Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент. | Добрый день и добрый час! Рада снова видеть вас. Друг на друга посмотрели, И тихонечко все сели. | Настрой на учебную деятельность. | Коммуникативные: 1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. 2. Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся. |
Мотивация к учебной деятельности | Создание проблемной ситуации. (слайд 1) Прочитайте высказывание на слайде 2: «… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Проблемный вопрос: - Как вы думаете, эти слова принадлежат нашему современнику или человеку прошлого? Почему? - Перед вами признание в любви к своей стране, ее истории великого поэта XX века А.С. Пушкина. Но прав каждый из вас, так как эти слова мог произнести и человек прошлого, и наш современник, который любит свою Родину, гордится ее историей. Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин был хорошо знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего следующего произведения «Песнь о вещем Олеге». - Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. (слайд 2) Запишем тему урока. | Ответы учащихся. Определение темы урока Определяют цели и задачи урока Ответы учащихся | Познавательные: структурирование знаний Регулятивные: определение темы, цели и задач урока |
3. Чтение «Сказания о смерти Олега от коня» на дря и комментарий учителя. | Учитель читает и комментирует фрагмент летописи (стр. 102 учебника). (слайд 3) Перевод фрагмента летописи на современный русский язык: «Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старейшина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и череп конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?» И Олег ступил ногою на череп, попирая, и вот внезапно из оного черепа выникнувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе, Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой». - А кто такой Олег? Узнаете ли вы его на портрете? (слайд 4) Давайте узнаем, кто такой Олег и за что его прозвали вещим. (сообщение ученика) (слайд 5) Почему Олег назван вещим? (слайд 6) Заглянем в словарь: вещий - кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный. Пушкин назвал своё произведение «Песнь о вещем Олеге» балладой. А что такое баллада? (слайд 7) Баллада - это лиро-эпическое произведение исторического, героического или фантастического характера. | Слушают рассказ учителя. Сообщение ученика об Олеге. Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских». По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор. Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Записывают определение баллады. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
Просмотр диафильма | Слайд 8 | Смотрят | Познавательные: смысловое слушание; понимание и адекватная оценка языка |
Сравнительный анализ баллады с летописью. | (слайд 9) Что изменилось в композиции баллады по сравнению с летописью? | Ответы учащихся. План: 4.Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища. 5.Появление змеи. 6.Гибель князя. | Познавательные УУД: 1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций 3. Преобразовывать и сохранять информацию. 4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: Формирование навыков речевой деятельности |
Физминутка | Давайте, ребята, немного отдохнём. Представим себя в роли Олега. Посмотрите на меня так, как будто вы рассержены. - так, будто вы очень удивлены. - так, как будто я наступила вам на плащ. - так, будто вы чем-то опечалены. - так, будто вы очень устали. - так, будто вы только что одержали победу. - так, будто вы чем-то испуганы. - так, будто вам приснился очень хороший сон. А теперь вернёмся в реальность. | Выполняют эмоциональную разрядку. | |
Словарная работа | С помощью чего Пушкин постарался передать нам особенности языка исторической эпохи князя Олега? (устаревших слов) Соотнесите слово и лексическое значение, заполнив таблицу в тетради. (слайд 10) Ныне – теперь Вещий – мудрый Обрёк он мечам и пожарам – решил разрушить и сжечь Кудесник – волхв, волшебник, колдун, предсказатель, прорицатель Мольба – горячая просьба Волхв – чародей, колдун Жребий – будущее, судьба Отрада – радость (слайд 11) Броня – металлическая одежда воина, защищающая туловище (слайд 12) Чело – лоб (слайд 13) Пращ – сложенный петлёю ремень для метания камней (слайд 14) Кинжал – обоюдоострое колющее оружие с острым клинком (слайд 15) Бранное поле – поле битвы Сеча – бой, битва (слайд 16) Позлащённый – позолоченный Стремя – железная дужка, подвешиваемая к седлу для ног всадника (слайд 17) Отроки-други – молодые слуги князя (слайд 18) Попона – покрывало для лошадей, закрывающее спину (слайд 19)Под уздцы- за узду (слайд 20) Курган – могильный холм (слайд 21)Ретивый – быстрый, ловкий (слайд 22)Ковыль – степной дикорастущий злак с узкими листьями (слайд 23)Тризна – поминки (слайд 24) Секира – старинное оружие в виде топора на длинной рукояти (слайд 25) Хозары(или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь. | Работа в группе: работа на соотнесение 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | р | г | п | в | о | е | ж | д | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | н | м | к | б | с | з | а | ш | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ц | ф | и | у | л | т | ч | х | | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: Освоение способов совместной деятельности |
Анализ произведения | Какие основные эпизоды можно выделить в балладе? (предсказание кудесника, прощание с конём, смерть Олега) (слайд 26) Чтение эпизода «Встреча с кудесником» (с.103) - Каким изображён кудесник? - Какие черты старца говорят о том, что князь не мог не послушать предсказания кудесника? (мудрый, опытный - прошедший весь век) Чтение эпизода «Предсказание кудесника» (с. 104-105) - Как кудесник разговаривает с князем? - О каких заслугах Олега он говорит? - Почему отказывается от княжеского дара? - Поверил ли Олег его предсказанию? (слайд 27) Чтение эпизода «Прощание Олега с конём» (с. 105) - Как показано отношение Олега к коню? - Почему Олег так любил коня? - Как поступил Олег со своим конем? - Жалко ли ему было расставаться с верным другом? - Почему через много лет Олег снова вспоминает о коне? Как теперь оценивает Олег давнишнее предсказание ку-десника? (Называет его слова ложью, а старика – безумным) (слайд 28) Чтение эпизода «Смерть Олега» (с. 106-107) - Случайна ли смерть Олега? – Почему Олег принимает смерть от коня: оттого, что от судьбы не уйти или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком» или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня? - Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня? (он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении) – Как же должен был поступить князь после предсказания кудесника? - Правильно ли он сделал, приказав забрать от него коня – своего верного боевого товарища? – А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог «принять от коня своего»? -Сумел ли князь изменить свою судьбу? | Устная работа с текстом. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
7.Определение выразительных средств. | (слайд 29) Найдите в тексте баллады выразительные средства, которые использует Пушкин. | Поиск информации Работа с текстом. Работа в парах. Эпитеты - неразумным хазарам, вещий Олег, могучий владыка, вдохновенный кудесник, буйный набег, верный конь, цареградская броня, на светлом челе и др. Метафора – не ведаешь ран, грядущие годы таятся во мгле…и др. Сравнение – как чёрная лента, кудри их белы, как утренний снег и др.. Олицетворение – и волны и суша покорны тебе, годы таятся, дожди моют и др. | |
Контрольный тест. | | | |
9. Выводы. рефлексия | - Как вы думаете, о чем предупреждал нас поэт этим произведением? (жить надо по совести и самому быть отзывчивым, порядочным человеком) (слайд 31-32) (слайд 33) Домашнее задание: наизусть отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге»: предсказание кудесника или прощание Олега с конем, смерть Олега. | Подводят итоги Выставляют оценку. Лист самооценки Критерии | Оценка (1-5 баллов) | Активность на уроке | | Личный вклад в работу группы | | Работа в паре | | Тест | | | Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |