СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пятиминутки по валеологии на уроках физической культуры

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пятиминутки по валеологии на уроках физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Пятиминутки по валеологии на уроках физической культуры»

МАОУ Коркинская средняя общеобразовательная школа












Пятиминутки на уроках физической культуры,

материал для классных часов по теме:

« Сохранение и укрепление здоровья человека».









Составитель: Шаврин Владимир Витальевич,

учитель физической культуры


























с. Коркинское, 2014 г.

Пятиминутки по валеологии на уроках физической культуры.


Тема 1. Основные понятия и определения здоровья.

Согласно всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Раскроем более полно:

- отсутствие болезней;

- нормальное функционирование организма;

- динамическое равновесие организма в системе « человек – окружающая среда»;

- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

-способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

- способность к полноценному выполнению основных социальных функций

( общение, образование, труд).

Таким образом, можно сказать, что здоровье – способность человека приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, сохранять себя.

Существует три показателя здоровья:

  1. Высокий уровень здоровья, если вы не болели в течение учебного года.

  2. Средний уровень здоровья, если заболевание возникло во время эпидемии ( гриппа) или экзаменов ( переутомление).

  3. Низкий уровень здоровья, если вы болеете во время обычных учебных нагрузок.

Определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер. На практике врачи оценивают состояние здоровья конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологические исследования и т.д. Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек здоров.

Если же ребенок без видимых причин начинает плохо учиться, у него пропадает интерес к играм, можно предположить, что он нездоров.

Врачи при оценке здоровья детей и подростков используют 4 основных критерия:

  1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.

  2. Уровень достигнутого физического и нервно – психического развития.

  3. Состояние основных систем организма – дыхательной, сердечно – сосудистой, выделительной, нервной и т.д.

  4. Степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

На здоровье человека очень сильно влияют природные факторы- перепады давления, погодные условия и т.п. Но в последнее время добавились и факторы воздействия.

Изменяя окружающую среду, мы изменяем климат, строя города мы пришли к экологическому кризису т.к. промышленные отходы везде – и в почве, и в атмосфере, ив воде. А мы этим воздухом дышим, мы эту воду пьем, на этой земле выращиваем хлеба, овощи. В таких условиях гораздо сложнее оставаться здоровым. Поэтому очень важно повышать физическую выносливость, тренированность организма.


Тема 2. Здоровье духовное и физическое – составные части индивидуального здоровья человека.

Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента: социальное, духовное и физическое здоровье. Нельзя сказать, что человек здоров, если в какой – либо составляющей имеются отклонения.

Социальное благополучие – человек уверен в завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и, наконец, чувствует свою « нужность» обществу. Т.е. социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье – здоровье нашего разума.

Духовное здоровье зависит от:

- системы мышления, познания окружающего мира, ориентации в этом мире;

- умения определять свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому – либо лицу, вещи, области знаний.

Достигается духовное здоровье умением:

- жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими людьми;

-прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

-разрабатывать модель своего поведения.

Физическое здоровье – здоровье нашего тела.

Физическое здоровье зависит от:

-двигательной активности человека;

- рационального питания;

- закаливания;

- соблюдения правил личной гигиены;

- безопасного поведения в повседневной жизни;

- оптимального сочетания умственного и физического труда;

- умения отдыхать;

- требует отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья, т.к. они являются неотъемлемой частью индивидуального здоровья человека.


Тема 3. Здоровье индивидуальное и здоровье общественное. Факторы, влияющие на них.

В современном обществе здоровье подразделяют на здоровье общественное и здоровье индивидуальное.

Общественное здоровье – это здоровье группы людей или всего населения страны. Оно отражает любые изменения, происходящие в экономике, в быту, на производстве, в культуре, т.е. во всех сферах жизни. Показателем общественного здоровья принято считать среднюю продолжительность жизни ( в годах) и показатель смертности населения, а также уровень детской смертности ( на 1000 новорожденных до года).

Факторы, влияющие на общественное здоровье:

- природные: климат местности, рельеф, растительный и животный мир, а также ( космический фактор) уровень солнечной активности. Эти факторы влияют на распространение определенных заболеваний в определенных географических зонах- рак кожи в зоне с высокой солнечной радиацией, эндемический зоб- заболевание щитовидной железы в районах с недостаточным содержанием йода в воде и т.д.

- социальные: зарплата, условия труда, бытовые условия, качество питания, окружающая среда;

- социально – экономические: ( определяют уровень развития общества) уровень развития производства, образования, медицинской помощи, характер питания населения, доля досуга в общем бюджете времени работающего

и т.д.

В России общественное здоровье вызывает тревогу, т.к. у нас средняя продолжительность жизни меньше, чем в развитых странах из – за высокой смертности трудоспособного населения и высокой детской смертности.

Индивидуальное здоровье человека тесно связано с показателями жизнедеятельности и приспособительными возможностями.


Функции

Показатели

Биологические

Размножение

Физиологические

Дыхание, питание, выделение, кровообращение

Психофизические

Восприятие, память, мышление

Социальные

Трудоспособность


Факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья.

  1. Биологические – 20% наследственность ( предрасположенность к заболеваниям, передающимся по наследству).

  2. Окружающая среда – 20% ( природная, техногенная, социальная).

  3. Здравоохранение -10% ( в основном убирает последствия заболеваний, а не их причину, т.е. малоэффективно, некачественно).

  4. Индивидуальный образ жизни – 50% ( наши привычки, увлечения, взаимоотношения, стрессы.)

Если человек хочет быть здоровым, ему обязательно нужно проанализировать свой образ жизни, выявить вредные привычки и продумать способ избавления от них, продумать свой режим дня, трудовую и учебную деятельность, отдых т.п.

Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.



Тема 4. Пути достижения высокого уровня здоровья. Факторы, определяющие индивидуальное здоровье человека.

Для достижения высокого уровня здоровья надо не только хотеть быть здоровым, но и активно работать в этом направлении.

Существует шесть правил здоровья:

- иметь цель в жизни и обладать психологической устойчивостью в различных обстоятельствах;

- постоянно соблюдать режим двигательной активности ( нет таких средств, которые заменили бы движение);

- дышать по возможности чистым воздухом; не менее двух часов в день пребывать на свежем воздухе;

- соблюдать правильный питьевой режим ( пейте, когда хочется, только натощак не пейте много сразу; в жару больше, чем обычно, пить мелкими глотками, чтобы исчезло чувство жажды), гигиену тела, вести закаливание водными процедурами. Вода – естественная среда обитания человека. Наше тело на 80 – 85% состоит из воды;

- регулярно и правильно питаться;

- своевременно очищать организм от продуктов его жизнедеятельности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия:

  1. физическая нагрузка;

  2. ограничения в питании;

  3. закалка ( увеличивает приспособляемость, выносливость организма);

  4. время и умение отдыхать.

Факторы, определяющие индивидуальное здоровье человека:

- сбалансированное питание;

- режим дня с учетом индивидуальных биологических ритмов;

- достаточная двигательная активность;

- закаливание;

- личная гигиена;

- грамотное экологическое поведение;

- умение управлять своими эмоциями;

- правильное сексуальное воспитание;

- отказ от вредных привычек ( курение, употребление алкоголя и

наркотиков;

- безопасное поведение в быту, на улице, в школе.

Тема 5. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поддержания и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, поведение и мышление человека, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья. Индивидуальное здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни.

Компоненты здорового образа жизни:

- достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движении;

- закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

- рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ ( белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;

- соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов; гигиена умственного труда;

- личная гигиена;

-грамотное экологическое поведение;

- психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику невропатических состояний;

- сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

- отказ от вредных привычек – курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.

Здоровый образ жизни необходим каждому человеку с детства.


Тема 6. Режим жизнедеятельности человека. Особенности режима труда и отдыха. Их влияние на здоровье человека.


Режим является одним из основных компонентов здорового образа жизни.

Суточный режим, определяя весь уклад жизни человека, обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков, способствует поддержанию высокой работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма, играя тем самым важную роль в профилактике заболеваний.

Основные принципы режима:

  1. Строгое выполнение режима. Недопустимо частое его изменение, а если возникает необходимость перехода к новому режиму, переход этот осуществляется постепенно. Организм человека привыкает к определенному режиму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных компонентов режима. Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов и это может сказаться на здоровье человека.

  2. Все виды деятельности, включенные в режим, должны быть посильными для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечить полное их восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени.

Бюджет времени – это суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в шесть групп.

- сон (8 – 9 часов)- обеспечивает полное восстановление всех физиологических систем, и в первую очередь, клеток коры головного мозга;

- прогулки на свежем воздухе не менее2, 5 часов в день. Это эффективный вид отдыха, восстанавливающий работоспособность, способствующий закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии;

- учеба( 3 – 4 часа). Приготовление домашних уроков нужно научиться планировать, чтобы успевать делать все уроки и вовремя ложиться спать;

-игры и отдых ( 3 – 3,5 часа) – занятия спортом, танцами, плавание в бассейне и др.;

- прием пищи;

- личная гигиена.

3. Рациональное распределение компонентов режима дня в течение суток, их смена и чередование.

Биологические ритмы человека имеют периодичность. Разные ритмы имеют разную периодичность. Явления , которые повторяются каждые 20 – 28 часов, называют цикадными или околосуточными ритмами. Их нарушение является одним из первых признаков заболевания организма ( примеры цикадных ритмов – колебания температуры, частота пульса, артериальное давление, работоспособность).

В цикадном ритме меняется работоспособность человека. Она имеет два подъема: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Ночью работоспособность понижается, особенно в интервале от 1 до 3 часов. Одни энергично работают в первой половине дня – « жаворонки», другие – вечером, это « совы». В соответствии с биологическими ритмами и должен быть организован режим труда и отдыха.

Самое удобное время для приготовления домашних заданий с 16 до 18 часов, для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 часов дня для тех, кто учится во вторую смену. Это же время наиболее эффективно дя тренировок при занятиях спортом.

Ложиться спать надо не позднее 10 – 11 часов вечера. Этот ритм должен учитывать индивидуальные особенности человека.

Человек часто утомляется. Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной или физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Развитие утомления связано с неправильной организаций режима работы и отдыха. При организации режима необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.


Тема 7. Двигательная активность и здоровье. Привычка к систематическим занятиям физической культурой.


На скале в древней Элладе высечены слова: « Хочешь быть сильнымбегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Такое значение придавали древние движению в гармоничном, всестороннем развитии личности. К сожалению, наш образ жизни изменился. И уже с детского возраста потребность организма в движении не удовлетворяется.

Статистические данные свидетельствуют о повышении числа заболеваний в связи с гиподинамией ( или гипокинезией) – сниженной двигательной активностью человека. Это заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, сердечно – сосудистой системой и нервной системой. Лица со сниженной двигательной активностью имеют сниженную сопротивляемость организма, быстро утомляются как при физической, так и умственной работе, отстают в развитии двигательных навыков. В подростковом периоде недостаток двигательной активности может сказаться и на темпах полового созревания. Серьезными последствиями снижения двигательной активности являются нарушения осанки, избыточная масса тела.

Движение – это биологическая потребность организма. В процессе повышения двигательной активности человека происходит:

- увеличение мышечной массы;

- урежение ритма сердца;

- снижение частоты дыхания;

- увеличиваются показатели эффективности работы сердца ( ударный объем сердца);

- снижается потребление кислорода на килограмм веса ( организм переходит на более экономный режим работы).

Для каждой возрастной группы разработаны нормы суточной двигательной активности. В подростковом возрасте этот показатель у юношей на 25% выше, чем у девушек, и составляет соответственно 35 и 25 тысяч шагов. Рекомендуемые величины должны распределяться равномерно в течение дня, а в чистом виде подросток должен находиться в движении от 3 до 4,5 часов, чтобы полностью покрыть суточную норму движений. Исходя из этих требований, каждый должен составить свой двигательный режим на день, включив в него дорогу в школу и из школы. Активный отдых на переменах, занятия на уроках физической культуры, занятия спортом во внеурочное время, прогулки, помощь по дому и другие формы движений. Большое значение имеет правильный выбор спорта. Занятия спортом способствуют развитию костно – мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. Для большинства лучшими видами спорта являются плавание. Катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При этих видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоничному развитию организма. В последнее время популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования, которые позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.

Надо помнить – тело человека создано для движений. Активное движение – признак здорового образа жизни.


Тема 8. Закаливание организма. Особенности влияния закаливающих процедур на организм человека.


Чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, забыть о простуде - нужно обязательно использовать закаливание. Закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям. Поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни.

Виды закаливания:

- воздушные ванны;

- солнечные ванны;

- обтирания;

- обливания;

-контрастные ванны.

Воздушные ванны.

Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре 20 градусов, затем переходить на более низкую. Первая воздушная ванна не должна превышать 20 – 30 минут. Дальше продолжительность процедуры периодически увеличивается на 10 минут.

Воздух всегда действует как средство закаливания. Помещения необходимо периодически проветривать, особенно перед сном. Спать лучше при открытой форточке, даже зимой, избегая сквозняков. Свежий воздух улучшает сон. Утреннюю зарядку лучше делать на воздухе при любой погоде.

Солнечные ванны.

Солнечные ванны необходимы для организма. Ни одна закаливающая процедура не требует столько осторожности, как солнечная ванна. Загорать первый раз можно не более 3-5 минут. Постепенно увеличивая пребывание на солнце ( до 5 минут в день), со временем можно принимать солнечные ванны в течение 25 – 30 минут.

Обтирания.

Влажным полотенцем, смоченным водой ( температура воды 18 – 20 градусов С) рекомендуется обтирать тело в течение 2 – 3 минут. Это самое лучшее начало водного закаливания.

Обливания.

Вода обладает ценнейшими свойствами, а применение водных процедур творит чудеса.

Даже кратковременное воздействие холодных обтираний или обливаний снимает чувство усталости, утомления, возвращает бодрость и хорошее настроение. И 4-х – 5-ти разовое обливание рук и лица холодной водой, и наступление вслед за этим сужение сосудов – своеобразная и полезная гимнастика, которая тренирует кожу, улучшает питание и деятельность клеток, улучшает обмен веществ в организме.

Привыкнув к обтиранию, можно приступать к обливанию. Вначале обливаются водой комнатной температуры с постепенным снижением до 15 градусов С и ниже. Длительность процедуры увеличивается с 30 секунд до

2-х минут ( через каждые 3-4 дня прибавляют по 5 – 10 секунд). После двух. Трех месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу закаливания – душу.

Самое доступное средство закаливания – купание в море, реке, озере. Чтобы закаливание дало эффект , его надо заканчивать чуть – чуть озябшим.

Контрастное закаливание.

Такое закаливание особенно хорошо тем, у кого постоянно мерзнут ноги.

Нужно подготовить два таза с водой, один с горячей – чтобы выдерживали ноги ( воды по щиколотку), другой – с холодной. Надо опустить ноги на 5 секунд в таз с горячей водой, затем на 5 секунд в таз с холодной водой. И так несколько раз. В дальнейшем надо увеличивать время через каждые 2 – 3 дня на 5 секунд. После контрастной ванны необходимо надеть теплые носки.


Тема 10. Правила использования факторов окружающей среды для проведения закаливающих процедур. Меры безопасности.


Закаливающими факторами окружающей среды являются солнце, воздух, вода. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека в разумных пределах очень полезно.

Солнце.

Ничто живое на Земле не может обходиться без солнца. Влияние его огромно. Человек также не может обходиться без солнца. Солнечная радиация влияет не только на физическое здоровье, но и на психическое. Весной и вначале лета, когда солнце хорошо прогревает землю, многие желают позагорать, принять солнечные ванны. Но неразумное поведение, халатное отношение к своему здоровью, может привести к беде. Человек может получить тепловой или солнечный удар.

Тепловой удар – когда организм перегрелся и образование тепла в организме превышает теплопотери. Причина перегрева – высокая температура окружающей среды, влажность, отсутствие движения воздуха. Солнечный удар – непосредственное воздействие прямых солнечных лучей на голову, может вызвать перегрев головного мозга.

Поэтому, отдыхая на солнце, получая воздушные ванны, следует выполнять следующие правила:

- находиться на солнце с покрытой головой;

- время нахождения на солнце должно быть дозированным;

- нельзя загорать под прямыми солнечными лучами ( с 11 до 15 часов местного времени), в это время очень много ультрафиолетовых лучей, что пагубно действует на кожу;

- загар – это защитная реакция организма от ультрафиолетовых лучей;

-передозировка солнечной радиации может привести к термическим ожогам 1 и 2-й степени, к пересушиванию кожи и к заболеваниям кожи;

-загорать, получать солнечные ванны можно и в тени деревьев, и в облачную погоду; облака слегка рассеивают ультрафиолетовые лучи, поэтому в пасмурные дни солнышка нет, загар появляется;

- в жаркие дни нужно пить больше воды, т.к.выделяется из организма большое количество пота;

- не забывайте, что вода притягивает ультрафиолет, поэтому находясь у водоемов. Люди подвергаются действию более сильной солнечной радиации.

Напитавшись солнышком на осень и зиму, мы чувствуем себя хорошо. Но вот приходит время и нам солнышка не хватает, особенно весной.

Здесь помогут следующие правила:

- гулять зимой не вечером, а днем при солнечном свете;

-использовать любую возможность подставить солнышку свое лицо, ладони;

-зимой шире раскрывать шторы на окнах, чтобы как можно больше солнечных лучей попадало в квартиру. Известно, что солнечные лучи убивают вирусы гриппа. Зимой это актуально.

Воздух.

Большую часть суток мы находимся в одежде. А нашему организму нужен газообмен с окружающей средой. Ведь мы дышим не только легкими, но и кожей. А кожа – самый большой орган. Поэтому важно закаливать свой организм воздушными ваннами ежедневно.

Для этого необходимо:

- хорошо проветривать комнату;

- закрыть форточку ( если зима и холодно);

- быстро раздеться;

- первая воздушная ванна 2-3 минуты;

- можно делать легкие физические упражнения;

- время воздушных ванн постепенно увеличивать;

- после процедуры комфортно одеться;

- закаливание воздушными ваннами лучше начать летом, когда на улице тепло. Старайтесь больше находиться на свежем воздухе. Но помните, что передозировка холодного воздуха может навредить. Если от физической нагрузки стало жарко:

-не снимайте шапку, пальто или куртку;

- не гуляйте с мокрыми ногами;

- чувствуете холод – идите домой;

- не растирайте озябшие руки и щеки снегом.

Хороший закаливающий эффект происходит от контраста горячего воздуха и прохладной воды. Летом искупаясь в водоеме. Можно погреться и обсохнуть на берегу.

Вода.

Один из лучших способов закаливания – это водные процедуры. Их несколько видов. Это обтирания, обливания, контрастный душ, моржевание и др. Тонизируются все системы организма, снимается усталость, повышается иммунитет. Человек чувствует себя молодым, здоровым, полным сил. Но и здесь надо соблюдать меры безопасности. Главные правила – постепенность в закаливании, совет врача.

Тема 11.Правила личной гигиены и здоровье человека.

Гигиена – это наука, изучающая условия, необходимые для сохранения здоровья ( в переводе с греческого « гигиэйнос» - целебный, приносящий здоровье).

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

К личной гигиене относятся:

- разумное сочетание умственного и физического труда;

- занятия физической культурой и гимнастикой;

- чередование труда и активного отдыха;

- полноценный сон;

- требования по уходу за кожей, зубами, волосами, одеждой, обувью и жилищем.

Правила личной гигиены:

- чаще принимать ванну и душ;

- мыть волосы не по расписанию – 1 раз в неделю, а по мере того, как волосы становятся грязными. Выберите шампунь для вашего типа волос. Полезно ополаскивать волосы настоем репейника, ромашки или теплой воды;

- чаще подстригайте истощенные концы волос;

- тщательно следите за чистотой рук, руки следует мыть:

а) придя с улицы,

б) после посещения туалета,

в) после игры с животными;

- ногти должны быть ухожены, без «траурной» каймы, аккуратно подстрижены;

- ежедневно мойте ноги ( они часто потеют, появляется неприятный запах); чистота ног – профилактика грибковых заболеваний. Чтобы не было трещин на подошвах используйте крем для ног;

- ежедневно надевайте чистые носки или колготки ( грязная одежда – это не только неприятный запах и невозможность кожи « дышать», но и питательная среда для развития грибковых заболеваний кожи);

- тщательно ухаживать за своими половыми органами. Каждый день надевать чистое нательное белье;

- ухаживать за полость рта два раза в день – утром и перед сном. Гигиена зубов – комплекс мероприятий по обеспечению здорового состояния зубов, десен, слизистой полости рта. Это профилактика кариеса – заболевания, разрушающего зубную эмаль на твердой ткани зубов. Не менее двух раз в год необходимо посещать зубного врача;

- содержание белья и одежды в чистоте. Это правило – одно из важных условий личной гигиены. Одежда должна быть не только чистой, но и легкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообращение и дыхание;

- обувь не должна стеснять ногу, препятствовать естественному движению стопы, должна соответствовать сезону.


Тема 12. Рациональное питание и его значение для здоровья человека.


Рациональное питание является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Рациональное питание – питание, которое обеспечивает полноценное развитие ( от лат. « ратио» - расчет, мера и « ратионамие» - разумный, целесообразный, обоснованный).

Принципы рационального питания:

- умеренность ( не переедать);

- сбалансированность – удовлетворение потребности организма в незаменимых, жизненно важных веществах;

- четырехразовое питание ( предполагает равномерное потребление пищи небольшими порциями);

- разнообразие ( в пище должен присутствовать большой набор биологически активных веществ, т.к. каждый продукт содержит вещества, которые не встречаются в других продуктах);

- биологическая полноценность – ежедневное, систематическое потребление свежих овощей и фруктов, особенно зелени.

Культура питания включает в себя не только отношение к пище, но и ее состав. Для полноценного питания необходимо присутствие в пище белков, жиров и углеводов. Современный рацион отличается большим потреблением продуктов относительно дешевых. Но содержащих много углеводов ( макароны, хлеб, сладости). Человек недополучает большое количество природных биологических веществ. Которые удаляются из исходных продуктов при их переработке. Такой рацион понижает сопротивляемость организма, приводит к разным болезням. Неправильное употребление пищевых продуктов ведет к росту заболеваний. Вызванных нарушением обмена веществ, к болезням сердца и сосудов.

Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, значительное увеличение доли фруктов, овощей, круп, изделий из муки грубого помола. Низкое содержание жиров, большое количество углеводов, которые содержатся в овощах, фруктах, хлебе, крупах, помогает сохранить сосуды в хорошем состоянии.

Культура питания – это и количество съедаемой человеком пищи. Главное правило – соответствие количества и калорийности пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма.

Количество продуктов – это показатель, говорящий не только о пищевой ценности, но и безопасности пищи для здоровья. Основную проблему для здоровья составляют консервированные продукты. Употребление консервов с истекшим сроком хранения, вздутых банок, использование продуктов домашнего консервирования, приготовленных небрежно. Без соблюдения правил консервирования, часто приводит к различным отравлениям. Надо быть осторожным при употреблении пищи напитков с различными искусственными добавками и красителями. Об этом нужно помнить.


Тема 13. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Курение и его влияние на здоровье человека и окружающих.


Курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков часто называют вредными привычками, тем самым подчеркивая их пагубное влияние на здоровье человека. Основные причины приобщения подростков к курению, алкоголю, наркотикам:

- любопытство;

- влечение к неизвестным ранее ощущениям;

- подражание старшим и сверстникам, ранее приобщившимся;

- желание проявить свою удаль;

- стремление войти в свою компанию, сложившуюся на основе общего интереса к курению или наркотикам;

- для девушек основной мотив приобщения к вредным привычкам – стремление привлечь к себе внимание со стороны лиц противоположного пола, показаться более взрослой и опытной, достичь сходства с героями зарубежных фильмов.

В подростковом возрасте деятельность всех органов и систем отличается функциональной неустойчивостью и повышенной восприимчивостью к неблагоприятным факторам, в т.ч. табаку и алкоголю. Токсическое воздействие этих веществ на организм подростка при равной дозе проявляется в несколько раз сильнее, чем у взрослого человека. Нередко смертельным исходом заканчивается знакомство подростков с наркотиками или токсическими веществами, заменяющими наркотики на ранних этапах приобщения к ним. Непосредственными врагами называют врачи табак, алкоголь, наркотики.

Курение является одной из самых распространенных вредных привычек в мире. Основная составляющая часть табака – никотин - быстро вырабатывает привыкание организма к нему, переходящее в непреодолимую потребность. Главная мишень для никотина – верхние дыхательные пути и легкие, хотя раздражение слизистых начинается уже в ротовой полости. Тепло табачного дыма разрушает эмаль зубов, вызывает воспаление слизистой полости рта. Воспаляются и слюнные железы, что сопровождается повышением слюноотделения. Вот почему легко узнать курящего человека, даже если он скрывает, по привычке часто сплевывать накапливающуюся во рту слюну.

Слизистые оболочки гортани, трахей, бронхов. Бронхиол и альвеол также подвергаются разрушительному воздействию табачного дыма. Легко воспаляются, у заядлого курильщика развиваются бронхиты, пневмонии.

А поскольку табак содержит много канцерогенных веществ, вызывающих злокачественные заболевания, у курильщика высока вероятность приобрести рак ротовой полости, гортани или легкого. НЕ проходит курение бесследно и для внешнего вида. Появляются характерные признаки курильщика – голос с хрипотцой, желтый налет на зубах и ногтях, расширенная сеточка сосудов на щеках.

Курение является фактором риска сердечно – сосудистых заболеваний. Выкуривание даже одной сигареты вызывает учащение сердечного ритма, сужение сосудов, что влечет за собой повышение артериального давления.

В результате курения нарушается процесс питания сердечной мышцы кислородом, что может привести к тяжелому заболеванию – инфаркту миокарда. В результате курения может развиться тяжелое заболевание сосудов ног, часто заканчивающееся ампутацией ноги. Нервная система. Кровь, органы пищеварения также затрагиваются при попадании продуктов сгорания табака в организм. Курение может спровоцировать развитие язвенной болезни желудка, осложняет течение многих заболеваний. У курящих женщин нарушается нормальная деятельность детородных органов, что способствует развитию бесплодия, осложняет течение беременности. Если курит беременная женщина , у нее рождается ослабленный ребенок, со сниженным весом, с нарушениями нервной системы, и все из – за того, что он получил яд еще во время пребывания в материнском организме.

Огромный вред курильщик наносит не только себе, но и окружающим, которых часто называют пассивными курильщиками. Вдыхая табачный дым в накуренном помещении, пассивный курильщик подвергается воздействию тех же компонентов табака, что и курящий сосед, часто с такими же последствиям для здоровья.

Профилактика привыкания к курению.

Бросающему курить следует определить, сколько сигарет выкуривать в день. С каждым днем уменьшать норму на одну сигарету. Так постепенно уменьшается никотиновая зависимость. Можно пройти курс индивидуальной или групповой психотерапии. Чтобы не попасть в зависимость от сигареты –лучше не начинать курить.


Тема 14. Алкоголь, его влияние на здоровье человека. Профилактика.


Употребление алкогольных напитков представляет очень серьезную проблему для здоровья населения. Систематическое пьянство и алкоголизм наносят огромный ущерб не только здоровью населения России, но и ее экономике, выводя из строя миллионы работоспособного населения. Более половины смертей от несчастных случаев, отравлений и травм происходит в состоянии алкогольного опьянения.

Причины приобщения к алкоголю:

- национальные семейные традиции;

- для храбрости перед совершением антисоциального поступка.

Влияние на организм человека.

Токсическое действие алкоголя на организм подростка прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Мозговая ткань подростка, богатая водой, легко всасывает алкоголь. Это разрушающе действует на психику подростка – он становится раздражительным, быстро утомляется, нарушается его сон. Эти симптомы могут отмечаться не только при систематическом, но и редком употреблении алкогольных напитков. Ведь алкоголь при однократном приеме остается циркулировать в организме человека в течение двух недель. Частые же приемы спиртных напитков оказывают опустошающее действие на психику подростков, отупляя их как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении.

У подростов задерживается развитие памяти, мышления, утрачиваются развившиеся ранее способности.

Пагубно действует алкоголь и на внутренние органы:

- раздражает слизистую желудочно – кишечного тракта, способствуя развитию заболеваний органов пищеварения;

- алкоголь растворяет печеночные клетки, вызывая их перерождение, развивается цирроз печени, это заболевание всегда сопровождает алкоголизм и практически не излечивается;

- возрастает частота сердечных сокращений, нарушаются обменные процессы в сердечной мышце;

- реагируют на воздействие алкоголя почки, кровь и другие органы и системы.

Социальные последствия:

- пьющий подросток не может овладеть желаемой профессией;

- не может иметь верных друзей;

- не может иметь в будущем хорошую, здоровую семью;

- у алкоголиков рождаются дети с генетическими дефектами, сниженным интеллектом, замедленным умственным и физическим развитием.

Алкоголь постепенно затмевает другие интересы и увлечения, опустошая личность человека и разрушая его организм.

Профилактика.

- занятия спортом или иным видом интересной деятельности;

- культурный отдых;

- категоричный отказ от употребления пива и других алкогольных напитков.



Данный материал можно использовать при проведении классных часов

в 5 – 11 классах




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!