оставленном им приходе поднялось настоящее волнение. Вскоре целая депутация царевщинских крестьян явилась к Владыке Гурию. Правящий архиерей принял челобитчиков благосклонно и, рассмотрев вопрос, понял, что отец Константин, снискавший такую любовь своей паствы, вряд ли может быть кем-то безболезненно заменен, и 26 марта 1900 года подписал Указ о возвращении иерея Константина на служение обратно в Царевщину. Так прихожанам села удалось добиться возвращения любимого батюшки.

Отец Константин принял решение архиерея со смирением, понимая, что призван служить Богу и людям, невзирая на тяготы, болезни и личное горе. Через четыре месяца после возвращения в Царевщину маленькая Вера, в которой родители нашли утешение после потери двоих детей, тоже умерла… Так Господь готовил праведника к приятию мученического венца, ведя его путем скорбей и смирения.

Но не одни только горести сопровождали жизненный путь отца Константина. Милостью Божией рос и укреплялся приход, все больше сельских ребятишек посещали школу при церкви, где учительствовал батюшка. Вскоре, в 1901 году, родился сын Борис. Этому мальчику предстояло в 16 лет погибнуть, как бы предвосхищая мученичество отца. В 1902 году в семье появляется еще один сын — Леонид, которому доведется вслед за отцом стать жертвой бесчеловечной государственной системы. Он был репрессирован и расстрелян в 1937 году.

Осенью 1903 года Преосвященный Гурий, памятуя о давнем желании отца Константина сменить место жительства и нуждаясь в укреплении клира отдаленного прихода, предложил батюшке переехать в Бугуруслан, тогда входивший в Самарскую епархию. Паства на этот раз не препятствовала, смирилась, наконец, с желанием семьи Суховых покинуть село, где она потеряла троих детей.

Святой священномученик Константин12 октября 1903 года вышел соответствующий Указ Правящего архиерея, и отец Константин повез семью к месту своего последнего и самого высокого служения «даже до крове».

В Бугуруслане о. Константин становится клириком, а затем и настоятелем крупнейшего в уезде Спасо-Вознесенского собора, живет неподалеку, на Соборной площади. Сразу после своего назначения он представляет духовенство в городском земском собрании, а 1910 год отец Константин встретил уже депутатом Бугурусланской Думы. Как земец он много сделал для жителей уезда, особенно для крестьян.

В местном филиале Оренбургского областного архива сохранились сведения о том, что при отце Константине уездное земство держало первенство в целой губернии по приросту ассигнований на медицину. Бюджетные суммы, направлявшиеся на охрану народного здоровья, в том числе и на борьбу с детскими болезнями, выросли в 43 раза. Сам потерявший троих детей, унесенных эпидемиями, священник всю силу пастырского влияния употребил на то, чтобы объяснить истинное положение дел со здравоохранением другим земцам — людям в большинстве своем благополучным и далеким от жизни простого народа.

Священник с думской трибуны обращался к совести законодателей и часто добивался своего. Другим направлением, в котором преуспело бугурусланское земство при отце Константине, стало сооружение хлебохранилищ. По этому показателю уезд был лучшим в губернии и одним из самых развитых в Среднем Поволжье. Возможность сохранить выращенное зерно от сырости и огня пригодилась местным крестьянам и позже, при грабительской продразверстке.

Все его усилия по облегчению жизни народа лишь больше разжигали ненависть к пастырю в большевистских агитаторах, которыми кишел уезд, как и вся Самарская губерния. Еще больше раздражало смутьянов то, что будущий священномученик неутомимо трудился на ниве народного просвещения: состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы Спасо-Вознесенского собора, в клире которого служил, а также окрестных деревень Васильевки и Ключевки. В 1908 году он открыл в городе еще одну школу, где преподавал Закон Божий.

За особое усердие в служении отец Константин был удостоен последней в своей земной жизни награды — камилавки. Его авторитет как священника, просветителя, ходатая за простой народ все возрастал. Спасо-Вознесенский собор в центре Бугуруслана был полон не только по праздникам. Мудрый пастырь, наделенный к тому же редким даром убеждения, разъяснял людям и в проповедях с амвона, и с думской трибуны, чем грозят стране и народу отступничество от Православной веры и измена Всероссийскому Самодержцу.

Враги Церкви Христовой не могли этого стерпеть, и однажды тело малолетнего Бориса Сухова нашли на берегу реки Кинель, там, где вскоре предстояло претерпеть мученическую смерть и его отцу.

25 февраля 1918 года — в день празднования памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Небесного покровителя Самарского края — настоятель Спасо-Вознесенского собора священник Константин Сухов возглавил Крестный ход, который после обычного обхода храма направился прямо к зданию Революционного совета, где заседали большевистские начальники. Верующие таким образом ясно выразили свой протест против кощунственных и кровавых преступлений беззаконной власти. Вскоре новые руководители, ограбив казну, бежали из города, затаив страх перед православным народом и ненависть к их пастырю.

Поздней осенью 1918 года после поражения Чехословацкого корпуса и эвакуации из Самары Комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧа) территория Самарской области была захвачена Красной Армией. 22 октября, в воскресенье, передовые части дивизии Гая уже ворвались в Бугуруслан, начались повальные расстрелы «врагов революции». В «черные списки» попал и отец Константин Сухов.

Река Кинель. У правого берега — место мученической кончины святого Константина. По семейному преданию Суховых, поныне бережно хранящемуся потомками священномученика, отец Константин был взят в алтаре Спасо-Вознесенского собора, когда он возносил за Божественной литургией молитвы об упокоении недавно расстрелянных в Екатеринбурге Царственных Мучеников, поминал Православное воинство, противостоящее безбожникам. Прихожан собралась, как обычно, полная церковь. Весь народ шел за карателями, выводившими отца Константина на улицу, умоляя не трогать батюшку. Невзирая на мольбы, они отвели священника в полном облачении на берег реки Кинель, тем путем, которым сам он всегда на праздник Крещения Господня ходил во главе Крестного хода. Во льду делалась крестообразная прорубь — «иордань», благочестивые люди погружались в освященную на молебне богоявленскую воду, а мальчишки выпускали из клеток на волю голубей, символизирующих Святого Духа…

Отец Константин был расстрелян на том самом месте у реки Кинель, где совершался крещенский молебен. Душа священномученика воспарила ко Престолу Божию, как чистая голубица… Тело Христова мученика было брошено на месте расправы, и его забрали верующие. Ныне на месте мученичества святого Константина у реки Кинель возводится большая церковь.

Икона святого священномученика Константина (находится в Христорождественском храме поселка Волжский Самарской области)Снег выпал в том году необычайно рано, и когда батюшку везли на телеге, длинные волосы его ниспадали прямо на снег и казались внезапно поседевшими от изморози.

Похоронили отца Константина тайно, боясь осквернения могилы. Ее местонахождение так и осталось неизвестным. Предполагается, что честные останки священномученика покоятся недалеко от Успенского храма, который по сей день действует на старом кладбище Бугуруслана.

17 июля 2001 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученик иерей Константин Сухов был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских к общецерковному почитанию. Память его совершается в день его мученической кончины 9 (22) октября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских2.



Икона священномученика Константина


Вопросы для обсуждения.

Какие чувства у вас вызвала история о жизни и подвиге священномученика Константина Сухова?

В каких конкретных делах выражалась забота свщм. Константина Сухова о своей пастве, о народе?


Как вы думаете, чего в действительности боялись большевики, чем руководствовались, проводя арест иерея Константина Сухова?

4. Закрепление и обобщение изученного.

Обобщающее слово учителя. Жизнь и служение свщм. Константина Сухова и других оренбургских мучеников за веру связаны с ключевыми общественно-политическими событиями истории нашего Отечества в конце ХIХ – начале ХХ в. Их судьба в полной мере отразила трагизм и сложность предреволюционного времени, они понимали катастрофу революции, пытались противостоять несправедливости. Их жизнь была наполнена бескорыстным служением Русской Православной Церкви и русскому народу, стремлением к нравственному обновлению общества. Они стали первыми жертвами гонений на Церковь, начавшихся после Октябрьской революции 1917 г.

Задание. Допишите фразы:

1. Новомучениками называют …

2. В числе первых жертв гонений на Русскую Православную Церковь были священномученики …

3. Канонизация – это …

4. Нравственный урок подвига новомучеников заключается в …

Подготовка и оформление выводов.

Примерные вопросы.

Каково значение подвига новомучеников и исповедников российских ХХ в. в истории России? Подвести учащихся к выводу о том, что подвиг новомучеников и исповедников позволил сохранить православную веру в России в годы гонений на Русскую Православную Церковь, что должно помочь духовному возрождению нашей страны. Необходимо акцентировать внимание учеников на том, что, пройдя через унижения, нравственные и физические страдания, пытки, оказавшись в тюремном заключении, находясь под угрозой смертной казни, эти люди не сломались, не предали свои идеалы, православную веру.

Какой нравственный урок должны извлечь мы и наши современники из истории жизни и подвига новомучеников?

Как мы можем сохранить память о подвиге новомучеников, в чем может состоять наша работа?

Запись выводов в тетради в форме ответа на вопрос «В чем состоит важность сохранения памяти о подвиге новомучеников и исповедников российских ХХ в.?»

Домашнее задание:

1) выучить определения терминов;

2) продолжить фразу: Пример жизни и подвига священномучеников важно знать моим современникам, потому что …;

3) Прочитать жития канонизированных святых в Оренбургском крае и обсудить со своими друзьями нравственный пример святых;

4) прочитать стихотворение о свщм. Константине Сухове своим друзьям и родственникам, поделиться впечатлениями.




1 Молчанов В.М. Крупка// Православный духовный вестник Саракташского благочиния (Оренбургская епархия). 2017. № 1(71) (янв.-май.). с.126

2 Изъятский Ю. Заступники земли Самарской. // Под ред. игум. Георгия (Шестуна). Самара: ФГУП «Издательство «Самарский Дом печати»», 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!