СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое время препровождение.

Просмотр содержимого документа
«Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей»



В песочной терапии мир детства

вновь распахивает перед человеком свои двери,

и эти же двери ведут в бессознательные

и скрытые в нем тайны.

Дональд Сандер


Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является игра с песком. 

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое время препровождение. «Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, речь, мелкая моторика.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:



  1. Уровень тревожности ребёнка очень высок.

  2. Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.

  3. Есть кожные заболевания и порезы на руках.


Занятия с детьми «Песочная терапия» включают разные игровые формы работы с песком:

– сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки);

– игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы»;

– дидактические игры-упражнения – «Узоры на песке», «Мы создаем мир»;

– рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом;

– читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки»;

– рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку;

– конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Кроме того, в процессе занятий у детей отмечены:

– развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

– снижение психофизического напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния;

– развитие познавательных и психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия речи;

– развитие эмоционального и социального интеллекта;

– формирование установки на положительное отношение к себе;

– творческое развитие личности;

– развитие навыков общения.

Дидактическое упражнение «Песочный круг»

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».



Дидактическое упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.


Дидактическое упражнение «Волшебное исчезновение»

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например: "А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

Дидактическое упражнение «Следы на песке»

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть,  обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

Упражнение во саду ли, в огороде

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики.
Ход игры: По взмаху волшебной палочки левая часть песочницы превращается во фруктовый сад, правая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что, где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, размеру.


Дидактическое упражнение «Кто в домике живет»

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например: бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит: "Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасечки нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа"

Дидактическое упражнение «Норки для мышки»

Ребенок, вместе с взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

Дидактическая игра « Найди шарик»

Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины. 



Дидактическое упражнение «Дойди по дорожке»

Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.

Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, маленькие предметы (пуговицы, камешки, косточки).

Ход игры:

Один ребёнок закрывает глаза, другой в каком-нибудь квадрате в песок зарывает

что-то интересное (пуговицу) и так же руководит действиями другого ребёнка. Если задание выполнялось правильно, ребёнок найдёт в песке спрятанный сюрприз.

«Собери грибы»



«Ты корзину в лес бери, Там грибы мне собери. Удивишься ты, мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!» Рыжики, волнушки

Найди-ка на опушке!»



Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.



«Хлеб»



Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки!



Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит») Затем произвольно лепит изделия.


 "Умелые ладошки"



  • Изображая ладошкой машинку, пройтись по песку, оставляя дорожку.

  • Пальчиками оставить на песке следы, словно по нему прошёл слон, бегемот, пропрыгал зайчик.

  • Оставить отпечатки разных частей кисти: пальчиков, ребра ладони, кулачка и т.п.

  • Создать различные узоры: снежинку, солнышко, птицу, несколько букв.

  • Нарисовать линии каждым пальчиком поочерёдно.

  • Набрав песок в ладошку, сделать из него сыпучую дорожку.

  • Собрав небольшие камушки, веточки, листочки разложить их по структуре, происхождению, размерам.

  • Нарисовать пальчиком лабиринт и провести игрушку по его дорожкам.

  • Выложить из камушков геометрическую фигурку.

  • Просеять песок через крупное сито и палочкой нарисовать узор.

  • Поиграть пальчиками на песке, словно на клавиатуре компьютера.

  • Спрятать в песке небольшие игрушки и дать ребёнку их найти.

  • Малыш отворачивается, а взрослый делает на песке следы различными предметами: машинкой, каблуком, игрушкой, камешком и т.п. Пусть малыш отгадает, чем они оставлены.

  • Закопайте в песок различные буквы, цифры, фигурки. Откапывая, ребёнок запоминает их название. Можно представить это в игровой форме.

"Угадай пальчик"



Набираем сухой песок в ладонь и показываем детям, как он сыплется в песочницу и на подставленную ладонь. Затем просим детей закрыть глаза и сыплем им песок на пальчики. Просим показать пальчик, на который попал песок.



Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!