СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пескография с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л. С. Выгодский

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Одной из таких технологий стала пескографияПескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир.

Фото с занятий

Просмотр содержимого документа
«Пескография с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Пескография, как современная образовательная технология с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.



Аннотация

 

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Одной из таких технологий стала пескография. Пескография – это самостоятельный вид искусства который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром, и так далее.

Занятия с песком дают возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции. Даже не говоря про развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками.

           Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и  песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».

 









Введение

 

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Хочу поделиться своим опытом использования технологии рисования песком. Всем нам хорошо знаком песок, но на самом деле это таинственный, удивительный материал. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.


Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.                



Задачи:

–  создать условия для развития творческого потенциала;

–  осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;

–  способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;

–  создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.

 

Основная часть

Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.


В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

С детьми я использую следующие игры и упражнения:



Знакомство с песочницей:

Цель – снижение психофизического напряжения.

Предлогаю ребёнку “поздороваться” с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный – неприятный, мягкий.



Необыкновенные следы:

Цель – развитие тактильной чувствительности, воображения.

– “Идут медвежата” – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

– “Прыгают зайцы” – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

– “Ползут змейки” – ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

– “Бегут жуки” – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.



Песочный дождик:

Цель – регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Рассказываю, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Показываю, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на другую ладонь, на ладонь другого человека.



Песочный круг:

Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.

Знакомство с мокрым песком проводится так же, как и с сухим. Обращаем тут внимание ребёнка на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.

         Все игры с песком мы используем как часть развивающего занятия и арт – терапевтическое занятие. При арт – терапевтическом занятии мы используем тихую, спокойную музыку.

Дети играют в небольших группах, что способствует эмоциональной и социальной адаптации детей. Дети сами придумывают творческие игры, что не всегда доступно им в повседневной жизни. В играх они используют игрушки, которые принесли с собой, или вдруг решают применить другие материалы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Играя в песке, дети становятся увереннее, просыпается любознательность. Стол-планшет с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребёнка к свободному и нестандартному творчеству. Играя с песком, дети учатся рисовать песочные «картины», создают различные изображения. Это помогает развитию у детей моей группы эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.

Играя, дети испытывают удовольствие, и это побуждает к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных и видимых формах. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо – ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности применения в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).


Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

  • индивидуальности;

  • повышения самооценки;

  • мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

  • воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

  • речи и подготовка руки к письму;

  • коррекция нарушений внимания и поведения;

  • коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

  • психических процессов у детей;

  • двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;

  • снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

  • более глубокое понимание и принятие себя.

Воспитанники моей группы включаются в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также релаксации.  Релаксация в заключительной части физкультурных занятий позволяет мне регулировать степень психического возбуждения воспитанников, ослабить психоэмоциональное и мышечное напряжение.

 





















Заключение

 

 Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Рисование песком способствовало развитию мелкой моторики, фантазии, творческих способностей, образного мышления.

Я пришла к выводу, что игры с песком:

– улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;

– развивают воображение, творческий потенциал;

– развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;

– повышают самооценку и уверенность в себе;

– улучшают взаимоотношения со сверстниками;

– формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.

 

































Литература

 

  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы    

   детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб, 2011.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. —  

   М.,2003.

  1. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной  

   терапии. – СПб., 2010.

  1. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. –   

  Екатеринбург, 2003.

  1. Рисунки из песка – песочное творчество как бизнес [Электронный ресурс]. –  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!