СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая этика современного учителя

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Этика –совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельностью.  И  педагогу  же в этом процессе отводится особая роль.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая этика современного учителя»

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»










Доклад на педагогическом совете


«Профессиональная педагогическая этика современного учителя»












Подготовила

Директор школы, преподаватель фортепианного отделения,

Добжанская Ю.Б.









Сентябрь 2017 год


Профессиональная педагогическая этика современного учителя

Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, чем он

хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне

желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.

В. Даль

“Этика –совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельностью. И педагогу же в этом процессе отводится особая роль.



Вы знаете когда я готовилась к докладу, я столкнулась с такими понятиями как: пед, такт, проф. такт, пед. культура, нравственная культура, проф.квалификация, все понятия между собой взаимосвязаны и нету четкой грани между ними. Но разбираясь потом поняла, что все имеет свою нишу, и каждая формулировка отвечает за свое.

Педагогическая этика это общее понятие и так:

Педагогическая этика – это совокупность норм форм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

. 1.Составляющие педагогической этики:

  • профессиональная квалификация;

  • педагогическая культура;

  • нравственная культура;

  • педагогический такт;

  • профессиональный такт.

  • Педагогическая справедливость

  • Профессиональная честь педагога



Этот перечень можно еще перечислять и добавлять, но эти понятия отражают все.

Не могу утверждать правильно ли я их распределила по иерархии, мне кажется, что здесь важно все, выкини какой либо пункт и само понятие как Педагогическая этика не будет иметь смысла. Но на 1 место я прежде всего поставила профессиональную квалификацию, т.к без диплома и соответствующей специальности и не о чем говорить.



А мы с вами все педагоги с дипломами и нас этот вопрос непосредственно касается. И так, что мы должны знать и выполнять , чтобы соответствовать нормам и правилам Пед. этики.

Профессиональная квалификация – образование (среднеспециальное, высшее). Непрерывность профессионального развития ,профессионального мастерства, активно заниматься самообразованием и самосовершенствованием, повышение квалификация(категория), совершенствование своего интеллектуального, творческого и общенаучного уровня. Ответственность за результат обучения.

Педагогическая культура (нравственная культура) – внешний облик педагога (придерживаться делового стиля в одежде ), культура речи, вежливость, корректность, культура и нормы поведения в школе и в обществе за пределами учебного заведения, чувство собственного достоинства, умение управлять своим состоянием, чувство юмора. Учитель имеет право на возмущение, но выраженный способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности как с коллегами так и с родителями и учащимися.

Ни при каких обстоятельствах не допускается применение методов физического и морального и психического насилия к участникам образовательного процесса. С уважением относится к особенностям, ценностям и достоинством каждой национальной культуре. Уважение прав и достоинства всех людей вне зависимости от социального, должностного положения.

Культурный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт –(от лат. tactus – прикосновение) – чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя: уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами. Т.е. выбор средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.

Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.

Правила педагогического такта

Существует немало приемов, пользуясь которыми, учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:

  • воспитывать учащегося – это не значит «крепко держать его в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;

  • никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;

  • ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;

  • если учитель чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;

  • никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;

  • целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;

  • в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;

  • всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях.

Профессиональный такт - умение быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; сочетать разумную требовательность с чутким отношением к учащимся; хорошо знать возрастные и индивидуальные особенностей учащихся; в самокритичной оценке своего труда. Профессиональная солидарность, забота о престиже профессии.

Педагогическая справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.

Среди категорий педагогической этики особое место занимает 

Профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.

Любовь к детям - одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, - самое необходимое качество учителя.

Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии

И хотелось бы называть те качества, которые учащиеся наиболее всего ценят в учителе, и прежде всего включают в данный список следующие:

отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал.



Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя (нашей любви) к своим ученикам не рождается ответная любовь и доверие.

Вот такими качествами мы должны с вами обладать, чтобы называться педагогами с высокой педагогической этикой. Все эти правила не новы и мы их все прекрасно знаем, но всегда ли соблюдаем….В гонке подготовки к конкурсам, экзаменам, концертам, иногда и приходится нарушать немного эти постулаты, но я думаю если и нарушаем, то в пределах допустимых норм, правда? Я на это надеюсь!



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!