СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт на тему "Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование и развитие мелкой моторики рук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, формируя специальные учебные навыки посредством развития мелкой моторики рук и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук

Ведущая педагогическая идея опыта: создание дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт на тему "Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование и развитие мелкой моторики рук"»

Дошкольное образовательное учреждение

ясли-сад № 180 г. Донецка


Педагогический опыт


Тема:

Развитие речи

дошкольников с ОНР

через формирование и

развитие мелкой моторики рук









Автор:

Чистова Светлана Васильевна

воспитатель



Донецк , 2014г.

Содержание


  1. Профессиональный автопортрет ……………………………. 1

  2. Описание опыта ………………………………………………..

  • Пояснительная записка………………………………………... 3

  • Актуальность темы­­­­ ………………………………………….… 4

  • Длительность работы над опытом ..……………………….…... 8

  • Диапазон опыта ……….…………………………………….…... 9

  • Теоретическая база опыта ………………………………...… 10

  • Новизна опыта ………………………………………………… 12

  • Характеристика условий .…………………………………...… 12

  • Технология опыта ………………...…………………………… 12

  • Основные принципы …………………………………….…….. 15

  • Результативность опыта ……………………………………… 20

  • Заключение ……………………………………………………. 21

  1. Список литературы…………………………………………. 22

  2. Приложения…………………………………………………….. 24


  • Приложение № 1

  • Мониторинг

  • Диагностика мелкой моторики рук

  • Оценка психомоторного развития (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)


  • Приложение № 2

  • Модель работы по развитию мелкой моторики

  • Структура взаимодействия педагогов


  • Приложение № 3

  • Проект «Помоги мне сделать это самому» (по методике Марии Монтессори)

  • Лист наблюдений при работе с Монтессори – материалом для вновь поступивших детей

  • Критерии оценки знаний, умений, навыков детей среднего дошкольного возраста (для проведения диагностики по методике Марии Монтессори)

  • Тест для родителей «Умеете ли Вы быть другом своему ребенку?»

  • Анкета для родителей

  • Рекомендации родителям относительно адаптации детей в дошкольном учреждении

  • Советы родителям

  • 10 заповедей для родителей

  • В помощь родителям | стихи для зоны речи

  • Пальчиковые игры

  • Работа с родителями

  • Схема работы с родителями


  • Приложение № 4

  • Система работы по формированию мелкой моторики рук в логопедической группе

  • Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсорики и мелкой моторики с использованием игры "Гвоздики"

  • Игры для развития мелкой моторики

  • Комплексы пальчиковых гимнастик

  • Пальчиковый бассейн

  • Развитие мелкой моторики с использованием предметов домашнего обихода

  • Сборник стихов про пальчики для детей и родителей


  • Приложение № 5

  • Рекомендации педагогам и родителям по проведению игр и упражнений на развитие моторной ловкости

  • Советы и методические рекомендации по развитию дифференцированных движений кистей и пальцев рук (мелкой моторики)

  • Рука развивает мозг


  • Приложение № 6

  • Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста









Профессиональный автопортрет воспитателя

Чистовой Светланы Васильевны


"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".

Лев Николаевич Толстой


Свою жизнь я посвятила работе воспитателя в детском саду. Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни. Анализируя годы работы в дошкольном учреждении, размышляя о том, каким должен быть воспитатель, я естественно, вспоминаю своих преподавателей, коллег, наставников, воспитанников и их родителей, т.е. всех тех, с кем мне пришлось встретиться на своем педагогическом пути. Начав работать, я вскоре убедилась, что знаний, полученных в учебном заведении, мало, нужно самой много читать, наблюдать сопоставлять, всматриваться, анализировать свои ошибки.

Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить, рисовать, заниматься огородничеством и садоводством; в определенной степени владеть актерским, музыкальным мастерством, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, разбираться в событиях, происходящих в социальной политической и культурной жизни нашей страны и мире; знать в должном объеме медицину, гигиену, литературу и т.д. Я знаю одно: чем больше дошкольный работник знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Необходимы при этом жизнерадостный и веселый характер, умение сердиться недолго, избегать монотонности, скуки. Дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своем наставнике - друге, которому стараются подражать. Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы.

«Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.»

На сегодняшний день много говорят о профессии учителя, а профессия воспитателя остается незаслуженно в тени. Ведь именно воспитатель дает первые знания, умения, навыки детям в разных видах деятельности. Учитель же получает личность с уже «заложенным фундаментом». И если этот фундамент крепок, то обучение в школе дает положительные результаты. Воспитатель детского сада – это звучит гордо!

Опыт воспитателя можно сравнить с искусством. Мастерица создает узор, и каждый стежок иголкой выявляет достоинства вышиваемого орнамента. Штрихи карандаша, которым владеет художник, подчеркивают психологические особенности портрета. А профессиональный портрет педагога «рисуют» его дела: умело организованная образовательная деятельность, интересно проведенные экскурсии, творческие деловые контакты с родителями и, конечно, улыбки на лицах ребят. Конечно же, опыт приходит с годами, только в процессе самообразования ты растешь как педагог, совершенствуешься. Педагог должен постоянно работать над собой. Только тогда он будет пользоваться авторитетом среди коллег, и к нему будут тянуться дети.

Искусство быть воспитателем так же многогранно и сложно, как и всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях, он для детей и учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту.

Убеждена, что воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Каждый человек как личность реализуется в своей профессии. Очень важно выбрать правильный путь в жизни. Именно любимое дело, а в моем случае профессия воспитателя, помогает обрести счастье.


О себе:


  • Образование: Высшее

  • Окончила: Донецкий институт социального образования в 2007 году

  • Специальность: Дошкольное воспитание

  • Квалификация по диплому: Воспитатель детей дошкольного возраста и организатор дошкольного воспитания

  • Стаж педагогической работы: 15 лет

  • Квалификационная категория: 1 категория








Тема опыта:

«Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики рук»


Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский


Автор опыта: Чистова Светлана Васильевна, воспитатель логопедической группы ДОУ № 180


Пояснительная записка


Условия возникновения опыта

Педагогическая деятельность Чистовой Светланы Васильевны проходит в дошкольном образовательном учреждении ясли-сад № 180 г. Донецка, расположенном площадь Победы, д. № 19. В учреждении функционирует 5 общеобразовательных групп и 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Над данным опытом педагог работала в логопедической группе. В группе, где работала Светлана Васильевна, 16 детей, из них 7 девочек и 9 мальчиков. В группе воспитываются дети в возрасте 4-7 лет.

Для того чтобы отследить эффективность работы, я проводила сравнительную диагностику в начале учебного года и в конце. Наблюдения показали, что общий уровень развития у детей не высокий. Дети любознательные, общительные, любят рассматривать книги, узнавать что – то новое.

Я обратила внимание на то, что у большинства детей плохо развита мелкая моторика рук и речь.

Мелкая моторика ребёнка представлена дифференцированными и сложно скоординированными движениями кистей и пальцев рук при выполнение предметных и предметно-орудийных действий.

Работая с детьми группы, я столкнулась с такой проблемой, что у большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие четырёхлетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки... А ведь через несколько лет, а кто и на следующий год, наши дошколята станут первоклассниками, где все эти умения будут им просто необходимы.

В результате тестирования детей при поступлении в логопедическую группу было выявлено, что мелкая моторика дошкольников развита недостаточно. (Приложение 1) Некоторые дети не предпринимали попыток к выполнению заданий, а у тех, кто выполнял тесты – движения были неточными, неуверенными, пальцы были малоподвижными, темп даже самых легких упражнений – замедлен.

В сентябре 2011г. проводилась диагностика речевого развития детей логопедической группы, дети показали следующие результаты: высокий уровень развития 0%, средний 31.25%, низкий 68.75%. По итогам диагностики мая 2014 г. 31.25% дети нашей группы имеют высокий уровень речевого развития, 68.75% средний уровень и низкого уровня речевого развития не ни у кого.

Сравнительный анализ полученных результатов о развитии мелкой моторики рук и данных о развитии речи показал, что при низком уровне развития мелкой моторики рук отмечается низкий уровень развития речи, при повышении уровня развития моторной ловкости – отмечается улучшение показателей развития речи.

Проанализировав диагностику речевого развития детей, я пришла к выводу, что 31.25% детей среднего уровня перешли на высокий уровень, а 68.75% детей низкого уровня перешли на средний уровень. Но для того чтобы дети с низкого уровня развития поднялись на средний уровень, в дальнейшем и на высокий, необходимо систематически проводить работу по развитию мелкой моторики рук.

Исходя из цели моего исследования, на данном этапе определилась задача – развивать и тренировать движения пальцев рук, чтобы стимулировать речевое развитие детей.


Актуальность опыта

Человек становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта, когда осуществляется обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор ребенка. Задача взрослых – помочь ему овладеть устной и письменной речью.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих нарушения развития речи.

Педагогами и психологами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспеваемости, недостаточной готовности к школьному обучению.

Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров, логопунктов и консультаций.

Грамматически неправильное, с морфологическими ошибками построение речи затрудняет общение, ограничивает процессы восприятия речевых образцов. Тяжелые речевые нарушения замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению кругозора и адаптивного потенциала.

Расстройства речи, нарушая ее коммуникативную и познавательную функции, отрицательно влияют на формирование интеллекта ребенка, ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы и, что особенно важно, отражаются на готовности к обучению, усвоению грамоты, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений.

Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи выявлена недостаточная сформированность моторных функций Несовершенство развития наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. От степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи .

Данная проблема заинтересовала меня. Работая воспитателем в дошкольном учреждении больше 15 лет (4 года из них в логопедической группе), мне часто приходилось сталкиваться с тем, какие трудности испытывают дети с нарушениями в развитии речи. Общение в детском коллективе, общение со взрослыми у них значительно затруднено, ведь порой окружающие просто не понимают, что говорит ребенок. А это приводит к переживаниям, у ребенка возникает ощущение дискомфорта. Родители часто жаловались, как трудно им в общении с таким ребенком (не у всех мам и пап хватало такта и терпения). Возникло огромное желание помочь таким детям, вооружить знаниями себя, поделиться знаниями с коллегами и родителями.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций. В том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 4-7 лет не теряет своей актуальности.

Что такое ОНР?

ОНРобщее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразование.

Исследователи выявили у дошкольников с ОНР неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. В результате у воспитанников возникают затруднения при согласовании двигательного акта с пространственно-временными параметрами.

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А. Бернштейн).

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой и двигательной системами организма в процессе развития ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние на деятельность мозга, его функциональное состояние.

Исследованиями многих ученых показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И.Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002; Карпова Н.В., 1997, А.В.Антакова-Фомина, Е.И.Исенина ) не вызывает разногласий в научной среде и тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи (Венгер Л.А., 1994; Жукова Н.С., 1994; Колпаковская И.К., 1961; Узорова О.В. , 2002 и др.).

Развитие пальцевой моторики подготавливает «почву» для последующего формирования и развития речи (Дудьев В.П., 1999).

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников с ОНР обедняет возможности освоения мира у таких детей (Крупенчук О.И., 2001). С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений рук и у детей с ОНР оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности (Филиппова С.О., 2001; Ткаченко Т.А., 1998). Все это обуславливает необходимость специально направленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук для дошкольников с ОНР на основе глубокого изучения особенностей их речевого развития. Вопрос о причинах возникновения общего недоразвития речи у дошкольников и на сегодняшний день является актуальным .

Японский врач Намикоси Токудзирро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы (Кольцова М.М., 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи.

М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Важными условиями выполнения специальных навыков учебной деятельности (прежде всего письма) также навыков, необходимым для осуществления художественно-графической, музыкальной, конструктивной и других видов деятельности, а также для полноценного развития тех отделов мозга ребёнка, которые функционально связаны с деятельностью рук, является способность ребёнка к произвольной регуляции мышечной активности и сформированности правильного способа захвата различных объектов.

Способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребёнку высокую пластичность в сфере мелкой моторики.

Кроме того, само развитие мелкой моторики происходит в процессе овладения указанными видами деятельности (их операционно-технической стороной) и предметными средствами, необходимыми для их осуществления.

Немаловажен и тот факт, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь.

В ходе работы над данной проблемой обнаруживаются следующие противоречия:

-Между обоснованностью влияния развития мелкой моторики на целостность развития ребёнка и недостаточностью осознания педагогами использования нетрадиционных приёмов развития движений пальцев рук;

-Между необходимостью многократного выполнения упражнений на развитие мелкой моторики и отсутствием взаимосвязи этих упражнений с другими видами деятельности;

-Между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса развития мелкой моторики рук, как одного из способов целостного развития ребёнка и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе;

-В отсутствии взаимосвязи между реализуемой программой воспитания и образования дошкольников и существующей системой развития мелкой моторики.


Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук дошкольников.


Длительность работы над опытом

Исследования проводились в течении 4 года и охватывало период с 2011 по 2014 год и разделено на несколько этапов.

1 этап – Аналитико-диагностический (сентябрь 2011 – январь 2012), обнаружение проблемы: выявление уровня развития мелкой моторики детей с ОНР, поступивших в логопедическую группу; подбор диагностического материала; сравнительный анализ уровня развития речи и уровня развития мелкой моторики.

Методический инструментарий:

Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н. О. Озерецкий, Н. И.Гуревич) (Приложение № 1)

1)  тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

2)  тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

3)  тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

4)  тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

2 этап: Практический (февраль 2012г. – апрель 2014г.)

  • В единой системе проводились

  • работа по проекту «Помоги мне сделать это самому»

  • развивающие занятия,

  • индивидуальная работа,

  • работа с родителями.

  • Разрабатывались

  • комплексы нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук,

  • корректировка тематического планирования с учётом предложенного направления деятельности по развитию мелкой моторики,

  • подбор игр и упражнений для формирования мелкой моторики рук,

  • составление циклограммы использования упражнений для развития мелкой моторики рук.

3 этап – Аналитико – обобщающий (апрель-май 2014)

  • подводился итог работы с детьми и родителями по проблеме,

  • контрольное тестирование уровня развития мелкой моторики рук у детей с ОНР

  • сравнительный анализ уровня развития речи и уровня развития мелкой моторики

  • обобщался опыт.

Тестирование на выявление у детей ОНР мною не проводилось, т. к. дети приходят в логопедическую группу с выставленным диагнозом. При проведении исследования учитывались данные диагностики уровня развития речи, проводимой логопедом, для проведения сравнительного анализа уровня развития речи и уровня развития тонкой моторики рук. Тестирование детей проводилось индивидуально в соответствии с выбранным методическим инструментарием по заданным параметрам.


Диапазоном опыта является единая система, представленная комплексами нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики, включёнными в разные виды детской деятельности, закреплёнными в тематическом планировании и реализуемыми на занятиях и в свободной деятельности в дошкольном учреждении.

На основе полученных данных мною была составлена модель работы по развитию мелкой моторике рук и выстроена система взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. (Приложение 2)

Важными звеньями в этой работе являются:

· соблюдение алгоритма работы;

· взаимодействие специалистов ДОУ;

· использование различных видов деятельности;

· сотрудничество с родителями (информирование их о важности работы, основных ее направлениях, правильной организации).

Подбирая игры и упражнения по формированию мелкой моторики рук, я пришла к выводу о необходимости учитывать и выполнять следующие правила:

- упражнения должны соответствовать уровню развития каждого ребенка;

- вызывать интерес у детей, доставлять им радость;

- обязательно присутствие игровой мотивации;

- упражнения должны нести обучающий характер;

- компетентность педагога;

- этические и личностные качества педагога.

В рамках изучения данной темы планирую совершенствовать формы работы с родителями.

В план своей работы я включила дальнейшее изучение темы развития речи дошкольников с ОНР, взаимосвязь между уровнем физического развития, физической подготовленности и уровнем развития речи.


Теоретическая база опыта

Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики и существенно влияет на развитие дошкольника.

Известный исследователь детской речи Кольцова М. М. в своей работе «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка» подробно раскрывает вопрос о важности развития мелкой моторики рук у детей. М.М. Кольцова рекомендует стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук. Она пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук.

На создание и использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук, меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Коррекционная работа с 4-7-летними детьми с диагнозом ОНР по праву считается одной из самых сложных в системе детских садов. Я считаю, что потенциальные возможности 4-7-летних детей с ОНР гораздо больше, нежели принято считать, но для того, чтобы этот потенциал раскрылся, нужен особый инструментарий, некий новый методический подход. Таким инструментарием стал в моём эксперименте метод Монтессори.

В книге М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому» автор пишет: «Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстаёт, то отстаёт и развитие речи». На протяжении исследовательского периода я создала проект «Помоги мне сделать это самому» (Приложение № 3), который рассчитан на развитие у детей 4-7 лет (разновозрастная логопедическая группа) сенсорных способностей, складывающихся в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. Она считала, что впечатления не только проникают в сознание ребенка, но и формируют его, подобно тому, как стакан придает форму воде. Но для формирования высших психических функций ребенку необходимо добывать знания из окружающего мира, поэтому дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально подготовленной среде. Она считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не педагог, а сам ребенок. И он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки.

В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях культуры. Подготовленная среда учитывает моторные потребности ребенка. Она как бы подталкивает его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.

Способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться – все эти задачи решаются на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка по системе Марии Монтессори. Все вышеперечисленные аспекты педагогики Монтессори, на мой взгляд, отвечают потребностям детей с тяжелыми нарушениями речи, как особой категории детей, где раскрыть потенциал каждого ребенка не только первоочередная задача педагога, но и крайне трудновыполнимая.

В системе Монтессори разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребёнка в каждый момент его развития.

Ключом развития сенсорных способностей является организация создания оригинального образовательного процесса по системе Марии Монтессори, построенного на признании за каждым ребенком прав на самостоятельность, на собственный темп работы и инновационные способы овладения знаниями.

Классические Монтессори - материалы научно структурированы и практичны. Монтессори – материалы позволили реализовать принцип самообучения; они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Взрослым не нужно указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемляется. В рамках, определенных педагогом, ребенок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам.


Новизна опыта состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приёмов во все виды образовательной деятельности.

Комплексы нетрадиционных приёмов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, свободную и самостоятельную игровую деятельность).


Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно при использовании рекомендованных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений любого типа. Опыт обладает достаточной степенью технологичности, так как использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук возможно и необходимо в современных образовательных условиях в разных видах образовательной деятельности.


Технология опыта

Цель: раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, формируя специальные учебные навыки посредством развития мелкой моторики рук и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук.

Основные направления логопедической работы:

  • с детьми, имеющими первый уровень ОНР, важно развивать понимание речи, развивать активную подражательную деятельность в виде произношения звуковых сочетаний, развивать внимание и память;

  • детей на втором уровне ОНР обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания;

  • для детей третьего уровня ОНР - дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Правильное понимание причин и механизмов возникновения ОНР необходимо для отбора детей в специальные дошкольные учреждения, в специализированные логопедические группы и для выбора оптимальных приемов коррекционной работы.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников – актуальная задача. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

  • исходя из данных, полученных в процессе анализа литературных источников, сформулировать гипотезу о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук.

  • подбор необходимых методик для проведения диагностики.

  • проведение диагностики при поступлении в логопедическую группу.

  • обработка полученных данных. Обсуждение полученных результатов.

  • подбор игр и упражнений по формированию мелкой моторики рук.

  • разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;

  • формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

  • развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.

  • учить действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и учить самостоятельно выполнять поставленные задачи, контролировать собственные действия.

  • совершенствование движений рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей; во время выполнения заданий дети закрепляют такие понятия, как форма, цвет, размер постоянно проговаривая слова, что способствует формированию, обогащению словаря, закреплению лексических терминов;

  • повышение уровня речевого развития детей;

  • создание эмоционально положительного настроя;

  • развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;

  • создание предметно – развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

  • составление циклограммы использования упражнений по формированию мелкой моторики.

  • выработка практических рекомендаций для педагогов и родителей по использованию этих игр.

  • оформление рекомендаций по работе с родителями.

  • повторная диагностика.

Основным направлением является работа с детьми при условии эффективного взаимодействия с родителями. Опыт моей работы показал, что сотрудничество родителей и педагогов приносит более эффективный результат по коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР. Часто мне приходилось сталкиваться с тем, что родители не уделяют должного внимания работе над речевыми нарушениями у детей. Это бывает по разным причинам: некоторые родители не слышат недостатки речи своих детей, другие – не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но для меня важно обрести партнеров в лице родителей своих воспитанников. Просветительская работа среди родителей просто необходима.

Работая над проблемой формирования мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР, я столкнулась с большим удивлением и недоумением родителей – как развитие мелкой моторики может влиять на развитие речи? Это привело меня к необходимости составления плана работы с родителями, с использованием нетрадиционных форм и методов работы.

Не все родители серьезно восприняли важность этой проблемы. А те, кто проявил интерес, стали моими единомышленниками.

В работе использовался весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивало возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирал ту деятельность, которая отвечала его склонностям и интересам, развивая личность.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной.

Для реализации поставленных задач в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторике рук, использовались разные формы организации деятельности детей.

Работа с детьми (Приложение № 4):

  • пальчиковые игры (со скороговорками, со стихами, физминутки, пальчиковая гимнастика);

  • работа с крупой («помоги золушке перебрать крупу», рисунок на крупе);

  • аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек);

  • шнуровка;

  • работа с бумагой;

  • цветы из шерстяных ниток;

  • штриховка;

  • обведи рисунок по контуру;

  • графические диктанты;

  • закончи рисунок;

  • лепка с использованием природного материала;

  • работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

  • работа в занимательных прописях для дошкольников;

  • рисование по трафаретам;

  • работа с водой (переливание воды пипетками);

  • выкладывание из спичек;

  • дидактические игры и упражнения, с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно – бытового;

  • самомассаж кистей и пальцев рук с природным, бросовым и подручным материалом.

Работа с родителями: (Приложение № 5)

  • консультация (папка передвижка);

  • родительские собрания;

  • изготовление пособий;

  • практические мероприятия;

  • совместное изготовление работ к выставкам;

  • мастер- класс для родителей;

Работа с педагогами:

  • консультация;

  • выставка книг и пособий.

Были определены основные принципы, которые легли в основу организации моей деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников:

1.Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2.Принцип поэтапности. Занятия составляются с учётом возрастных особенностей ребёнка.

3.Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.

4.Принцип наглядности обучения. Тщательно продумываются дидактические цели, использование наглядности, методика показа, количество наглядного материала и последовательность демонстрации.

5.Принцип интегрированности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция упражнений и разные виды детской деятельности.

6.Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.

7.Принцип прочности, заключающийся в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

Методика, используемая в работе с детьми, строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творчеству при выполнении заданий.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, я использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные. При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:

-многофункциональность;

-экономическая выгода;

-общедоступность.

По сравнению с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

Деятельность осуществлялась в соответствии с системой, которая упорядочивает процесс развития мелкой моторики и повышает его эффективность. Данная система включает в себя 5 этапов:

1 этап – развитие движений кистей рук;

2 этап - развитие различных типов захватывания;

3 этап - развитие соотносящих действий;

4 этап – развитие подражательных движений рук;

5 этап – развитие тактильных ощущений пальцев рук.

Особенность работы по данной системе в том, что я приступала к реализации следующего этапа только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу происходит индивидуально.

На первом этапе дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей.

Для этого я использовала игры с кусочками поролона, резиновыми кольцами, мячиками для массажа, игрушками из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно в руке). А также упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком и водой, упражнения в пальчиковом бассейне, дидактические игры; тренажёры с прищепками.

Я активно использовала массаж кистей рук, способствующий снятию напряжения, тревожности.

Когда движения кисти стали уверенными, точными, я переходила ко второму этапу, направленному на развитие различных типов захватывания – Кулакам, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец). Отрабатывалась согласованная работа обеих рук детей с помощью пальчиковых гимнастик с речевым сопровождением; игр с песком; пособия «Золушка»; трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнений на шнуровку; упражнений с водой.

Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой. Крупа применяется при изготовлении различных поделок, в играх, развивающих мелкую моторику. Для совершенствования тонких движений кисти педагогом используется пособие «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”. Ежедневно проводилась с детьми пальчиковая гимнастика, чтобы корригировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Упражнения в основном проводились по темам, а также подбирались таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Также в работе по развитию мелкой моторики я использовала и сенсорные тренажёры с пробками, предложенные Е. В. Полозовой. Основное отличие этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Работа с такими тренажёрами включалась в игровую деятельность.

Благодаря развивающим тренажёрам, осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно – образное мышление. С помощью тренажёров отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой деятельности, мне удалось подвести детей к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособиям.

Постепенно я стала наблюдать положительные результаты работы: пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения.

Положительна динамика развития мелкой моторики, позволила мне перейти к следующему этапу работы.

Для развития соотносящих действий на третьем этапе дети совмещали предметы и их части, совершенствуя ловкость рук. Детям предлагалось собирать разнообразные развивающие игрушки – конструкторы, играть с тренажёрами из пуговиц, пробок, прищепок, выполнять упражнения в пальчиковом бассейне, нанизать бусины.

Когда ребёнок научился легко совмещать предметы и их части, движения рук стали скоординированными, я перешла к реализации четвёртого этапа, направленного на развитие подражательных движений рук, которые лежат в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.

Деятельность педагога предусматривает развитие умения складывать пальцы для захвата предметов разной формы подходящим для этого образом; совершенствование умения действовать каждым пальцем самостоятельно, по подражанию; умение хватать щепотью; умения выполнять действия, способствующие развитию навыков самообслуживания (расстёгивать и застегивать пуговицы, продевать шнурки, расстёгивать и застёгивать «молнию»).

Многие задачи решаются с помощью пособия «Пальчиковый бассейн». В зависимости от наполнения развивается не только мелкая моторика, но и память, внимание, сообразительность, усваивать знания о цвете, геометрических фигурах.

Также я использовала песочную терапию (но вместо песка брала манку). Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». (Приложение 6)

На пятом этапе развиваются тактильные ощущения пальцев рук с помощью игр и массажа с природным и подручным материалом; пальчиковых игр; упражнений в пальчиковом бассейне; игр с водой. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений было использовано специальное пособие – «каталог» тканей. Ткани подбирались различные по своему составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шёлк, букле и т.д.). Ребёнку предлагалось ощупать каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах ткани, отвечая на наводящие вопросы: «Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?» В дальнейшем дети распознают образцы тканей с закрытыми глазами.

На занятиях продуктивной деятельностью, особенно на занятиях лепкой, успешно разрабатывается мускулатура рук, тонкие движения кисти.

Почему так важны пальчиковые игры и упражнения и что происходит, когда ребенок ими занят?

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3.Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4.Во время выполнения упражнения, которое сопровождается стихами, речь становится более четкой, ритмичной, яркой, повышается контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка.

6.Развиваются воображение и фантазия.

7.Кисти рук и пальцы ребенка приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это поможет в овладении навыками письма.

Для детей логопедической группы проговаривание стихов одновременно с движениями позволило раскрыть ряд преимуществ: речь становилась более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияло на слуховое восприятие. Так появилось желание и необходимость подбирать к каждому упражнению подходящий по смыслу стихотворный текст. И как показал опыт моей работы, сочетание упражнений для развития пальцевой моторики с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяют достичь наибольшего обучающего эффекта. Было заметно, что такие упражнения очень нравятся детям. У меня появилось желание так организовать день пребывания детей в детском саду, чтобы пальчиковая гимнастика в самых разнообразных формах была включена в режимные моменты и в разные виды деятельности детей. В результате появилась циклограмма использования упражнений по формированию мелкой моторики. (Приложение 7)

Работая по этой циклограмме, педагог может проявлять свои творческие способности – что-то менять, вносить новое, но одно остается неизменным и постоянным – пальчиковая гимнастика должна проводиться ежедневно, с игровой мотивацией, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Я отметила, что такие упражнения очень нравятся детям, а разученные сценки-упражнения они уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх.

Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие мелкой моторики позволяет последовательно развивать разные движения рук, способствует активному познанию окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка.

Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения.

Я старалась воздействовать на родителей через традиционные формы – родительские собрания «Развитие мелкой моторики ребёнка и её влияние на речь», консультация «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», «Использование нетрадиционных приёмов в работе с детьми по развитию мелкой моторики». Использование игр в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.

Полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов.

Таким образом, включение тематических комплексов нетрадиционных приёмов во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по развитию речи дошкольников.


Результативность опыта

С целью определения эффективности работы по развитию мелкой моторики дошкольников и её влияние на развитие речи педагог провела сравнительную диагностику по развитию речи в конце 2014 года.

Проведённая диагностика по окончании периода обучения выявила положительную динамику в развитии речи детей:

-звуковой строй речи стал более качественным, голос звучит чётко, ясно, появилась хорошая дикция;

-дети научились вести диалог, рассказывать, пересказывать;

- пропала стеснительность;

-научились преодолевать трудности;

- правильно строить предложение, текст;

- у детей повысилась культура речи;

- точность, связность и выразительность речи;

- дети научились договариваться между собой, помогать друг другу, уступать;

- повысился словарный запас детей;

- повысился уровень речевого развития.

Наблюдения показали, использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а также способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей. В результате использования традиционных и нетрадиционных приёмов у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получали при взаимодействии с внешним миром, расширяя словарный запас, развился навык игровой деятельности.

Стало очевидно, что включение игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей в разные виды деятельности играет положительную роль в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи.

При проведении повторного тестирования в конце года дети научились достаточно уверенно работать пальцами рук, заметно увеличился темп выполняемых движений, движения стали более координированными и точными. С заданиями стали справляться все дети.

Полученные результаты свидетельствуют, что развитие моторной ловкости напрямую связано с речевым развитием. Это позволяет судить о позитивном влиянии проводимой работы.

Подбирая игры и упражнения по формированию мелкой моторики рук, я пришла к выводу о необходимости учитывать и выполнять следующие правила:

- упражнения должны соответствовать уровню развития каждого ребенка;

- вызывать интерес у детей, доставлять им радость;

- обязательно присутствие игровой мотивации;

- упражнения должны нести обучающий характер;

- компетентность педагога;

- этические и личностные качества педагога.


Заключение

Принимая во внимание важность речевого развития детей, я пришла к выводу о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики у дошкольников с ОНР в системе. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась: дети стали понимать важность развития мелкой моторики, заинтересовались дидактическими играми и упражнениями, пальчиковой гимнастикой и т. д. Стали более самостоятельными в самообслуживании (застегивание - расстегивание пуговиц, шнуровка и т. д.). Стали более уверенными в своих силах, умениях, что отражается в работах по штриховке, раскрашиванию, так же в умении рассказать о своих работах.

Достижению хороших результатов способствовала слаженная ежедневная (индивидуальная и совместная) работа всего педагогического коллектива нашей группы. А разработанная мной циклограмма помогла охватить всю работу по развитию мелкой моторики рук во всех видах деятельности детей.

В совокупности с другими направлениями деятельности идет коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР. У многих родителей, вооруженных знаниями и рекомендациями, появилось желание по-другому взглянуть на особенности развития своего ребенка, возможность помочь сыну или дочке. Родители стали моими единомышленниками. Полученные результаты позволяют творчески осуществлять работу по формированию мелкой моторики.

Если нам, педагогам и родителям, удастся достигнуть положительных результатов (по данной работе), то в школе ребёнку будет легче адаптироваться к учебному процессу, ребёнок будет более собранным, усидчивым, аккуратным, что не может не повлиять на его дальнейшее успешное обучение.

Я считаю эту работу актуальной, так как эмоциональное благополучие ребёнка очень важно в дальнейшем развитии личности человека.










Список используемой литературы


  • «Упражнения с Монтессори – материалами» под ред. Е.Хилтунен, М.; 1998г.

  • 1997.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, Акцидент, 1997.

  • Алифанова Е.А. Логопедические упражнения в рифмах. –М., Гном и Д, 2003.

  • Алябьева Е.А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения. М; ТЦ Сфера, 2005.

  • Бардышева Т.Ю. Логопед-практик- Пляшут мои ручки: Учебно – методическое пособие для чтения родителям и детям. Издательский Дом «Карапуз»

  • Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая. –М.: Астрель,2003.

  • Белошистая А.В. Бумажные фантазии. Лес: пособие для детей 4-7 лет/ А.В. Белошистая, О.Г. Жукова.-М.: Просвещение, 2010.-16с.: ил.- (Волшебная мастерская).

  • Белошистая А.В. Весёлая паутинка. Подарок маме: пособие для детей 4-7 лет/ А.В. Белошистая, Н.В. Юрченко.-М.: Просвещение, 2010.-16с.: ил.- (Волшебная мастерская).

  • Благодатская О.А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй/ О.А. Благодатская – Дошкольная педагогика. №4, 2007. – с.51-54.

  • Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные исследования. М., 1956.

  • Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

  • Дедюхина Г.В. Учимся говорить, М.; 1997

  • Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы.-М.: Мозаика-Синтез,2008.-112с.

  • Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. // Дефектология. - №4. - 1999.

  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.

  • Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста/ Зимина Н.В. –М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2010.-192с.:ил.

  • Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка. М., Педагогика, 1973.

  • Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., Педагогика, 1979.

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., Гном и Д, 2003.

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», М.; 2004

  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.-32с.: ил. –(Серия «Готовимся к школе»).

  • Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2001.

  • Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. Я строю бумажный город. -М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-48 с.: ил.- (Мастерилка)

  • Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб, 1999.

  • Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

  • Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания. // вопросы порождения речи и обучения языку// М., 1967..

  • Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

  • Мишакина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы.-М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010.-80с.: ил.- ( Мастер-класс на дому)

  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.

  • Монтессори М. Дети – другие, М.; 2007

  • Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой // Русская школа за рубежом. — Прага, 1926. — Кн. 17. — C. 419—424.

  • Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой // Бюллетень МАМА. — 1993. — № 2, 3, 5.

  • Монтессори М. Руководство к моему методу. — М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. — 64 c.

  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Пер. с итал. Р. Ландсберг. — М.: Работник просвещения, 1922. — 200 c.

  • Монтессори М. Сб. Сост. М. В. Богуславский. — М.: ИД Шалвы Аминашвили, 1999. — 224 с.

  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, М.; 2001

  • Образовательная программа для детей 3-6 лет по методу Монтессори, Снежинск, 2002.

  • Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Я создаю поделки.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-48 с.: ил.- (Мастерилка)

  • Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Я учусь изобретать. -М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-48 с.: ил.- (Мастерилка)

  • Поделки из спичек.-СПб.: «Ленинградское издательство», 2009-320с.

  • Полозова Е.В. Развивающие тренажёры из бросового материала/ Е.В. Полозова.-Воронеж: ЧП Лакоцетин С.С.,2006.-с.5-30

  • Преодоление ОНР у дошкольников. Под ред. Волосовец Т.В. М., ТЦ Сфера, 2008.

  • Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-104с.: ил.- Золотая библиотека увлечений.

  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых.- СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристал»».-176с.,ил.

  • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л.П. Савина – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-48с.:ил.

  • Светлова И.В. Развиваем мелкую моторику и координацию движений. М., ЭКСМО, 2003.

  • Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. М., ТЦ Сфера, 2009.

  • Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. СПб, Дельта,

  • Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи дошкольников. М., 2001.

  • Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с ОНР. М., Гном и Д, 2001.

  • Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к письму: влияние специальных упражнений на эффективность. СПб, Детство - пресс, 2001.

  • Филичева Т.Б., Туманова Г.Б. Дети с общим недоразвитием речи. М., Айрис-пресс, 1999.

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М., Айрис-пресс, 2004.

  • Хилтунен Е. «Монтессори –педагогика», М.; 2003.

  • Цвынтарный в.М. Играем пальчиками и развиваем речь. М., Гном и Д, 2008.

  • Шквыря Ж.Ю. Объёмные цветы из шерстяных ниток. Новая техника.- ООО «Издательская группа «Контэнт»»,2010.-63с.: ил.

  • Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!