СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему:"Педагогическая деятельность и мастерство учителя".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же считать определяющим для становления и развития педагогического мастерства? Какие свойства и качества личности учителя лежат в основе?

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:"Педагогическая деятельность и мастерство учителя".»

1.Давайте рассуждать. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является: обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Предмет педагогической деятельности - управление познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся. Педагогическую деятельность осуществляют специально подготовленные педагоги, которые призваны реализовать общественные идеалы. Исследования А.И.Щербакова педагогической деятельности, как сложной динамической системы, позволили выделить основные элементы ее структуры: конструктивный, организаторский, коммуникативный, информационный, развивающий, ориентационный, мобилизационный, исследовательский и гностический. Для выработки мастерства необходимо четко представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков (И.В.Харламов). Человеческая природа может раскрыться в полной мере лишь тогда, когда у ребенка есть умный, умелый, мудрый воспитатель. А ребенок (объект и одновременно субъект педагогического процесса) постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера. Современный педагог И.Зязюн под педагогическим мастерством подразумевает комплекс свойств и качеств личности учителя, которые обеспечивают высокий уровень организации его профессиональной деятельности. Отсюда возникает вопрос : " Что же считать определяющим для становления и развития педагогического мастерства? Какие свойства и качества личности учителя лежат в основе?" Рассмотрев тему "Структура педагогического мастерства", хочу выделить такой компонент, как профессиональная пригодность учителя. Стать учителем может далеко не каждый человек. Без "задатков" (врожденных психофизических свойств и качеств человека) таких как, общее физическое здоровье, т.к. учитель испытывает большие психо-физические нагрузки, здоровая нервная система, развитых органов речи и восприятия, внешнего обаяния невозможно овладеть учительской профессией. Но также по мнению И.Ф.Харламова необходимы личностные качества: склонность к работе с детьми, коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Но даже при наличии природных свойств и качеств невозможно достичь профессионального мастерства, если отсутствует мотивация выбора педагогической профессии - потребность в педагогической деятельности. Мастер – это учитель, в совершенстве владеющий современными методами преподавания, что невозможно достичь без самообразования. Видный русский педагог П.Ф.Каптерев писал" Уча, учитель должен учиться и сам... Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам достаточно уже учен и развит, что ему не для чего и нечему учиться" Здесь прослеживается прямая зависимость: тот кто развивается сам - развивает других. В мире информатизации, когда каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания устаревают, повысить свою квалификацию может самообразование. Однако по мнению ученых на современном этапе самообразование достаточно сложный процесс. Высокий уровень сложности зависит от множества факторов как объективного, так и субъективного характера.











2Для эффективного управления познавательной деятельностью детей в условиях требований сегодняшнего дня к образовательному процессу считаю наиболее приоритетными в работе следующие компетенции:

- Общекультурная компетенция

–Интеллектуальная компетенция

–Информационная компетенция

– Коммуникативная компетенция

– Организационная компетенция

– Ценностно-смысловая компетенция.

Наиболее интересными в качестве приоритета профессионального развития считаю следующие 3 компетенции:

Интеллектуальная компетенция.

Способствует развитию мыслительных процессов и исследовательской активности учащихся на уроке, созданию соответствующей интеллектуальной и эмоциональной обстановки. Учитель создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем. В процессе разрешения проблемных ситуаций происходит развитие эвристических умений. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся, развивается нестандартное мышление, без которого невозможно участие в олимпиадах.

Информационная компетенция.

Так как составляющими информационной компетенции являются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию ,преобразовывать, сохранять и передавать ее, умеющий « управлять» информацией учитель сумеет научить этому и детей, что обеспечит формирование у учащихся самостоятельности, как основного качества личности, базирующегося на ключевых образовательных компетенциях. Это помогает детям в работе над проектами. Существенным является и то, что у большинства учащихся визуальное восприятие преобладает над слуховым, что учтено в использовании ИКТ на уроках. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти к деятельностному способу обучения, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Коммуникативная компетенция.

Позволяет развивать у учащихся: умение общаться с другими людьми, умение работать на уроке в парах, высказывать свое мнение, выслушивать мнение товарища, создавать благоприятный климат, атмосферу взаимопомощи и толерантности. На уроках использую такие виды работ в паре, как разучивание, пересказ, составление плана, решение задач, взаимопроверка письменных работ, когда контролируя друг друга, учащиеся постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Эти компетенции я выделила, потому что для успешного введения в практику различных инновационных технологий, для реализации в новых условиях поставленных перед педагогом задач, я должна обладать необходимым уровнем профессиональной компетенции и профессионализма. Формирование компетенций требует значительного интеллектуального развития, а также развития личностных качеств учащихся, что определяет готовность и способность человека жить в многообразном мире.








3.В разрешении конфликтных ситуаций я чаще применяю стратегии уклона, компромисса, сотрудничества и в отдельных случаях стратегию доминирования. Приведу примеры из своего опыта работы.

В классе у каждого ребенка есть поручение. Игровики должны на перемене предложить товарищам игру. Ира принесла в класс игру « Меткий стрелок». Около нее собралась группа ребят , желающих поиграть. Каждому хотелось быть первым. Начались споры, назревала конфликтная ситуация. Я решила вмешаться и предложила договориться по считалочке ,кто за кем будет играть. Эта идея понравилась. Мною была использована стратегия компромисса.

Никита и Саша ходят в секцию по рукопашному бою. На перемене они решили помериться силой и начали бороться, что запрещено.Вдруг прибежали ребята , сообщив, что мальчики дерутся. Когда я вышла в коридор, то увидела, как Никита обхватил Сашу за шею так, что еще немного и у него перехватило бы дыхание. В подобной ситуации я реагировала быстро - и словом, и действием. Я громко сказала : «Прекратите!» и развела мальчиков в стороны. Потом я попросила зайти их в класс, где спокойно объяснила им, какие могли быть последствия. Никита и Саша дали слово, что это больше не повториться. Так как была угроза здоровью, я применила стратегию доминирования.

Как только дети приходят в первый класс, родители хотят, чтобы их ребенок сидел за партой поближе к учителю, что совершенно нормально. Но на практике реализовать это сложно. Уже на линейке 1сентября родители подходят с просьбами подобного рода. Как решить эту проблему, которая как правило приводит к конфликтной ситуации? Начинаются разговоры: «Почему мой ребенок должен сидеть за последней партой, а ваш – за первой?» Чтобы исключить развитие конфликта, я на первом же родительском собрании обсуждаю этот вопрос. Я предлагаю следующий выход из сложившейся ситуации: в первую очередь право имеют дети, имеющие медицинские показания, затем берем во внимание параметры роста ребенка: не может ученик на голову выше своего одноклассника сидеть впереди него и остается третья часть детей, которые находятся приблизительно в равных условиях. А этих детей 1 раз в четверть предлагаю менять местами, чтобы не получилось так, что одни те же дети постоянно сидят далеко. После недолгого обсуждения такой подход к решению проблемы устроил всех родителей. Так были предупреждены конфликты по линиям учитель-родитель и родитель-родитель. В этой ситуации я использовала стратегию сотрудничества, построенном на совместном выборе решения.

Я думаю, что убеждение и внушение играют важную роль в педагогическом процессе. Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому требования, установки и мнения учителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той или иной информации. Убеждение воздействует не только на разум, но и на чувства человека, а значит воздействие одного человека на другого или коллектив, формирует новые взгляды, отношения, соответствующие требованиям общества. Если у ученика слово расходиться с делом, значит у него нет единства знаний и поведения, т.е. знания не стали убеждениями. О наличии убеждений говорит сформированная потребность действовать в соответствии со своими знаниями. В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная форма регуляции взаимоотношений педагога и учащихся, как способ стимуляции активности школьников. Путем убеждения можно побудить школьника сформировать желание изменить образ жизни, побудить к самовоспитанию.















































4.В начальной школе возможно достичь стимулирования активной познавательной и развивающей деятельности детей на основе метода учебных проектов. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. И.П.Тарасова пришла к следующей структуре : «Проект- это пять «П»: проблема- проектирование (планирование) – поиск информации- продукт- презентация. Шестое «П»- это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы. В определении Н.Ю.Пахомовой «…учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности…». В ходе проектной деятельности я использую принципы добровольности участия, личного развития, целостности, продуктивности, завершенности и открытости. Приведу пример. В этом учебном году дети работали над созданием проекта« Моя семья» ( предмет- окружающий мир). Цели проекта: 1.Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления. 2.Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включение учащихся в различные виды деятельности. Проблема: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это , должна помочь поисковая работа в виде проекта. Планирование этапов. 1.Проведение беседы « О понимании семьи в жизни человека» ( дети должны изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи, понять свою роль в семье) 2.Сбор фотографий ,отражающих родственников и важные моменты в жизни семьи. 3.Оформление небольшого семейного альбома. 4. Написание сочинения о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. 5. Изобразить древо данной семьи на плакатном листе . Провести конкурс « Моя родословная». 6. Завершить проект презентацией перед всем классом. В ходе работы над созданием проекта детям было предложено найти ответы на следующие вопросы: 1. До какого поколения могу я, мои родители вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения наших предков)? 2. Сколько детей было в семьях разных поколений? 3.Кто из ваших предков прожил самую долгую жизнь? Кого из них можно назвать долгожителем? 5.Ты знаешь о жизни бабушек и дедушек. А известно ли тебе что-то о жизни их родителей, их бабушек – дедушек? 6. Есть ли в вашей семье семейный архив? Что в нем? Кто хранит семейные реликвии? Как ты относишься к семейному архиву? Детям были даны рекомендации, где можно найти интересующую их информацию. Работа над проектом пробудила живой интерес не только у детей, но и родителей ,бабушек и дедушек. В некоторых семьях ,благодаря проекту, были открыты новые сведения о своих предках. Проект не оставил равнодушными ни детей, ни их родителей. Эмоциональная составляющая проекта достаточно высока.









5.Я работаю учителем 33 года. Всегда искала интересные и эффективные методы и формы работы на уроке. Сначала использовала игровые и авторские технологии С.Н. Лысенковой (метод опорных сигналов), Н.А. Зайцева (метод кубиков Зайцева), Ш. Амонашвили (метод педагогического сотрудничества). И это давало свой положительный результат. Но, когда я перешла на авторскую программу по математике Л.Г.Петерсон, построенной на основе интегративной технологии развивающего обучения, результат был просто разительный. На выходе из 3 класса мои ученики качественно отличались от детей параллели по результатам обученности и воспитанности. Итогом работы стали 2 призера районной предметной олимпиады : 1 место- по математике и 2 место - по русскому языку. Все преимущества развивающего обучения вышли на передний план. Так в мою педагогическую жизнь вошли развивающие технологии.

Так как методологической основой ФГОС НОО является системно- деятельностный подход, то при формировании педагогических методов и технологий стараюсь соблюдать следующие принципы: 1. Принцип деятельности – ученик в процессе обучения является субъектом, творцом своей деятельности. 2. Принцип непрерывности- результат на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего. 3. Принцип целостного представления о мире – у ребенка должно быть сформировано обобщенное , целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. 4.Принцип минимакса- школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума(ГОС). 5.Принцип психологической комфортности- предполагает снятие стрессовых факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы и сотрудничества. 6. Принцип творчества- предполагает развитие творческого начала в учебной деятельности школьников. 7. Принцип вариативности- 1) предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору решений, умеющей отстаивать свою позицию; 2) технология проведения урока , включающая разные виды работ.

Теперь, работая по стандартам второго поколения, мною используются еще технологии уровневой дифференцации, обучение на основе компнтентности подхода, проектной деятельности, информационно – коммуникационные технологии, интерактивные формы обучения. Приоритетная цель начального образования – развитие личности ребенка. Реализуя проектную деятельность в начальной школе, я использую активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, т.к. не только способствуют усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций , в частности «мыслительной компетенции». Проектная деятельность- неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам , является способом достижения личности метапредметных и предметных результатов обучающихся.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!