МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района Липецкой области.
Открытый урок по музыкальной литературе 5 класс (предпроф).
Преподаватель Комова Алла Васильевна
Тема урока:
«Людвиг Ван Бетховен симфония № 5 до минор.
Цель урока:
Повторить темы «Творческий облик Л. ван Бетховена», «Сонатно-симфонический цикл», разобрать строение, драматургию и образное содержание наиболее известной пятой симфонии композитора.
Задача:
Добиться целостного восприятия симфонизма Л. Бетховена.
Ход урока:
Повторение пройденного материала. Вопросы для повторения:
1.Что вы знаете об эпохе классицизма в музыке? Что такое классическое произведение?
2.Какие композиторы половины XVIII и I половины XIX веков стали называться венскими классиками и почему?
3. Какие жанры преобладали в творчестве венских классиков?
4. Кто является создателем сонатно-симфонического цикла?
5. Какой принцип лежит в основе сонат и симфоний венских классиков?
6. У какого композитора принцип контраста самый яркий?
7. Чем отличается музыка Бетховена от музыки Гайдна и Моцарта?
8. Где и клгда родился Бетховен?
9. Чем привлекла его столица Австрии Вена?
10. Какая трагедия постигла Бетховена в жизни7
11. Какие самые известные произведения Бетховена вы знаете?
12. Какие сонаты Бетховена имеют названия?
13.сколько сонат у Бетховена?
14. Сколько симфоний Бетховена?
15. О чем рассказывает Бетховен в своей увертюре «Эгмонт»?
16. Каким предстает перед нами герой произведений Бетховена?
Объяснение нового материала:
Симфоническое творчество Бетховена ярко отражает жизнь человека, его тернистый путь. Преодоление трудностей, борьбу с судьбой.
Пятая симфония была написана Бетховеным за три года (с конца 1804 г.
до 1808 г.) ти годы были очень тяжелыми для композитора. Он стремительно терял слух, был близок к самоубийству, и только творчество спасало его от страшной депрессии. В эти годы он работал сразу над двумя симфониями, завершив их одновременно. Даже их первое исполнение состоялось в один день.
Пятая симфония имела программу, которую сам Бетховен представил своему другу. Музыка отражает борьбу человека с грозным роком - судьбой. «Так судьба стучится в дверь» - говорил он о триольном ритме, с которого начинается симфония. Это мотив судьбы. И тут же ярким контрастом звучит тема человека. Который просит о помиловании. Триольный ритм сопровождает все части произведения.
Экспозиция первой части – то первый тап борьбы – завязка драмы. Лирический герой вступает в борьбу с грозной силой.
(Прослушивание фрагмента экспозиции)
В разработке конфликт обостряется и приводит к кульминации – это тихая кульминация. Звучит один жалобный голос гобоя. доминирует и побеждает в первой части симфонии.
(Прослушивание фрагмента).
Вторая часть симфонии представляет собой двойные вариации. Это разрядка после напряженного конфликта, отдых от борьбы. Здесь же зарождаются темы торжественно-победного финала.
(Прослушивание фрагмента).
Третья часть драматическое скерцо – второй этап борьбы. Здесь конфликт вспыхивает с новой силой. Борьба человека с судьбой продолжается. Снова звучит зловещий триольный мотив, но в конце третьей части он становится жалким, звучит в высоком регистре – это победа человека над злым роком. (Прослушивание фрагмента).
Третья часть без перерыва переходит в четвертую часть – финал.
4-я часть – то торжество победы. Она звучит в одноименном До мажоре
Иногда мы слышим отголоски темы судьбы и темы из скецо, как воспоминание о прошлой битве.
Заканчивается 5-я симфония торжественно и триумфально. Мощью всего оркестра утверждается победа героя над роком-судьбой..
(Прослушивание фрагмента).
Так и сам Бетховен победил свой рок, и будучи совершенно глухим, смог создать свои бессмертные произведения, вопреки судьбе.
Г. Задонск
10.03.2022 г.