Барсукова Валентина Васильевна
Алтайский край, Новичихинский район, село Лобаниха
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Лобанихинская основная общеобразовательная школа»
е-mail: teachdeutch@mail.ru
НапрАВЛЕНИЕ: формирование здорового образа жизни
МАСТЕР-кЛАСС
ОБМЕН ОПЫТОМ: демонстрация освоения материала при помощи здоровьеСберегающих технологий
ПЕСНЯ - КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
с. Лобаниха 2017
Учитель иностранного языка обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать, по возможности, возникновения у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.
А.А. Леонтьев
От физического и психического здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Чем комфортнее школьник чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Организуя урок с использованием здоровьесберегающих технологий можно добиться наибольшей его эффективности.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся большой концентрации внимания, напряжения сил. Поэтому одной из важных задач сегодня является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье.
Планируя урок необходимо помнить о различных видах релаксации, которые позволяют снизить напряжение, помогают учащимся отдохнуть, поднять хорошее настроение, а это ведёт к улучшению усвоения материала. Среди большого количества релаксаций мне большей частью импонирует песня, которая помогает сделать процесс обучения интересным и творческим, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Песня снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя. С этой целью необходимо выбирать песни несложные в языковом отношении, весёлые, шуточные, задорные, учитывая возраст и уровень обученности учащихся.
Музыка и пение позволяют более прочно и легко усвоить лексический материал, так как тексты песен содержат для учеников новые слова и выражения. Для отработки лексики – дни недели в 3 классе по теме «Welcher Wochentag ist heute?“ [1, с. 45], дети разучивают песню „Laurentia“ (в темпе вальса). Сидя за школьными столами, они исполняют песню и выполняют гимнастику в то время, когда звучит день недели, дети встают из-за стола 1 раз - если звучит один день недели, 2 раза – если звучат два дня недели и т.д.
„Laurentia“
Laurentia, liebe Laurentia mein,
Wann werden wir wieder zusammen sein
Am Montag , Dienstag, Mittwoch, Donnerstag, Freitag, Sonnabend, Sonntag
Ach, wenn es doch wieder Montag (Dienstag, Mittwoch, Donnerstag, Freitag, Sonnabend, Sonntag) wär
Und ich bei meiner Laurentia wär,
Laurentia wär
Laurentia, liebe Laurentia mein,
Wann werden wir wieder zusammen sein
Am Montag
Ach, wenn es doch wieder Montag wär
Und ich bei meiner Laurentia wär,
Laurentia wär
Usw…
А для отработки порядковых числительных в 4 классе дети разучивают песню «Zähllied» [2, с. 72 ] .
Eins- der erste, zwei- der zweite, drei- der dritte,
vier – der vierte, fünf – der fünfte, sechs – der sechste,
sieben – der siebente, acht – der achte,
neun und zehn und elf und zwölf,
dreizehn, vierzehn, fünfzehn, sechszehn
Песня „Drei Chinesen“ (исполняется в темпе марша) даёт возможность ненавязчиво повторить грамматическое явление - Präteritum, а также развивать фонетически правильное произношение звуков. Заменяя гласные на другие гласные, дифтонги и умляуты: „a“ „e“ „i“ „o“ „u“ „ü“ „ä“ „ö“„ei“ „eu“ учащиеся упражняются в фонетике. Правило игры состоит в том, что гласные должны не повторяться.
„Drei Chinesen“
Drei Chinesen mit dem Kontrabass
saßen auf der Straße
und erzählten sich was
Da kam die Polizei
Ei, was ist denn das?
Drei Chinesen mit dem Kontrabass
Dra Chanasan mat dam Kantrabass
saßan af dar Straßa
and arzahltan sach was
Da kam da Palaza
a, was ast dann das?
Dra Chanasan mat dаm Kаntrabass.
Исполнение под фонограмму песенки „ Auf der Mauer, auf der Lauer “ благоприятным образом сказывается на произношении учеников, одновременно развиваются навыки аудирования. Дети поют песню, не произносят сначала одну последнюю, затем две последние буквы (три, четыре, пять) в рифмованных словах.
Wanze Wanz Wan Wa W -
Tanzen tanz tan ta t -
„Auf der Mauer, auf der Lauer “
Auf der Mauer, auf der Lauer
sitz ne kleine Wanze - 2 Mal
Seht euch nur die Wanze an,
Wie die Wanze tanzen kann
Auf der Mauer auf der Lauer
sitz ne kleine Wanze
Песенка «Mein Hut» [3, с.121] в 8 классе развивает у детей внимание и фонетически правильное произношение звуков. Все вместе хором они поют слова немецкой песенки „Mein Hut“, меняя слова на жесты.
Mein Hut, der hat 3 Ecken
3 Ecken hat mein Hut
Und hätt er nicht 3 Ecken
So wär es nicht mein Hut.
Например, вместо слова „Hut" дети делают жест: руки поднимают над головой и изображают шляпу (треугольный колпак). При повторном исполнении песенки в третий раз жестами заменяются уже два слова: „Hut" и „mein“ (дети показывают рукой на себя). При следующем повторении заменяют жестами слово «drei», показывают три пальца, а вместо слова «Ecken» изображают острый угол левой рукой, сгибая её в локте и легко касаясь её другой правой рукой.
Используя песню «Jetzt kommt Hampelmann“ во 2 классе [4, с.72-73] ученики узнают историю возникновения куклы - марионетки, что это не простая игрушка. Им интересно узнать о кукольных театрах, об артистах (С. Образцов, З. Гердт), о чём учитель рассказывает. Учащиеся узнают новую лексику, учатся читать и переводить, играют в пантомиму, указывают те действия, которые выполняет Петрушка. Эта песня помогает отработать единственное и множественное число глаголов. Er tanzt - wir tanzen, er singt- wir singen.
Эту песню вспоминаем в 6 классе при изучении темы «Freizeit ... Was gibt’s da alles!». Основное содержание темы «Описание внешности». Упр. 5. Рисунок и рифмовка используются для введения новой лексики по теме «Внешность». [5,с.56 ]
Упр. 6 направлено на тренировку склонения существительных (Akk. и Gen.). Выполняется фронтально. Можно предложить учащимся нарисовать дома Петрушку и на следующем уроке организовать выставку рисунков и конкурс на лучшее их описание. Таким образом, быстрее тренируется лексика и склонение существительных. [5, с.56]
Песня выступает релаксацией не только в середине или в конце урока, когда дети устали, но и в начале урока песня служит стимулом для развития речевых навыков и умений, повышения настроения. Песня «Und wer im Januar Geburtstag hat – tritt ein, …,….!» [2, с.41] в 4 классе привлекает «детей - именников». Песенку о дне рождении можно обыграть в виде танца. Для этого дети становятся в круг, поют и выполняют определённые движения, о которых говорится в песне.
Wer im Januar Geburtstag hat – tritt ein, tritt ein, tritt ein!
Er macht im Kreis einen tiefen Knicks, recht tief, recht tief, recht tief!
Mädel, dreh dich, Mädel, dreh dich.
Mach hopsasa! - sa! - sa!
Песня помогает не только формировать и совершенствовать речевую компетенцию, но и развивать творческие способности учащихся, оказывает воспитательное воздействие. Песню «Guten Tag!» можно применить в качестве фонетической зарядки и как тренировочное упражнение при знакомстве детей для закрепления речевого этикета. Фразы песни сопровождаются жестами и мимикой.
Guten Tag! Guten Tag!
Hallo, wie geht, s?
Guten Tag! Guten Tag! Hallo, wie geht, s?
Danke, prima gut!
Danke, prima gut!
Danke, prima gut!
Tschüs!
Auf Wiedersehen!
При помощи песни можно ввести определённую тему урока. Например, к теме «Die Sommerferien» можно предложить детям послушать песню «Pack die Badehose ein!». На доске записывается слово «Die Sommerferien». Ученики работают над ассоциограммой и упражняются над словарным запасом по теме.
Итак, использование песни на уроке как элемента здоровьесберегающих технологий является необходимым условием современной действительности, играет неоценимую роль в жизни каждого ребёнка, позволяет легче и успешнее овладеть знаниями при обучении иностранному языку.
Песня на уроке сказывается на микроклимате класса, снижает трудности, повышает мотивацию, позволяет добиться хороших результатов в состоянии здоровья детей.
Библиографический список:
И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.М Фомичёва «Немецкий язык. 3 класс» - учебник для общеобразовательных организаций в 2- х частях - Москва: Просвещение, 2014., - С.45
И.Л. Бим, Л.И. Рыжова «Немецкий язык. 4 класс» - учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе - в 2- х частях - Москва: Просвещение, 2014.- С. 41-42,72
И. Л.Бим. Л.В. Садомова О.В. Крылова Ж.Я. Академический школьный учебник Немецкий язык 8 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2011. С.121
И.Л. Бим, Л.И. Рыжова Немецкий язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях - Москва: Просвещение, 2013.- С. 72-73
И.Л.Бим. Л.В. Садомова Шаги 2: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1999.,- С. 56