СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая деятельность учителя истории на уроке

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Педагогическая деятельность учителя истории на уроке"

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая деятельность учителя истории на уроке»

Педагогическая деятельность учителя истории.



Труд учителя многогранный и тяжелый. Учитель никогда не останавливается на достигнутом.

Поэтому педагогическая деятельность учителя предполагает постоянный поиск, непрерывное самосовершенствование и самообразование, апробацию различных традиционных и инновационных технологий преподавания. Я, как учитель, стремлюсь к лучшим результатам, к росту качества образования, но за этим стремлением я стараюсь не забывать о формировании интереса у учеников к предмету. И каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающимися. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история…

Как сделать творческими задания по запоминанию и усвоению фактов, дат, имен и т.д., как активизировать познавательную деятельность школьников? У каждого учителя годами отрабатывается своя методика, свой способ достижения целей и конкретных задач обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин: «Метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил». Наверное, каждый учитель редко использует какой-либо метод в чистом виде, обычно сочетает разные формы, способы и приемы обучения.

В практике педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии проблемного обучения: групповые, игровые формы работы, «критического мышления», методы интерактивного обучения, и конечно в век информационных технологий обязательным элементом является ИКТ.

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», - сказал русский историк В.О. Ключевский. В моей педагогической работе «разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой исторической проблеме – является основной задачей. Именно проблемная ситуация служит начальным моментом мыслительного процесса. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность разрешить какое-либо противоречие. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с гипотезы. А называется это мозговым штурмом. Используя этот прием, я предлагаю ученикам разрешить проблемную ситуацию. Ученики же при этом могут высказывать любые мнения и точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Так у школьников развивается нестандартное мышление. Именно проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс (Приложение №1). Немецкий педагог А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.

Технология проблемного обучения позволяет создавать целостные проблемные уроки, а также использовать отдельные методы данной технологии на разных этапах урока. Применяемая мною на уроках технология, создает широкую возможность формировать у учащихся критическое мышление, индивидуальность, и развивать коммуникативные компетенции.

Например: тема «СССР накануне войны», 9 класс - оценка «Пакта о ненападении между Германией и СССР» в 1939г. Высказывая свое мнение, ученик знает, что он должен доказать его на основе аргументов, конкретных фактов. На таких уроках не раз возникал спор между учащимися, мнения ребят порой не сходились. Задача учителя, научить ребят умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения и что, не мало важно умению уважать иную точку зрения.

В преподавании предмета стараюсь на каждом уроке создавать проблемные ситуации разного уровня сложности, например, События октября 1917 года – насильственный переворот или закономерность в развитии событий? Перестройка: благо или несчастье для народа? Афганистан: авантюра или вынужденная необходимость? Духовная жизнь России сегодня: возрождение или регресс? Докажите, что князь Игорь был не очень удачливым воином и алчным правителем.

Стараюсь применять разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемных ситуаций: защита докладов, рефератов, проблемное домашнее задание, «мозговая атака», синквейн, кейс-метод, коммуникативная атака (Приложение №2), моделирование (например, Что могло бы произойти, если бы…? Если бы Русь могла спастись от монголо-татар в 13 веке? Если бы Наполеон во время Бородинской битвы был здоров, а не болен простудой?), рассказ из логической цепочки. Например, тема «Крымская война», 8 класс, задание – постройте логическую цепочку о Крымской войне из следующих слов и сочетаний: Синоп, В.А.Корнилов, Э.И.Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская, Севастополь, 1853-1856 гг., брандеры, П.С. Нахимов, В.С. Истомин, восточный вопрос, Малахов курган, Парижский мирный договор.

Наиболее часто я использую прием кластера.

Например, тема «Латинская Америка во 2-ой половине XIX века», 8 класс. Объявив тему урока, учащиеся должны предположить по каким смысловым блокам будет проходить изучение темы. В ходе беседы ученики выделяют следующие блоки: внутренняя политика, экономика, внешняя политика, социальный вопрос, особенности культуры. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. В ходе обсуждения заголовки блоков распределяются вокруг основной темы (Приложение №3). Далее следует работа в группах, выдвигаются предположения о развитии каждого блока, информация записывается в кластер (Приложение №4). После этого начинается работа с текстом учебника, в ходе которой верные предположения блока подтверждаются, неверные исправляются. Изменения вносятся в кластер. Завершающий этап урока – презентация каждой группы своего кластера.

Нередко в своей педагогической работе на повторительно-обобщающих уроках применяю метод синквейна, который способствует развитию творческого самовыражения, рефлексии, резюмирования. Например, тема «Русь Московская», 6 класс. В ходе беседы на доску выписываются основные события, даты, термины и т.д. (иго, Куликовская битва, 1380 год). Далее следует систематизация информации и создание «ленты времени». После чего каждая дата, основное событие отрабатывается написанием синквейна (Приложение №5).

Для решения обозначенной проблемы применяю в работе ситуационную методику обучения, или кейс-метод. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения истории кейс выступает, как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности), и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины.

На уроках  отдаю приоритет практической деятельности учащихся, через которую происходит познание, развитие мыслительных процессов, формирование собственной точки зрения, индивидуальности.
Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект).

В педагогической работе стараюсь разрабатывать и применять в основном проблемные уроки: урок – семинар, урок отрицания (например, тема «Русь под властью монголо-татар», 6 класс (Приложение №6)), урок дискуссия, урок «круглый стол» (тема «Особенности политического процесса в России начала XX века. Перспективы развития», 9 класс приложение №14), урок – диспут, урок – суд (тема «Суд над фашизмом», 9 класс Приложение №8), проблемно – информационная лекция, урок – путешествие (тема « Архитектура Древней Руси», 6 класс приложение № 10), урок – практикум с использованием ИКТ. Данная нетрадиционная форма урока дает ряд преимуществ ученику. Электронная форма документов снижает психологическое напряжение, вызванное условиями работы с новым источником, даже в некотором смысле расслабляет учащегося, и он приступает к работе в более спокойном и уравновешенном состоянии, чем во время обычного практикума. Таким образом, происходит значительная экономия физических и душевных сил (тема «Первая мировая война» Приложение №9).

Отдельно хочется сказать о таком типе урока, как урок – исследование. Применяя такие уроки, стараюсь познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности, научить их различать проблемы, формулировать и отбирать отдельные гипотезы, делать выводы, а так же донести до учеников то, что документ – это главный источник исторических знаний. Для исследования на уроке привлекаю различные исторические источники – это документы, письма (тема «НЭП», 9 и 11 классы (Приложение №7а), тема «Реформы Александра II», 8 класс (Приложение №7в); статистические данные (тема «Статистический анализ экономики России времен Первой Мировой войны», 9 и 11 класс (Приложение №7б)).

Пример: урок-семинар «Мир на грани ядерной войны», 9 и 11 классы.

Проблемы для обсуждения: Какая тенденция и почему возобладала во внешней политике СССР? Кто был инициатором конфликтов и мирных инициатив? Какова степень «вины» разных стран за события 60-х годов во внешней политике?

План семинара: Берлинский и Карибский кризисы?, Диалог: СССР – Америка, Восток и мировая политика, «интернациональная» акция в Чехословакии.

Пример урока дискуссии, тема «Два разных мира: люди и быт 60-х годов», 9 и 11 классы.

Проблемы для обсуждения: В чем были причины различий в повседневной жизни в СССР и на Западе? Каковы были общие тенденции развития и взаимовлияния в бытовой сфере?

План урока: три группы обсуждают выдвинутые проблемы, дискутируют, аргументируют, спорят, выдвигают гипотезы, делают выводы.

Данные виды уроков позволяют привлекать к активному участию ребят, использовать системы дифференцированных заданий, стимулировать познавательный интерес и активность учащихся, развитие критического мышления и исследовательской активности, умение аргументировать, дискутировать, доказывать, самостоятельно добывать знания из дополнительных источников информации. Используя разнообразные формы уроков, стараюсь раскрывать индивидуальные способности каждого ученика. Ведь каждый тип урока нацелен на развитие какого-то отдельного комплекса ЗУМ.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использования новых информационных технологий во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Личный опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому на каждом уроке стараюсь использовать компьютерные технологии, а так же привлекать учеников для создания презентаций при подготовке домашнего задания, докладов и рефератов, составления проектов, работая с каждым учеником индивидуально. Каждые десять лет поток информации во всемирной сети увеличивается, поэтому я, как учитель обязана научить отбирать, систематизировать разную информацию, управлять потоком этой информации. Интернет позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данная технология позволяет развивать у ученика логическое, нестандартное мышление, формирует собственное отношение, свой взгляд на исторические события и эпохи. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления учащихся превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Презентации эффективно используются мною на различных этапах урока, а зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Например, при изучении темы “Политическое устройство России во второй половине XVII века” (7 класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской Думы и Земского Собора. Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

Использование компьютерных технологий позволило более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах, позволило разнообразить виды уроков. Например, урок - интерактивная экскурсия с использованием мультимедийных учебных пособий “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, “Атлас древнего мира”, которые позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира. В 7 классе урок - интерактивная экскурсия применяю при изучении темы «Русские столицы – Москва и Петербург» с использованием мультимедийного учебного пособия «Два града: Москва и Санкт - Петербург». На протяжении урока при просмотре материал учебного пособия заполняется сравнительная таблица особенностей архитектуры, стиля города и т.д. (Приложение №11).

Уроки с применением видеоматериалов, исторических хроник, анимированных карт мультимедийного учебника «История России XX век» позволяют окунуться в ту историческую эпоху, прочувствовать эмоции, переживания людей, живших в те далекие времена. Например, тема «Гражданская война и интервенция», 9 класс. (Приложение №12). Электронная книга “История России с древнейших времён” С.М.Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же 3 варианта перевода “Слова о полку Игореве”, “Историю Петра” и “Историю Пугачёва” А.С. Пушкина.

Инновационные технологии применяются мною на обобщающих уроках и контрольных работах с использованием интерактивного задачника по истории России IX- XIX вв. «Витязь на распутье». Задания данного пособия предполагают разнообразные виды учебной деятельности с использованием компьютера: работа с документом, историческим текстом, хронологией, генеалогией, понятийным и иллюстративным рядами, с картой и картосхемой.

Проверяя знания учащихся по темам, провожу компьютерное тестирование. Использование данного метода позволило повысить успеваемость учащихся.

Новые технологии позволяют успешно проводить уроки по модульно-блочному принципу. ИКТ применяется на всех уроках равномерно. На уроках используется самостоятельное изучение учащимися заданной темы и дополнительные работы учащихся после уроков при поиске информации в Интернете, (например, тема «Древняя Русь», 6 класс). Технология концентрированного (блокового) обучения предполагает комплекс учебных занятий по заданной теме, объединенных целевой установкой. На уроках используются фрагменты из учебных дисков «Энциклопедия истории России до XIX в., «Энциклопедия истории России 862-1917» ,  «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.» (приложение № 13).

На первом уроке класс знакомится с общей темой (в данном случае «Киевская Русь в VI – XI в»). Проходит просмотр видеофильма «Откуда есть, пошла русская земля», лекция учителя с обобщением всего материала. Ребята получают задания на самостоятельное составление презентаций по заданным темам. Например: о Владимире Мономахе, о Ярославе Мудром и т.д. Ребята составляют компьютерные и бумажные сообщения, по выбранным темам используя книжный, электронный (включая Интернет) материал.

На следующих уроках проходит изучение новых тем, используется как коллективная, так и индивидуальная работа. На последних уроках проходит проверка учащихся на знание терминов, дат, исторических имён, по работе у карты и рассказов по основным вопросам, которые заблаговременно получают учащиеся на первом уроке.

На последнем уроке учащиеся проходят тестирование на компьютере (тесты составляет сам учитель), используя программу Simulator. Также заслушиваются и защищаются презентации учащихся.

Учащиеся с желанием работают на уроках, они сильнее мотивированы в изучении материала.

Новые технологии, применённые на уроках, позволяют активизировать творческую инициативу обучающихся, вырабатывают умение самостоятельно добывать знания из различных источников, включая Интернет, сплачивает коллектив, устанавливают межпредметные связи с информатикой.

С 5 класса вместе с ребятами ведем работу по сбору интересного и полезного материала по истории России и истории родного края. Обобщаем материал в проекты, исследовательские работы, а в старших классах в папки по историческим эпохам. Ребята с увлечением и интересом ведут исследовательскую работу. Читают, выбирают, комплектуют всю литературу, используют материал на семинарских занятиях и в дальнейшей учёбе. Сильным ученикам предлагаю список монографий или художественных произведений по изучаемой эпохе по истории России, с одной из которых нужно ознакомиться. Некоторые учащиеся заинтересовываются и не ограничиваются чтением одной книги.

Также пытаюсь заинтересовать учащихся через деловые игры и различные мероприятия, которые провожу во время предметной недели по историческим дисциплинам, на заседаниях кружка или занятиях курсов по выбору по предпрофильной подготовке, элективных курсах профильного обучения.

Выполняя современные программы, и внедряя новые технологии преподавания истории, нельзя забывать о традиционных приемах работы и репродуктивных методах, например, изложение учителем и усвоение учениками готовых знаний. Развитие мыслительного процесса, способность нестандартно критически мыслить невозможно без знания хронологии и исторических терминов. Залогом успеха данной деятельности служит обязательный минимум, от которого и следует отталкиваться, решая проблемные ситуации. Поэтому я особое внимание уделяю таким “деталям”, как хронология и термины.

Работа по данному направлению начинается с первого урока истории, где особое внимание уделяю оформлению тетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Опыт показал, что овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока является работа с хронологией и терминами. Мною используются различные формы работы:

  1. Карточки: учитель показывает дату, ребята называют событие. 2. Хронологический диктант. 3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем. 4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии. 5. Текст с ошибками. 6. Историческая зарядка: учитель называет термины, ребята объясняют событие. 7. Историческая цепочка: один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить – встает, для них - мини цепочка. 8. Найди лишний элемент - трагедия, комедия, монархия: учащиеся выбирают термин, не относящийся по признакам к остальным, и объясняют свой выбор.



Данные формы работы и многие другие развивают представление о времени, помогают в усвоении хронологии, формируют исторические понятия. Обязательным моментом на уроке так же является работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий, и условия местности определяют ход событий (событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.

Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний, и развитие мыслительных нестандартных способностей.








1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!