СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песнь о Вещем Олеге А.С.Пушкина. Технологическая карта урока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Песнь о Вещем Олеге А.С.Пушкина. Технологическая карта урока.»

Технологическая карта урока литературы учителя русского языка и литературы

Класс:7

Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.

Цель урока: познакомить учеников с летописным источником произведения Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительно­го чтения, развивать творческие способности учеников.

Задачи:

  1. Дать понятие о балладе;

  2. Сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для " Песни о вещем Олеге ".

  3. Проследить, как решается тема судьбы в балладе.

  4. Развивать умение и навык анализа художественного произведения; творческие способности обучающихся.

  5. Формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы.

  6. Прививать интерес к русской и древнерусской литературе.

  7. Воспитывать грамотного читателя.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методические приемы: рассказ учителя, выра­зительное чтение, словарная работа, работа по составлению таб­лицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 7 класса, репродукции картин В.М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге», диафильм, мультимедийный проектор, экран, компьютер; портрет писателя.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

  1. Орг. момент.





Добрый день и добрый час!
Рада снова видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.



Настрой на учебную деятельность.





Коммуникативные:

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

2. Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Создание проблемной ситуации.

(слайд 1)

Прочитайте высказывание на слайде 2: «… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, эти слова принадлежат нашему современнику или человеку прошлого? Почему?

- Перед вами признание в любви к своей стране, ее истории великого поэта XX века А.С. Пушкина. Но прав каждый из вас, так как эти слова мог произнести и человек прошлого, и наш современник, который любит свою Родину, гордится ее историей. Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин был хорошо знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего следующего произведения «Песнь о вещем Олеге».

- Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

(слайд 2) Запишем тему урока.

Ответы учащихся.































Определение темы урока


Определяют цели и задачи урока Ответы учащихся

Познавательные: структурирование знаний






























Регулятивные: определение темы, цели и задач урока



3. Чтение «Сказания о смерти Олега от коня» на дря и комментарий учителя.


Учитель читает и комментирует фрагмент летописи (стр. 102 учебника).

(слайд 3)

Перевод фрагмента летописи на современный русский язык:

«Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старейшина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал:

«Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и череп конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?» И Олег ступил ногою на череп, попирая, и вот внезапно из оного черепа выникнувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе, Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».

- А кто такой Олег? Узнаете ли вы его на портрете?

(слайд 4)

Давайте узнаем, кто такой Олег и за что его прозвали вещим. (сообщение ученика) (слайд 5)














































Почему Олег назван вещим?

(слайд 6)

Заглянем в словарь: вещий - кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный.

Пушкин назвал своё произведение «Песнь о вещем Олеге» балладой. А что такое баллада? (слайд 7)

Баллада - это лиро-эпическое произведение исторического, героического или фантастического характера.

Слушают рассказ учителя.
















































Сообщение ученика об Олеге. Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.









Записывают определение баллады.



















































Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  1. Просмотр диафильма

Слайд 8

Смотрят

Познавательные: смысловое слушание; понимание и адекватная оценка языка

  1. Сравнительный анализ баллады с летописью.

(слайд 9)

Что изменилось в композиции баллады по сравнению с летописью?

Ответы учащихся.

План:

4.Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища.

5.Появление змеи.

6.Гибель князя.

Познавательные УУД:

1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций

3. Преобразовывать и сохранять информацию.

4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Формирование навыков речевой деятельности

  1. Физминутка

Давайте, ребята, немного отдохнём. Представим себя в роли Олега.

Посмотрите на меня так, как будто вы рассержены.

- так, будто вы очень удивлены.

- так, как будто я наступила вам на плащ.

- так, будто вы чем-то опечалены.

- так, будто вы очень устали.

- так, будто вы только что одержали победу.

- так, будто вы чем-то испуганы.

- так, будто вам приснился очень хороший сон.

А теперь вернёмся в реальность.


Выполняют эмоциональную разрядку.


  1. Словарная работа

С помощью чего Пушкин постарался передать нам особенности языка исторической эпохи князя Олега? (устаревших слов)

Соотнесите слово и лексическое значение, заполнив таблицу в тетради.

(слайд 10)

Ныне – теперь

Вещий – мудрый

Обрёк он мечам и пожарам – решил разрушить и сжечь

Кудесник – волхв, волшебник, колдун, предсказатель, прорицатель

Мольба – горячая просьба

Волхв – чародей, колдун

Жребий – будущее, судьба

Отрада – радость

(слайд 11) Броня – металлическая одежда воина, защищающая туловище

(слайд 12) Чело – лоб

(слайд 13) Пращ – сложенный петлёю ремень для метания камней

(слайд 14) Кинжал – обоюдоострое колющее оружие с острым клинком


(слайд 15) Бранное поле – поле битвы Сеча – бой, битва

(слайд 16) Позлащённый – позолоченный

Стремя – железная дужка, подвешиваемая к седлу для ног всадника

(слайд 17) Отроки-други – молодые слуги князя

(слайд 18) Попона – покрывало для лошадей, закрывающее спину

(слайд 19)Под уздцы- за узду

(слайд 20) Курган – могильный холм

(слайд 21)Ретивый – быстрый, ловкий

(слайд 22)Ковыль – степной дикорастущий злак с узкими листьями

(слайд 23)Тризна – поминки

(слайд 24) Секира – старинное оружие в виде топора на длинной рукояти

(слайд 25) Хозары(или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Работа в группе: работа на соотнесение

1

2

3

4

5

6

7

8

р

г

п

в

о

е

ж

д

9

10

11

12

13

14

15

16

н

м

к

б

с

з

а

ш

17

18

19

20

21

22

23

24

ц

ф

и

у

л

т

ч

х


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Освоение способов совместной деятельности




  1. Анализ произведения

Какие основные эпизоды можно выделить в балладе? (предсказание кудесника, прощание с конём, смерть Олега)

(слайд 26) Чтение эпизода «Встреча с кудесником» (с.103)

- Каким изображён кудесник?

- Какие черты старца говорят о том, что князь не мог не послушать предсказания кудесника? (мудрый, опытный - прошедший весь век)

Чтение эпизода «Предсказание кудесника»

(с. 104-105)

- Как кудесник разговаривает с князем?

- О каких заслугах Олега он говорит?

- Почему отказывается от княжеского дара?

- Поверил ли Олег его предсказанию?

(слайд 27)

Чтение эпизода «Прощание Олега с конём» (с. 105)

- Как показано отношение Олега к коню?

- Почему Олег так любил коня?

- Как поступил Олег со своим конем?

- Жалко ли ему было расставаться с верным другом?

- Почему через много лет Олег снова вспоминает о коне?

Как теперь оценивает Олег давнишнее предсказание ку-десника? (Называет его слова ложью, а старика – безумным)

(слайд 28) Чтение эпизода «Смерть Олега» (с. 106-107)

- Случайна ли смерть Олега?

– Почему Олег принимает смерть от коня: оттого, что от судьбы не уйти или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком» или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

  • - За что же Олег наказан судьбой?

- Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня? (он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении)

– Как же должен был поступить князь после предсказания кудесника?

- Правильно ли он сделал, приказав забрать от него коня – своего верного боевого товарища?
– А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог «принять от коня своего»? 

-Сумел ли князь изменить свою судьбу?

Устная работа с текстом.

























































Коммуникативные:   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.




7.Определение выразительных средств.

  • (слайд 29) Найдите в тексте баллады выразительные средства, которые использует Пушкин.

Поиск информации

Работа с текстом.

Работа в парах.

Эпитеты - неразумным хазарам, вещий Олег, могучий владыка, вдохновенный кудесник, буйный набег, верный конь, цареградская броня, на светлом челе и др.

Метафора – не ведаешь ран, грядущие годы таятся во мгле…и др.

Сравнение – как чёрная лента, кудри их белы, как утренний снег и др..

Олицетворение – и волны и суша покорны тебе, годы таятся, дожди моют и др.


  1. Контрольный тест.

  • слайд 30



9. Выводы. рефлексия

- Как вы думаете, о чем предупреждал нас поэт этим произведением? (жить надо по совести и самому быть отзывчивым, порядочным человеком) (слайд 31-32)

(слайд 33) Домашнее задание: наизусть отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге»: предсказание кудесника или прощание Олега с конем, смерть Олега.



Подводят итоги

Выставляют оценку.

Лист самооценки

Критерии

Оценка

(1-5 баллов)

Активность на уроке


Личный вклад в работу группы


Работа в паре


Тест



Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;





















Лист самооценки

Критерии

Оценка

(1-5 баллов)

Активность на уроке


Личный вклад в работу группы


Работа в паре


Тест


Лист самооценки Лист самооценки

Критерии

Оценка

(1-5 баллов)

Активность на уроке


Личный вклад в работу группы


Работа в паре


Тест


Критерии

Оценка

(1-5 баллов)

Активность на уроке


Личный вклад в работу группы


Работа в паре


Тест


Лист самооценки Лист самооценки Лист самооценки

Критерии

Оценка

(1-5 баллов)

Активность на уроке


Личный вклад в работу группы


Работа в паре


Тест


Критерии

Оценка

(1-5 баллов)

Активность на уроке


Личный вклад в работу группы


Работа в паре


Тест




Критерии

Оценка

(1-5 баллов)

Активность на уроке


Личный вклад в работу группы


Работа в паре


Тест




Найдите в тексте примеры эпитетов.

Образец: Эпитеты - вещий Олег, могучий владыка…



Найдите в тексте примеры метафор.

Образец: метафора –грядущие годы таятся во мгле



Найдите в тексте примеры сравнений.

Образец: сравнение –кудри их белы, как утренний снег



Найдите в тексте примеры олицетворений.

Образец: олицетворение – и волны и суша покорны тебе



Найдите в тексте примеры эпитетов.

Образец: Эпитеты - вещий Олег, могучий владыка…



Найдите в тексте примеры олицетворений.

Образец: олицетворение – и волны и суша покорны тебе






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!