В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ
«Занятие – это зеркало общей и педагогической
культуры преподавателя, мерило его
интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Всякое занятие имеет отличие от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре, поведению учителя и учащихся и по многим другим параметрам. Уже давно в педагогике появилась потребность выделить среди методически разнообразных занятий занятия и , характеризующиеся определенными общими признаками.
Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, преподаватель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.
1. Основные требования к занятию
Плановость ведения занятия.
Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному рабочему плану в строгом соответствии с программой предмета и требованиями календарно-тематического плана.
Обязательное выполнение учебно-воспитательных целей.
Занятие должно предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное студентам содержание программного материала предмета.
Формирование компетенций.
Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими предметами.
Обучение на занятии должно знакомить студентов с основными проблемами, стоящими перед обществом, наукой и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.
Научность занятия должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники.
Занятие должно быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику. Это небольшой отрезок учебного процесса, имеющий начало и конец.
Знания студенты должны получать не только при теоретическом обучении, но и в процессе самостоятельного поиска путем выполнения практических работ.
Преподаватель вносит в занятие методическую направленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей студентов.
Структура занятия должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.
На занятии должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений студентов.
На занятии обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний студентов, как на теоретических, так и практических занятиях.
Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в колледже, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширяли и углубляли знания студентов, обеспечивали эффективность учебного процесса.
Подготовленность и культура преподавания, его уровень должны стать основой, обеспечивающей эффективность занятия.
На занятии должна решаться задача обобщения и внедрения передового педагогического опыта в учебный процесс.
Необходимо соблюдать дозировку времени в организации каждого этапа занятия.
Руководство учащимися преподавателем должно проводиться на всех занятиях, независимо от его типа и вида знаний.
2. Структура занятия.
Структура занятия — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура занятия изучения нового материала:
указания на то, что студенты должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);
первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
частое включение опорного материала для запоминания и применения.
Структура занятия закрепления и развития знаний, умений, навыков:
воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;
выполнение студентами различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Структура занятия формирования умений навыков:
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений ;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог занятия;
задание на дом.
Структура занятия повторения:
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем занятии, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на занятии;
задание на дом.
Структура занятия проверки знаний:
организация начала занятия. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Студенты не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как преподаватель проверяет их готовность к дальнейшему изучению материала;
постановка задач занятия. Преподаватель сообщает студентам ,какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы они вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы студенты обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента;
подведение итогов занятия. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее занятие);
• определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.
Структура занятия применения знаний, умений и навыков:
организация начала занятия (психологический настрой студентов);
сообщение темы занятия и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнения по отработке навыков;
домашнее задание;
итог занятия с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего занятия:
вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план занятия ;
выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов занятия;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного занятия (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
Каждый преподаватель готовится к занятию по-своему: кто-то пишет развернутые конспекты, некоторые рисуют схематически ход занятия, снабжая схему своими комментариями, некоторые формируют таблицу, в которой отражают основные моменты совей деятельности и деятельности студентов.
3. Рекомендации к составлению плана-конспекта занятия
1. Название дисциплины, раздела, темы занятия.
Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В ее формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.
2. Цели занятия.
Цели занятия должны соответствовать его теме. Необходимо сформулировать три взаимосвязанных цели:
образовательная
развивающая
воспитательная
3.Задачи занятия.
Задачи – это ориентиры для достижения целей и должны образовывать единую систему деятельности.
4.Мотивация изучения темы.
С какой целью изучается данная тема, что нового привнесет изучение этой темы в систему знаний и умений будущих специалистов.
5. Формируемые компетенции (по ФГОС).
6. Вид занятия.
Указать вид занятия из перечня основных видов занятий в СПО. При установлении вида занятия «занятие» обязательно указать его тип.
7. Тип занятия.
- занятие изучения нового материала
- занятие комбинированный
- занятие повторения и обобщения знаний
- занятие проверки знаний и умений
8. Межпредметные связи.
Указать как данное занятие связано с изучением других дисциплин.
9. Внутрипредметные связи.
Указать, как изучение данной темы занятия связано с изучением других тем дисциплины.
10. Оборудование, необходимое для проведения занятия.
11. Литература, использованная при подготовке к занятию (основная и дополнительная).
12. Ход занятия.
Для удобства планирования и ведения занятия рекомендуется основные этапы хода занятия описать в таблице. Таблица заполняется подробно, чтобы содержание занятия было понятно даже человеку, не присутствовавшему на нем.
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Организационный момент. | |
2.Проверка знаний по теме предыдущего занятиея…и т.д. | |
Примерная структура различных типов занятия .
1. Комбинированное занятие:
- организационный момент;
- проверка материала, изученного ранее;
- изложение нового материала;
- первичное закрепление новых знаний, применение их на практике;
- подведение итогов занятия ;
- домашнее задание.
2. Занятие изучения нового материала
- организационный момент;
- изложение нового материала и закрепление его;
- подведение итогов занятия ;
- домашнее задание.
3. Занятие повторения и обобщения знаний
- организационный момент;
- постановка проблем, выдача заданий; выполнение студентами заданий;
- анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок;
- подведение итогов занятия;
- домашнее задание.
4. Занятие проверки знаний и умений
- организационный момент;
- инструктаж по проведению работы;
- проверка (контрольная работа, самостоятельная работа, выступления с докладами или др. виды работ);
- подведение итогов занятия .
Варианты составления плана-конспекта занятия
1) занятие изучения нового материла
Дисциплина _________________________________ Группа _________________
ЗАНЯТИЕ № __________________________________________________________
Тема занятия: _________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Цель занятия:
образовательная:______________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
воспитательная:_______________________________________________________ _______________________________________________________________________
развивающая:__________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Вид занятия: занятие
Тип занятия : изучение нового материала
Метод проведения:_____________________________________________________
______________________________________________________________________
Формируемые компетенции: ___________________________________________
______________________________________________________________________
ОК __________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ПК____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Междисциплинарные связи:_____________________________________________
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
приветствие, подготовка аудитории к работе, наличие студентов.
2. Мотивация учебной деятельности.
3.Сообщение темы и цели занятия:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Изложение нового материала
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Закрепление пройденного материала
Метод: __________________________________________________________
Вопросы: ________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подведение итогов занятия
оценить степень реализации поставленных целей
7. Сообщение домашнего задания _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) комбинированное занятие
Дисциплина _________________________________ Группа _________
ЗАНЯТИЕ № __________________________________________________________
Тема занятия: _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Цель занятия:
образовательная:________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
воспитательная:________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
развивающая:___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид занятия: занятие
Тип занятия : комбинированный
Метод проведения: _______________________________________________
______________________________________________________________________
Формируемые компетенции: ______________________________________
______________________________________________________________________
ОК __________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ПК________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Междисциплинарные связи:______________________________________________
______________________________________________________________________
Обеспечение занятия: __________________________________________________
________________________________________________________________________
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
приветствие, подготовка аудитории к работе, наличие студентов
2. Контроль уровня усвоения знаний и умений студентов
Метод:__________________________________________________________________ Вопросы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подведение итогов опроса
оценка знаний студентов
4. Сообщение темы (ее актуализация), целей занятия, (формируемых компетенций)
5. Мотивация учебной деятельности.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Организация изучения нового материала (с указанием методов и форм работы)
6.1. ( Например: объяснение методом рассказа, объяснение нового материала с элементами беседы и др.)
6.2. Организация самостоятельной работы студентов (например: работа с учебником, составление таблицы, схемы и др. виды самостоятельной работы)
6.3. Работа малыми группами (с указанием задания)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Закрепление пройденного материала (можно по ходу изучения нового материала)
Метод:_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Подведение итогов занятия
оценить степень реализации поставленных целей, формирования ОК и ПК
9.Домашнее задание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) практическое занятие
Дисциплина
___________________________ Группа
_____________________ Занятие №
________________________________________________________ Тема занятия: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель занятия: образовательная: _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
воспитательная: _____________________________________________
__________________________________________________________________
развивающая: ________________________________________________
__________________________________________________________________
Вид занятия: практическое занятие
Метод проведения: __________________________________________
Формируемые компетенции:
ОК:_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПК: _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Междисциплинарные связи: ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Обеспечение занятия _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
приветствие, подготовка аудитории к работе, наличие студентов
2. Контроль уровня усвоения знаний и умений студентов
Метод: __________________________________________________________________
Вопросы: __________________________________________________________
3. Подведение итогов опроса
4. Мотивация учебной деятельности ________________________________
__________________________________________________________________
5. Практическое занятие
(организация практической части занятия) ____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.1.вводный и текущий инструктаж_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2. Закрепление полученных (теоретических ) знаний_________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.3. Организация самостоятельной работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Анализ и оценка знаний, умений
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Домашнее задание
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________