Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе»
Вид проекта: исследовательско - поисковый, групповой, долгосрочный.
Проблема: как применять компьютер в коррекционной работе?
Продолжительность проекта: сентябрь - май
Участники проекта: Дети старшего возраста с ОНР, учитель-логопед, родители.
Цель проекта:
1. Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ.
2. Разработка презентаций для работы с детьми на логопедических занятиях, выступл
Задачи проектной деятельности:
1. Совершенствовать артикуляционную моторику, закреплять правильное произношение автоматизируемых звуков, обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
2. Активизировать познавательную деятельность детей, повышать мотивацию к обучению на логопедических занятиях.
3. Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.
4. Создать банк конспектов, презентаций и мультимидийных материалов для работы с детьми и педагогами.
5. Внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционную работу.
Актуальность проекта:
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
На сегодняшний день не все логопеды знают о возможностях ИКТ и применении их в логопедической работе. Поэтому возникла необходимость изучения возможностей ИКТ в логопедической работе.
Основные методические принципы реализации проекта:
Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы
Принципом научности. Дети усвоивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Принцип наглядности. Используются мультимедийные презентации, компьютерные развивающие программы, слайд-шоу, видеофрагменты.
Принцип системности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью. Мультимедийные презентации создаются и подбираются в соответствии с тематическим планом.
Принцип доступности обучения. Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывается специфика детей с нарушениями речи.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются на индивидуальных занятиях и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
Принцип воспитывающего обучения. У детей воспитываются волевые и нравственные качества.
Обеспечение проектной деятельности:
Планирование, методическая литература, компьютер, компьютерные программы.
Предполагаемый результат:
1. Повышение эффективности логопедической работы.
2. Активизация познавательной деятельности детей, повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях.
Продукт проектной деятельности:
1. Создание медиатеки компьютерных презентаций, развивающих программ.
2. Создание авторских компьютерных презентаций.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Срок | Задачи |
1 этап – Подготови-тельный | Сентябрь | Определение целей и задач. Составление плана деятельности. Изучение методической литературы по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками. |
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы | Октябрь - апрель | Создание условий для использования компьютера на логопедических занятиях. Создание банка презентаций по лексическим темам, автоматизации звуков, обучению грамоте, обследованию речи. Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним. Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь». Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием компьютерных презентаций, видеоклипов, слайд-шоу, аудиозаписей, компьютерных развивающих программ. Изучение программы Power Point. Изготовление компьютерных презентаций по автоматизации звуков в речи у детей. Изготовление компьютерных презентаций для выступлений перед педагогами на семинаре, педсовете. |
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов | Май | Анализируется деятельность детей и соотносятся полученные результаты с поставленными задачами проекта. |
4 этап - Презентация проекта | | Проведение мастер-класса для педагогов детского сада «Использование ИКТ в коррекционной работе» |