СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пятиклассник –это не возраст, а состояние души (семинар-практикум для родителей)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Процесс протекания адаптации у младших подростков будет успешным, если в ходе совместной деятельности психолога, классного руководителя и родителей в период перехода в среднее звено ребенок усвоит механизм приспособления и взаимодействия с детским коллективом и взрослыми.

Просмотр содержимого документа
«Пятиклассник –это не возраст, а состояние души (семинар-практикум для родителей)»

Новосветская общеобразовательная школа I-III ступеней администрации Старобешеаского района









Разработка семинара –практикума для родителей

«Пятиклассник –это не возраст, а состояние души»










Подготовила

Бондаренко Наталья Валериевна

практический психолог




Новый Свет


Тема: «Пятиклассник –это не возраст, а состояние души»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом

как если бы от этого зависела бы Ваша жизнь

Л. Кьюби

Аннотация

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Процесс протекания адаптации у младших подростков будет успешным, если в ходе совместной деятельности психолога, классного руководителя и родителей в период перехода в среднее звено ребенок усвоит механизм приспособления и взаимодействия с детским коллективом и взрослыми.

Цель: 1. Психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

2. Формирование у родителей мотивации для оказания помощи своим детям.

Задачи:

  1. Развитие навыков группового взаимодействия.

  2. Информирование родителей о возрастных особенностях пятиклассников и особенностях их адаптации на новой ступени обучения.

  3. Ознакомление родителей с методами профилактики школьной дезадаптации.

  4. Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

Форма проведения: семинар – практикум.

Методы: упражнения, мозговой штурм, лекция, анкетирования, родительский практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, бланки с результатами диагностики, листок – рекомендация.

Основные вопросы для обсуждения:

1.      Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2.      Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

3.      Родительский практикум по проблеме.

План семинара-практикума

  1. Приветствие. Объявление темы семинара.

  2. Притча «О путнике и проводнике».

  3. Мозговой штурм «Ассоциации».

  4. Информационное сообщение «Возрастные особенности пятиклассников».

  5. Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребёнка в школе».

  6. Ознакомление с результатами диагностики детей.

  7. Упражнение «Экзамен для родителей».

  8. Методика «Внутренний мир».

  9. Подведение итогов. Упражнение «Скрепка».

  10. Притча «Все в твоих руках».

Ход семинара.

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим вопросы физиологических и психологических особенностей пятиклассников, проблемы, которые встречаются у наших детей в этом возрасте, и изучим пути их решения.

Притча о путнике и проводнике

Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:

- Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.

 Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.

  В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.  Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.

И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.

И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.



Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.

Мозговой штурм «Ассоциации»

Цель: эмоциональное погружение в проблему.

- Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос:

Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?

Какие ассоциации, мысли возникают от слова АДАПТАЦИЯ?

Что для меня в этих словах? (высказывается каждый участник, по кругу)

Вывод: Каждый из нас прошел какую-то часть жизненного пути. Некоторые ситуации в жизни связаны с понятием адаптация. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

Информационное сообщение «Возрастные особенности пятиклассников»

Психофизические особенности детей 5х классов (среднее детство) от 6 - 12 лет. Эриксон называет этот этап в жизни ребенка периодом «трудолюбия». Совершенствуются двигательные способности и становление независимости от взрослых.
В начальной школе шел равномерный процесс роста у девочек – до 9 лет, у мальчиков – до 11 лет.
Изменения начинаются с вступлением ребенка в пубертатный период (половое созревание).
Мозг ребенка в этот период составляет 90% от величины мозга взрослого. В этот период активно развиваются лобные доли, которые отвечают за мышление и сознание и формируется конкретное мышление (конкретные операции).
Физические особенности 9 – 10 лет
• Скачок роста у девочек.
• Увеличение физической силы у девочек, сопровождаемое снижением гибкости.
• Сознавание и развитие всех частей тела, участвующих в движении (включая координацию).
• Способность объединять моторные навыки в более сложные действия.
• Улучшение способности сохранять равновесие.

Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять, принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.

- так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.

Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить.

Чем же вы родители можете помочь вашему подростку.

Во-первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях, стремлениях, чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителем и учителями - предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.

А сейчас пожалуйста оцените сами насколько ваш ребенок адаптировался к школе.

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

  1. Моему ребенку нравится учиться в школе.

  2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.

  3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

  4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

  5. В классе у него много друзей.

  6. Ему мало нравятся учителя в школе.

  7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

  8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

  9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

  10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Ознакомление с результатами диагностики учащихся в период адаптации

А сейчас я хотела бы вас ознакомить с результатами диагностики, которая проводилась в сентябре месяце 2016 года с учащимися 5 классов, целью, которой было, выявить насколько хорошо учащиеся 5 классов адаптировались к новым условиям обучения.

Упражнение «Экзамен для родителей»

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника. Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

  1. Сколько учебных предметов изучалось вашим ребенком в 4 классе?

  2. Сколько учебных предметов изучается вашим ребенком в 5 классе?

  3. Какова недельная нагрузка была у вашего ребёнка в 4 классе?

  4. Какова недельная учебная нагрузка у вашего ребёнка в 5 классе?

  5. Сколько учителей обучало вашего ребёнка в 4 классе?

  6. Сколько учителей обучает вашего ребенка в 5 классе?

  7. Кто в классе «новенький»?

  8. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным?

  9. Сколько времени в среднем тратил ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе?

  10. Сколько времени в среднем тратил ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 5 классе?

  11. Какие кружки посещал ваш ребёнок в 4 классе?

  12. Какие кружки посещал ваш ребёнок в 5 классе?

Сравнительная таблица о распределении учебной нагрузки

№ п/п

4 класс

5 класс

Учебные предметы

8 – 9 предметов

12 – 14 предметов

Учебная неделя

20 – 22 часа

25 – 27 часов

Количество учителей

1 – 3 учителя

8 – 10 учителей

Время на выполнение домашнего задания

1 - 2 часа


2 -2,5 часа


Вывод: все эти объективные и субъективные причины приводят к трудностям в процессе адаптации, который может длится от 1 до 6 месяцев.

В случае трудностей в процессе адаптации о них могут свидетельствовать признаки: усталый внешний вид; нежелание делиться впечатлениями о школе; нежелание выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы и учителей; жалобы на события, связанные со школой;

беспокойный сон, вялость при пробуждении; постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае не завершения процесса адаптации можно говорить о дезадаптации, неспособности приспособиться к новым условиям.

Таким образом, наша общая задача заключается в создании условий для успешного обучения пятиклассников. Родители должны интересоваться школьными делами, отмечать состояние школьника, при необходимости консультироваться с классным руководителем, сообщать ему о всех проблемах, которые возникают у ребенка. Очень важно сейчас помочь, поддержать детей, чтобы они смогли успешно учиться и развиваться в дальнейшем.

Методика «Внутренний мир».

Давайте сравним данные двух анкет, которые были проведены ранее и узнаем насколько вы знаете своих детей, какие у вас с ними отношения

Анкета для ребенка

1. Много ли у тебя тайн, о которых ты никому не рассказываешь?

2. Как относятся к тебе твои родители: как к другу или как к собственности?

3. Назови свои любимые книги, журналы.

4. Какие песни и музыка нравятся тебе больше всего?

5. Назовисвои любимые фильмы и мультфильмы.

6. Часто ли ты с родителями бываешь на природе?

7. Назови своих лучших друзей.

8. Как часто ты с родителями бываешь в театре, на концертах, в музеях, на выставках, в церкви?

9. На кого ты хочешь быть похожим?

10. Назови свои любимые компьютерные игры.

11.Что тебе необходимо для счастья?


Анкета для родителей

1. Есть ли у вашего ребенка тайны от вас?

2. Как вы относитесь к своему ребенку: как к другу или как к собственности?

3. Назовите любимые книги и журналы своего ребенка.

4. Какая музыка нравится вашему ребенку?

5. Назовите любимые фильмы и мультфильмы своего ребенка.

6. Как часто вы бываете с ребенком на природе?

7. Назовите лучших друзей своего ребенка.

8. Как часто вы с ребенком бываете в театре, на концертах, в музеях, на выставках, в церкви?

9. На кого хочет быть похожим ваш ребенок?

10. Назовите любимые компьютерные игры вашего ребенка.

11.Что, как вам кажется, необходимо вашему ребенку для счастья

Подведение итогов. Упражнение «Скрепка».

Перед вами лежит скрепка. Возьмите её пожалуйста. Попробуйте её выпрямить в ровную линию. Получилось? А сейчас верните скрепку в исходное состояние. Получилась ли она такая ровная и правильная, как и первоначальная?

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Так и в наших семьях, оказывая воспитательное воздействие на ребёнка, мы не задумываемся о том, что наши слова, поступки могут повлиять на нашего ребёнка в будущем. Так же как и на вашей скрепке, остаются следы, шрамы в душах наших детей.

Хочется, чтобы эти скрепки навели вас на размышление, что отношение к своему ребёнку можно изменить, а поступки исправить очень тяжело. Если эту скрепку гнуть по нескольку раз, то она – ломается.

Мне бы не хотелось, чтобы наши дети стали сломанными скрепками, поэтому, сегодня мы собрались здесь, чтобы предотвратить проблемы, которые могут возникнуть с нашими детьми.

В заключение нашего собрания послушайте притчу

Притча Мудрец и бабочка



Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».



То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

Вместо послесловия. Пятиклассник – это не возраст, а состояние души…



Благодарю всех за внимание!

Список использованной литературы

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.

2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.

3. Глассер У. Школа без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.

4.Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журн. практ. психолога. 1997, N 2

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993.

6. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!