СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песни в семейных обрядов адыгов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие преуроченно к году семьи в Российской Федерации. Для обучающихся 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Песни в семейных обрядов адыгов»



Министерство образования и науки Республики Адыгея

Управление образования муниципальное образование

«Тахтамукайский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12» аула Новобжегокай





Республиканский конкурс педагогического мастерства на лучшее мероприятие в рамках воспитательной работы, посвященное Году семьи в Российской Федерации











«Песня в семейных обрядах адыгов»







Работу выполнила:

педагог дополнительного образования

Хатит С.А.













а. Новобжегокай

2024год.


Содержание


1. Введение. Актуальность ………………………………………….3стр.

2. Цели и задачи……………………………………………………….4стр.

3. Основное содержание……………………………………………....5стр.

Свадебные обряды и сопровождающие их песни.

Нысащэ: обряды и песни в доме «ТещэрыпI»

Песни, сопровождающие привоз невестки из «ТещэрыпIа»

4. Заключение…………………………………………………………..8 стр.

5. Список использованной литературы……………………………….10стр.




































Введение


Важным показателем развития этнографической науки является развертывание в стране большой исследовательской работы по изучению семьи и семейных отношений.

Я считаю, что данная тема в настоящее время актуальна потому, что сейчас теряется связь между поколениями. Забывается семейные традиции, музыкальное наследие народа.

Известно, что семья, как важнейшая социальная ячейка, живет и изменяется вместе с обществом. Еще Маркс отмечал, что семья «должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна развиваться по мере того, как изменяется общество. Точно так же, как это было в прошлом. Она представляет собой продукт общественной системы».


1. Социально-экономические и культурные перемены, происшедшие в нашей стране за годы Советской власти, не могли не подвергнуть семью значительным изменениям. Поэтому изучение процессов развития семьи, eе тенденции остаются в центре внимания советской этнографии. Как отмечает С. А. Токарев, «проблемы современной семьи (и в буржуазном, и в социалистическом обществе), тенденции ее изменений в ближайшем и более отдаленном будущем — это вопросы, задевающие самые глубинные сферы человеческой жизни»


2 . Их исследование важно и потому, что семья, по словам Л. М. Дробыжевой, «передает не только давно стабилизировавшиеся, бытующие в ней привычки, обычаи и обряды, но и соционормативную культуру современного общества, которую она аккумулирует и «воспроизводит»


3 . Незаменимым источником для выяснения глубинных процессов эволюционного развития семьи и семейных отношений являются семейно-обрядовые песни. Данная работа и посвящена изучению семейной обрядности и обрядовых песен адыгов. Песня и в частности обрядовая играла исключитель-ную роль в жизни адыгских народов.

«Песня, и в частности обрядовая, играла исключительную роль в жизни адыгских народов. У них песни так тесно связаны с жизнью и так сильно проникнута господствующим ее направлением. Что если бы от племени адыге не осталось для потомства никаких других следов, кроме его песни, то по ней можно бы составить определенное понятие о жизни и деятельности этого народа»- писал А.К. Кешев.

В развитии народно-поэтического творчества и народных традиций велика была роль джегуако. Джегуако-талантливый артисты из народа-играли на музыкальных инструментах. Были хорошими сказателями, прекрасно знали все обычаи и нравы народов.

3

По предложению адыгейского научного –исследовательского института профессор А.Ф. Гребнев, изучив ранее собранный музыкальный фольклор. Издает в 1941году в Москве первый сборник адыгейских народных песен. В сборник вошли песни всех важнейших жанров: песни нартского героического эпоса. Историко-героические песни, целебные , трудовые, любовные. Свадебные, колыбельные, шуточные. Детские. Песни о животных и птицах.


В послевоенное время продолжается сбор и изучение народно-музыкального творчества адыгов. В нем принимает участие местные фольклористы –исследователи Кардангушев З.П., Годогатль А.М., Шу Ш.С., Аутлева С.Ш., Нагоева З.М., Чич Г.К.

В 50-60-х годах А.М. Годокатля впервые создал в АНИИ фонотеку, где сосредоточил песни в количестве 445 названий записанные с помощью магнитофона от выдающихся современных певцов и сказателей Адыгеи, Кабарды, Черкесии, Причерноморской Шапсугии, а также в аулах Успенского района. Эти Записи представляют собой непреходящую ценность для науки. Такие талантливые адыгские певцы, как Кубай Зафес, Тамтаху Аюб, Схоляхо Алий, Хавпачев Амирхан, Тлепий Битлэустен, Ордоков Мерзабеч, Усий Четук, Ачегу Ибрагим, Хотко Теучеж, Тлиф Чеч, Хушт Ибрагим,Шерех Мереим, братья Ибрагим и Салих Джамерзе, и многие другие уже ушли из жизни, а их творчество сохраняется для культуры.


Цели и задачи

Цели :

  1. Раскрыть понятие «народная музыкальная культура»

  2. Рассказать о роли народной песни.

Задачи:

  1. Развивать интерес к истории народа, традициям и обычаям.

  2. Ознакомить с песнями , которые помнят и поют сейчас.


.Развивающая:

1.Развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

 Воспитательная:

1. воспитывать  чувство прекрасного, уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Адыгеи, необходимости  сохранения и приумножения историко-культурных традиций.

2. развитие у детей чувства гордости за свою семью, пупинизация семейных праздников и обрядов.


4

Свадебные обряды и сопровождающие их песни.


Адыги предавали большое значение заключению брака. Брачный возраст для адыгских мужчин и женщин у разных исследователей указывается по –разному. Например, у Г.Х. Бамбетова -25(у Юношей) и 18-20(у девушек), у М.А. Меретукова -30 и 25лет.

Основными формами заключения брака у адыгов являлись сватовство и умыкание.Когда девушка достигала брачного возраста, в родительском доме ей отводилось специальная комната.(пшъэшъэ унэ), где она могла встречать молодых людей в присутствии младшего брата или сестры. К ней в комнату ходило много людей свататься, и она выбирала того, кто ей больше нравился.

Этнографические материалы. Проанализированные учеными, свидетельствуют, что свадебные обряды адыгов состоит из нескольких циклов.

  1. Предсвадебные: знакомство и сватовство.

  2. Собственно свадебный церемониал: увеселение по случаю вывода невестки.

  3. Послесвадебные обряды: приобщение молодой к очагу к роду.


Нысащэ: обряды и песни в доме «ТещэрыпI»

Свадьба- нысащэ джэгу.

За невестой всегда посылалось большая свита. Старшие из свитывели с родителями девушки переговоры, в ходе которых устанавливался размер калыма(уасэ). Затем провожатые устанавливали количество голов скота в качестве выкупа и как бы в шутку исполняли песню «ОсапкIэ». Эта песня пелась без музыкального сопровождения.

Уи, уи, типшъашъэ ыуасэр

Зы дышъэп, дышъитIоп, дышъитф!

Уи,уи,типшъашъэ ишъуашэр

Зы чэмэп.чэмитIоп!

Чэмибгъумэ.быгъур япшIэу отэр!

Песня поиться в размере 6\8. Состоит из простейших фраз в диапазоне секты от ля. До фа, мелодия повторяется с незначительными вариациями.

Когда мужчина женился, то не приводил жену прямо в дом свой, а помещал ее на время у кого-не будь из приятелей. Которого называли тейшарист(т.е.кум), а по происшествию трех суток отводили ее в свой дом с разными обрядами , завершавшими пиром. Хозяин . промежуточного дома оказывали большие почести новобрачным. Встречали и угощали всех гостей.

В этом доме голова и лицо невесты были покрыты нарядным платком, который в течение некоторого времени не снимался. Потом назначался хитех. Хъытех(дословно снимающий0. Женщины обычно снимали покрывало ножницами, а мужчины избирали обыкновенный кинжал или саблю.

5

Женщина –хитех вознаграждалась снятым платком, взамен которого невестке преподносили нарядный, обязательно белый платок. На обряде присутствовали юноши и девушки которые исполняли «Хитех орэд»- «Песню снятия платка».

Ор,нысэ даха,

Ор, нысэ мафа,

Чатэу сыптеIаба.

ЛIакъор огъэуна,

Шъаор къыобэкIа,

ИкIырэм дэкIуата

Къихьэрэр гъэлъапIэ.

Песня проста. Легко воспринимается для исполнения. После исполнения песни и совершения обряда все поздравляли молодых.

Песни, сопровождающие привоз невестки из «ТещэрыпIа»

По происшествию трех суток «промежуточная семья» собирала свиту и отводила невестку из тещерыпIа в дом жениха. Шествие свиты с невесткой носило торжественный характер. Молодую весело сопровождали девушки, а свиту возглавлял тхьаматэ. Он проводил первые смотрины: останавливал свиту и говорил: «Друзья, может быть взяли чужую невестку, и не знаем, хороша ли она собой или дурна: Давайте посмотрим!». Молодую выводили из арбы и посмотрев на нее, свита бросала слова: «Мэшэллахь, мэшэллахь» затем и сажали обратно в арбу и продолжали свой путь Всю дорогу пелось специальная песня привода невесты «Дахэр къэтэща». Эта песня исполняется в форме диалога, а точнее группа солистов перечисляет все. Что умеет делать невестка. А хор подпевает, говоря, что она не только умница и рукодельница, она еще и красавица.

Затем в диалог появляется тема жениха. Изображающего ловким и смелым воином. К его достоинствам добавляется и то, что он привез прекрасную невестку.

Къыхэзыдзырэр: Пхъэцокъэрык1ор къэтэщэ!

Жъыур: -Дахэр къэтэщэ!

- Хьак1эщык1уалъэр къэтэща!

-Дахэр къэтэщэ!

-Зиджанэ дышъэр къэтэщэ!

-Дахэр къэтэщэ!

-Мэстэпэрыдэр къэтэщэ!

-Дахэр къэтэщэ!

-Зыбгъэ чэсэир къэтэщэ!

-Дахэр къэтэщэ!

-Зынэгу апсэр къэтэщэ!

-Дахэр къэтэщэ!

-Дахэ пшъэк1ахьэркъэтэща!

-Дахэр къэтэщэ!

6

Под звуки этой песни невестка приводилась к дому мужа. Все песни, сопровождающие молодую на пути из родительского дома, славили ее красоту, богатство, умение одеваться, любуются ее походкой, изображают доброй феей.

У адыгов наездники должны были довезти арбу с невесткой до дома мужа в ценности, для чего надо было преодолеть условные трудности. Около ворот жениха раскладывался костёр из соломы, через который должны были прыгать участники свадебного поезда. В адрес тех всадников. Которые долго не могли перепрыгнуть через огонь. Сочиняли «корительную песню», делая сравнение не в их пользу:

Нэшъукъое лъэс п1онэу ужэ 1улэлэу

Аскъэлэе уан п1онэу узэк1эскъыкъэу

Гъобэкъое сом п1онэу укъызэк1эк1ожьэу.

Празднование первого дня пребывания в доме мужа у адыгов называлось «нысащэ». Старшие женщины встречая молодую, совершают обряд тепхъэ: осыпают зерном, предвещая много детей, соломой. Деньгами, сладостями, желая изобилия ей и дому , в который она входит.

Обряд знакомства золовки с будущей невесткой. Был особенно популярен у бжедугов.

После этого обряда собравшиеся восхваляли семью, в которую пришла молодая, желали ей долгой и счастливой жизни. Исполнялась приуроченная к этому ритуалу песня «Нысэ орэд»

-Ох, оридададэри, орида!

-Оридадэ мафэхэр. Тиныса!

Жъыу: Орида!

- Тинысэ къызэращэ гущэр икушъа!

-Икумылашъхьит1охэри тыжъына,

-Орида!

-Тыжьыныбгъэ шыу гущэм укъеща!

-Укъызыщэгъэ к1алэми удэжъа!

-Орида!

- Уи












7

Заключение


Итак, мы проанализировали целый ряд свадебных и детских обрядов и сопровождавших их песен, что позволило нам сделать следующие выводы. Интересующие нас песни восходят к языческим и даже анимистическим представлениям. В них ощутимо присутствие различных видов магии, древних суеверий, и вместе с тем, почти отсутствует влияние мировых религий — христианства и ислама. Первичной и главной функцией свадебных и детских обрядов, а также приуроченных к ним песен являлось стремление обеспечить с помощью магии семье счастье. Под счастьем понималось материальное и моральное благополучие семьи, здоровье ее членов и многочисленная генерация. А вторичная функция уже эстетическая — создание праздничной атмосферы.

Самые древние семейные песни представляли собой попевки, не имеющие особого содержания. Песня, как жанр, имеющий выразительную, осмысленную и мелодически законченную форму, появилась позднее, с укоренением в жизни соответствующего обряда. Как правило, по своему диапазону обрядовая песня не превышает октаву, отличается несложностью метрической формулы: большинство песен состоит из трех фраз и заканчивается тоникой. Лады применяются функционально (по традиции), соответственно каждой ситуации, в зависимости от содержания обряда. Таким образом, музыкальная форма песни полностью соответствует словесному тексту и зависит от него.

Песни свадебных обрядов исполнялись хором. Это было пение на миру. Солист (Уэрэдгъэ1у) запевал и интонировал смыслонесущие стихи, а хор — голосовое сопровождение (жъыу), состоящее чаще всего из несмысло-несущих экспрессивных слов или слогов. Партии солиста и хора сочетались в различных формах. «Эта форма исполнительства, став традиционной в адыгском народно-музыкальном творчестве, сохранилась устойчиво и сегодня» .

В общих ритуальных ситуациях солировал мужчина и хор при нем был мужским; в частных (женских) ритуалах солировала женщина и хор при ней был женским. Песни, сопровождавшие детские обряды, все были монодийными. В мелодическом отношении свадебные песни были наиболее развиты и всегда исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Песни детского цикла такого аккомпанемента не имели. Семейные обрядовые песни прошли через все этапы исторического развития народа, приспосабливаясь к каждому этапу, не только отражая семейную и общественную жизнь адыгов, но и своеобразно влияя на нее. Отражая существенные особенности социально-экономических отношений в семье и обществе, адыгские обрядовые песни помогают восстанавливать забытые семейные обряды, «освещают жизнь народов во всех ее проявлениях.

8

Они лучше самой истории свидетельствуют о внутреннем быте народа, служат меркою его гражданственности, поверкою его человечности, зеркалом его духа» .

Таким образом, семейные обрядовые песни преследовали несколько целей,— как утилитарно-магического, так и эстетического характера, в том числе и цели празднично-развлекательные. В наше время обряды и обрядовые песни утратили свое первичное магическое назначение и теперь некоторые из них продолжают бытование в народе, выполняя праздничную и эстетическую функции.

Факты свидетельствуют о том, что адыгские обрядовые песни лучше сохранились у адыгов Причерноморской Шапсу-гии. Сами -же обряды претерпели существенные видоизменения и некоторые из них используются общественностью лишь при проведении праздника «День семьи».
































9

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

1.1. Маркс К. иЭнгельсФ. Об искусстве в 2-х томах, 1976. Т. 1.— С. 247—250; 300—301. 1. 2. Л е н и н В. И. Поли. собр. соч.— Т. 22.— С. 273—276.

2. Книги, статьи

2. 1. Абрамов Я. Кавказские горцы.— Краснодар, 1927.— 35 с.

2.2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.—Нальчик: Эльбрус, 1974.—633 с.

2. 3. АутлевМ. Г.,ЗевакинЕ. С.,Х оретлевА. О. Адыги. Историко-этнографический очерк.— Майкоп, 1957.— 138 с.

2.4. Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Составитель Гребнев А. Ф.— М Л 1941 — 200 с. '

2.5. Аутлев С. Ш. Адыгские историко-героические песни XVI—XIX вв.— Нальчик: Эльбрус, 1973.— 227 с.

2. 6. А к р и т а с П. Г. Аграрный праздник н Кабарде // УЗ Кабардинского НИИ.— Нальчик, 1948.— Т. 4.— С. 265—270.

2. 7. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят.— Новосибирск: Наука, 1980.— 222 с.

2. 8. Б г а ж н о к о в Б. К. Адыгский этикет.— Нальчик: Эльбрус, 1978.— 159 с.

2. 9. История Кабарды.— М., 1957.— 393 с.

2. 10. К а н т а р и я М. В. О некоторых пережитках аграрного культа в быту кабардинцев // УЗ Адыгейского НИИ.— Майкоп, 1968.— Т. 8.— С. 348—372.

2. 11. К а н ч а в е л и Л. Г. О специфике отражения действительности в музыкальном мышлении древних адыгов // Вестник КБНИИ.— Нальчик, 1973.— Вып. 7.— С. 228—244.

2. 12. К а ш е ж е в Т. П. Свадебные обряды кабардинцев. Этнографическое обозрение. М., 1892.— Кн. XV.— С. 147— 156 или Избранные произведения адыгских просветителей.— Нальчик: Эльбрус, 1980.— С. 220—232.

2.13. Калмыков И. X. Черкесы.—Черкесск, 1974.—343 с.


2. 14. Лавров Л. И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории // Советская этнография.— 1956.—№ 1.—С. 19—29.

2. 15. Ладыженский А. М. Адаты горцев Северного Кавказа // Вестник Московского университета, 1947.— № 12.— С. 173—183. . .


2.16. Смирнова Я. С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // УЗ Адыгейского НИИ.— Майкоп, 1968.— Т. 8.— С. 109—178.

2. 17. Смирнова Я. С. Новые черты в адыгейской свадьбе // Советская этнография.— 1962.— № 5.—С. 127—168.

2. 18. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.— М., 1983.— 262 с.

2. 19. С т у д е н е ц к ая Е. Н. Современное кабардинское жилище//Советская этнография.— 1948.—№ 4.—С. 105—123

2.20. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.— М., 1976.— 215 с.

2. 21. Т о к а р е в С. А. Община и семья // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы.— М., 1983.— С. 194—202.

2. 22. Ч и ч Г. К. Особенности традиционной адыгейской народной песни // Культура и быт адыгов.— Майкоп, 1981.— Вып. IV.— С. 202—224.




10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!