СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая копилка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всякое  занятие имеет отличие от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре, поведению учителя и учащихся и по многим другим параметрам.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая копилка»

В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ



«Занятие – это зеркало общей и педагогической

культуры преподавателя, мерило его

интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции»

В.А. Сухомлинский





Всякое занятие имеет отличие от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре, поведению учителя и учащихся и по многим другим параметрам. Уже давно в педагогике появилась потребность выделить среди методически разнообразных занятий занятия и , характеризующиеся определенными общими признаками.

Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, преподаватель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.


1. Основные требования к занятию


  1. Плановость ведения занятия.

Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному рабочему плану в строгом со­ответствии с программой предмета и требованиями календарно-тематического плана.

  1. Обязательное выполнение учебно-воспитательных целей.

Занятие должно предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное студентам содержание программного материала предмета.

  1. Формирование компетенций.

  2. Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими предметами.

  3. Обучение на занятии должно знакомить студентов с основными проблемами, стоящими перед обществом, наукой и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.

  4. Научность занятия должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники.

  5. Занятие должно быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику. Это небольшой отрезок учебного процесса, имеющий начало и конец.

  1. Знания студенты должны получать не только при теоретическом обучении, но и в процессе самостоятельного поиска путем выполнения практических работ.

  2. Преподаватель вносит в занятие методическую направленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и ин­дивидуальных особенностей студентов.

  3. Структура занятия должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.

  1. На занятии должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений студентов.

  2. На занятии обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний студентов, как на теоретических, так и практических занятиях.

  3. Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в колледже, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширяли и углубляли знания студентов, обеспечивали эффективность учебного процесса.

  4. Подготовленность и культура преподавания, его уровень должны стать основой, обеспечивающей эффективность занятия.

  5. На занятии должна решаться задача обобщения и внедрения передового педагогического опыта в учебный процесс.

  6. Необходимо соблюдать дозировку времени в организации каждого этапа занятия.

  7. Руководство учащимися преподавателем должно проводиться на всех занятиях, независимо от его типа и вида знаний.



2. Структура занятия.

Структура занятия — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.


Структура занятия изучения нового материала:

  • сообщение темы занятия и его задач;

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности сту­дентов;

  • указания на то, что студенты должны запомнить;

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);

  • первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  • контроль результатов первичного запоминания;

  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • частое включение опорного материала для запоминания и применения.


Структура занятия закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение студентам цели предстоящей работы;

  • воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;

  • выполнение студентами различных заданий, задач, упражнений;

  • проверка выполненных работ;

  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • задание на дом (если это необходимо).


Структура занятия формирования умений навыков:

  • постановка цели занятия;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • проведение проверочных упражнений ;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • упражнения творческого характера;

  • итог занятия;

  • задание на дом.


Структура занятия повторения:

  • организация начала занятия;

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем занятии, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на занятии;

  • задание на дом.


Структура занятия проверки знаний:

  • организация начала занятия. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Студенты не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как преподаватель проверяет их готовность к дальнейшему изучению материала;

  • постановка задач занятия. Преподаватель сообщает студентам ,какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы они вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы студенты обязательно сами проверили работы;

  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента;

  • подведение итогов занятия. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее занятие);

• определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.


Структура занятия применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала занятия (психологический настрой студентов);

  • сообщение темы занятия и его задач;

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнения по отработке навыков;

  • домашнее задание;

  • итог занятия с оценкой проделанной учащимися работы.


Структура повторительно-обобщающего занятия:

  • организационный момент;

  • вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план занятия ;

  • выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • формулирование выводов по изученному материалу;

  • оценка результатов занятия;

  • подведение итогов;

  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного занятия (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала занятия;

  • проверка домашнего задания, постановка цели занятия ;

  • подготовка студентов к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

  • закрепление изученного материала на данном занятии и ранее пройденного, связанного с новым;

  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  • подведение итогов и результатов занятия;

  • задание на дом;

  • подготовка (предварительная работа), необходимая студентам для изучения новой темы (не всегда).

Каждый преподаватель готовится к занятию по-своему: кто-то пишет развернутые конспекты, некоторые рисуют схематически ход занятия, снабжая схему своими комментариями, некоторые формируют таблицу, в которой отражают основные моменты совей деятельности и деятельности студентов.



3. Рекомендации к составлению плана-конспекта занятия

1. Название дисциплины, раздела, темы занятия.

Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В ее формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.

2. Цели занятия.

Цели занятия должны соответствовать его теме. Необходимо сформулировать три взаимосвязанных цели:

  1. образовательная

  2. развивающая

  3. воспитательная

3.Задачи занятия.

Задачи – это ориентиры для достижения целей и должны образовывать единую систему деятельности.

4.Мотивация изучения темы.

С какой целью изучается данная тема, что нового привнесет изучение этой темы в систему знаний и умений будущих специалистов.

5. Формируемые компетенции (по ФГОС).

6. Вид занятия.

Указать вид занятия из перечня основных видов занятий в СПО. При установлении вида занятия «занятие» обязательно указать его тип.

7. Тип занятия.

- занятие изучения нового материала

- занятие комбинированный

- занятие повторения и обобщения знаний

- занятие проверки знаний и умений

8. Межпредметные связи.

Указать как данное занятие связано с изучением других дисциплин.

9. Внутрипредметные связи.

Указать, как изучение данной темы занятия связано с изучением других тем дисциплины.

10. Оборудование, необходимое для проведения занятия.

11. Литература, использованная при подготовке к занятию (основная и дополнительная).

12. Ход занятия.

Для удобства планирования и ведения занятия рекомендуется основные этапы хода занятия описать в таблице. Таблица заполняется подробно, чтобы содержание занятия было понятно даже человеку, не присутствовавшему на нем.


Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный момент.


2.Проверка знаний по теме предыдущего занятиея…и т.д.




Примерная структура различных типов занятия .

1. Комбинированное занятие:

- организационный момент;

- проверка материала, изученного ранее;

- изложение нового материала;

- первичное закрепление новых знаний, применение их на практике;

- подведение итогов занятия ;

- домашнее задание.


2. Занятие изучения нового материала

- организационный момент;

- изложение нового материала и закрепление его;

- подведение итогов занятия ;

- домашнее задание.


3. Занятие повторения и обобщения знаний

- организационный момент;

- постановка проблем, выдача заданий; выполнение студентами заданий;

- анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок;

- подведение итогов занятия;

- домашнее задание.


4. Занятие проверки знаний и умений

- организационный момент;

- инструктаж по проведению работы;

- проверка (контрольная работа, самостоятельная работа, выступления с докладами или др. виды работ);

- подведение итогов занятия .

Варианты составления плана-конспекта занятия


1) занятие изучения нового материла


Дисциплина _________________________________ Группа _________________

ЗАНЯТИЕ № __________________________________________________________

Тема занятия: _________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Цель занятия:

образовательная:______________________________________________________
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

воспитательная:_______________________________________________________ _______________________________________________________________________

развивающая:__________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Вид занятия: занятие

Тип занятия : изучение нового материала

Метод проведения:_____________________________________________________

______________________________________________________________________

Формируемые компетенции: ___________________________________________

______________________________________________________________________

ОК __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

ПК____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Междисциплинарные связи:_____________________________________________



ХОД ЗАНЯТИЯ:


1. Организационный момент

приветствие, подготовка аудитории к работе, наличие студентов.

2. Мотивация учебной деятельности.

3.Сообщение темы и цели занятия:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Изложение нового материала

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Закрепление пройденного материала

Метод: __________________________________________________________

Вопросы: ________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подведение итогов занятия

оценить степень реализации поставленных целей


7. Сообщение домашнего задания _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2) комбинированное занятие


Дисциплина _________________________________ Группа _________

ЗАНЯТИЕ № __________________________________________________________

Тема занятия: _________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Цель занятия:

образовательная:________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

воспитательная:________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

развивающая:___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид занятия: занятие

Тип занятия : комбинированный

Метод проведения: _______________________________________________

______________________________________________________________________

Формируемые компетенции: ______________________________________

______________________________________________________________________

ОК __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

ПК________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Междисциплинарные связи:______________________________________________

______________________________________________________________________

Обеспечение занятия: __________________________________________________

________________________________________________________________________


ХОД ЗАНЯТИЯ:


1. Организационный момент

приветствие, подготовка аудитории к работе, наличие студентов


2. Контроль уровня усвоения знаний и умений студентов

Метод:__________________________________________________________________ Вопросы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Подведение итогов опроса

оценка знаний студентов


4. Сообщение темы (ее актуализация), целей занятия, (формируемых компетенций)


5. Мотивация учебной деятельности.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Организация изучения нового материала (с указанием методов и форм работы)

6.1. ( Например: объяснение методом рассказа, объяснение нового материала с элементами беседы и др.)

6.2. Организация самостоятельной работы студентов (например: работа с учебником, составление таблицы, схемы и др. виды самостоятельной работы)

6.3. Работа малыми группами (с указанием задания)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Закрепление пройденного материала (можно по ходу изучения нового материала)

Метод:_______________________________________________________________

______________________________________________________________________

8. Подведение итогов занятия

оценить степень реализации поставленных целей, формирования ОК и ПК


9.Домашнее задание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3) практическое занятие


Дисциплина___________________________ Группа_____________________ Занятие № ________________________________________________________ Тема занятия: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________ Цель занятия:

образовательная: _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

воспитательная: _____________________________________________
__________________________________________________________________

развивающая: ________________________________________________
__________________________________________________________________


Вид занятия: практическое занятие

Метод проведения: __________________________________________



Формируемые компетенции:

ОК:_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПК: _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обеспечение занятия _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________


ХОД ЗАНЯТИЯ:


1. Организационный момент

приветствие, подготовка аудитории к работе, наличие студентов


2. Контроль уровня усвоения знаний и умений студентов

Метод: __________________________________________________________________

Вопросы: __________________________________________________________


3. Подведение итогов опроса

  • оценить подготовку студентов к занятию ____________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Мотивация учебной деятельности ________________________________

__________________________________________________________________


5. Практическое занятие

(организация практической части занятия) ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.1.вводный и текущий инструктаж_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Закрепление полученных (теоретических ) знаний_________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3. Организация самостоятельной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Анализ и оценка знаний, умений

  • степень реализации поставленных целей;(формирования ОК, ПК)

  • оценка работы студентов на занятии

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Домашнее задание

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!