Обобщение передового педагогического опыта педагога дополнительного образования Немойкиной Татьяны Михайловны руководителя творческого объединения «Умелые руки».
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Дополнительное образование является важным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.
Большим блоком в моей образовательной программе идет раздел «Национальная вышивка». Актуальность темы заключается в необходимости возрождения и развития национальной культуры. Это относится к нашему региону, где рядом с мордвой в содружестве проживают народы разных национальностей.
Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития у учащихся мотивации к познавательной творческой деятельности. Ведь умение созидать начинается с желания творить, создавать новое. Однако одного желания недостаточно, необходима целая система умений, с помощью которых личность творит, прежде всего интеллектуальных и практических умений, в основе которых лежат современные методы творческого мышления. И, наконец, немаловажным является эмоциональное переживание успеха в деятельности, которое придаёт человеку уверенность в собственных силах, закрепляет желание творить и формирует положительные доминанты к творческой деятельности.
Для выполнения этой цели стараюсь на занятиях внедрять метод организации деятельности.
2. Концептуальность.
Основная идея метода организации деятельности – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Учащийся, участвующий в выполнении какого-либо изделия, имеет возможность реализовать свои творческие способности.
3. Наличие теоретической базы опыта.
На взгляд педагога, учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению ее задач, без учета тех самых неповторимых особенностей каждого ребенка, которые, в конечном счете, определяют его личность.
Для более плодотворной индивидуальной работы с детьми педагогом ведется разработка необходимых дидактических материалов для обеспечения индивидуальной работы.
На своих уроках активно применяет ИКТ. Использование ИКТ на уроках дает положительные результаты:
• учащиеся получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;
• экономится учебное время для реализации творческих проектов;
• стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;
• повышается информативность, интенсивность, результативность образования.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей опыта является вовлечение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности школьника в образовательном процессе.
Сущность декоративно – прикладного творчества по-разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.
Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, представляют индивиду полную свободу выражать свое самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.
Осуществляя задачу воспитания творческой, духовной, нравственной личности ученика, внедряя как в учебную, так и в воспитательную работу компоненты этнокультурной составляющей, я разрабатываю методические занятия с использованием регионального компонента: «Мордовская национальная вышивка», «Русская вышивка».
В центре внимания находятся задачи сохранения народного художественного наследия, его изучения, освоения и использования в сегодняшней жизни.
Мне кажется, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом, ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, живительными истоками истории, традиций, обычаев своего народа, живущего в Мордовии.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
- дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;
- индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную и творческую активность;
- практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания на практике.
6. Результативность опыта.
Основным результатом опыта является:
- развитее творческих способностей детей, обладающих творческим потенциалом, понимающих и ценящих прекрасное, заинтересованного в освоении творческой профессии;
- увеличения числа учащихся посещающих внеурочные формы занятий;
- выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитывается мнение учеников. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, то есть учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работ;
- творческие работы учащихся принимают участие в конкурсах ДПИ муниципального, республиканского и всероссийского уровней (победители и призеры) – выставки на фестивалях «Шумбрат, Мордовия!» (ежегодно), Региональная выставка декоративно – прикладного искусства (2009г.), Всероссийская выставка – ярмарка народов художественных промыслов и ремесел фино – угорских народов (ежегодно), Межрегиональный фестиваль – конкурс «Государственные символы Мордовии: история и современность»
( 2012г.).
- повышается уровень информационной культуры: работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература).
Одной из приоритетных целей в работе педагогов с учащимися является создание условий для развития личности молодого человека, для формирования у молодёжи духовно – нравственного отношения к жизни, воспитания любви и уважения к родной стране, её истории и культуре. Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. Ведь «чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».