Просмотр содержимого документа
«Песочная анимация как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога»
Песочная анимация как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога
Подготовила:
педагог-психолог МКОУ «Коршуновская СОШ»
Малышева Алина Денисовна
Цели и задачи при работе с песочной анимацией:
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
- Снимать мышечное напряжение.
- Помогать ребенку чувствовать себя защищенным.
- Развивать активность, расширяют жизненный опыт.
- Стабилизировать эмоциональные состояния.
- Позволять ребенку соотносить игры с реальной жизнью.
- Преодолевать комплекс «плохого художника».
- Развивать творческие действия.
- Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.
- Способствовать расширению словарного запаса.
Отличие от традиционных форм обучения и особенности в работе с песочной анимацией (с песком на световых столах)
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать, играет свободно, а не по чьей-то указке. Рисунки на песке «свободны от ошибок». Рисуя песком, невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества.
Отличие от традиционных форм обучения и особенности в работе с песочной анимацией (с песком на световых столах)
- В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает обучающегося к свободному и нестандартному творчеству.
Притягательность песка, конечно, в том, что это «живой» материал, он движется, «сам рисует». В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.
Изобретателем метода рисования песком в том виде, в котором он существует сейчас, по праву считается режиссер и мультипликатор Кэролин Лиф (Caroline Leaf). Именно она впервые создала мультипликационный песочный фильм под названием «Песок, или Питер и Волк» (“Sand or Peter and the Wolf”, 1969). Песочная анимация понравилась публике, художникам и мультипликаторам.
Основа песочной анимации (Sand animation)
- – не просто умение рисовать, а ещё и слышать музыку, понимать её, рассыпать песчинки «по нотам».
В песочной анимации сочетаются и используются различные виды арт-терапии:
- Сказкотерапия (разработка сценария будущего фильма, применяя коррекционные функции сказки).
- Игровая терапия (разыгрывание сюжета, работа с персонажами, работа в команде, распределение ролей).
- Песочная терапия (динамика развития сюжета, что при благоприятном развитии несет терапевтический эффект).
- Музыкальная терапия (спонтанное создание анимации под музыку).
Актуальные проблемы, решаемые с помощью песочной анимации:
- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
- коррекция нарушений внимания и поведения, эмоциональных и невротических нарушений;
- развитие психических процессов у детей и взрослых;
- развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности;
- консультирование с использованием данного метода арт-терапии;
- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния
Что дает нам метод песочной анимации?
- Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я.
- Метод помогает войти в контакт со своими чувствами.
- Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.
- Приобретается ценный опыт позитивных изменений.
- Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов.
- Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение.
СПОСОБЫ ЗАСЫПАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ СТОЛА
Расхлопывание
Просеивание
Дождик
Волна
Методики песочной анимации
Рисование щепотью
Одновременное использование нескольких пальцев
Рисование пальцем
Рисование симметрично двумя руками
Работать с песочной анимацией лучше группами под классические мелодии (например «Эффект Моцарта»)
- В основной части обучающиеся (под наблюдением педагога-психолога) берет песок столько, сколько помещается в кулаках, и засыпает тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараются равномерно засыпать поверхность. После чего ребенок п роводит пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики). В завершении работы подводятся итоги и рефлексия занятия.
В заключение хочется сказать, что рисование песком (песочная анимация) придает ребенку уверенность в себе, снимает раздражительность, агрессивность, плаксивость, «заземляет» отрицательную энергию, снимает возбуждение, раскрепощает, а также способствует развитию полушарий головного мозга и развивает фантазию.
Таким образом, можно утверждать, что песочная анимация – интегративный вид терапии при условии компетентного психологического сопровождения.
Песочная анимация как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога
Подготовила:
педагог-психолог МКОУ «Коршуновская СОШ»
Малышева Алина Денисовна