СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Как стать Колумбом собственного «Я»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктом педагогического проекта является создание условий для оптимального развития каждого ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей. Выявить одаренность каждого ребенка.

Реализация проекта находится на начальном этапе, но уже видны первые достижения. 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Как стать Колумбом собственного «Я»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 16 города Тюмени



Педагогический проект

«Как стать Колумбом собственного «Я»

в номинации «Слагаемые успеха»









Автор проекта:

Бабурова Наталья Михайловна,

учитель начальных классов





Тюмень, 2016



Оглавление


1.Обоснование проекта 2

2.Основное содержание проекта 6

2.1.Календарный план реализации проекта 6

2.2.Диагностика семьи, изучение особенностей развития ребенка 7

2.3.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс 8

3.Результаты реализации проекта и перспективы его развития. 10

Список литературы 11

Приложение 1. 12

Приложение 2. 13

Приложение 3. 14








  1. Обоснование проекта



"...человечество действительно нуждается

в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах.

Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации"

Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист


Отношение к одаренности в нашей стране было и остается неоднозначным. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” — “одаренные дети встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

В настоящее время интерес к этой проблеме резко усиливается. В связи с этим сегодня к школе предъявляются высокие требования по созданию условий для работы с одаренными детьми. А готовы ли сами дети работать с большими усилиями для развития собственной одаренности?

Найти ответ на этот вопрос мне помог опрос детей 4 "Г" класса МАОУ гимназии № 16, особенностью которого является то, что это год назад созданный коллектив, куда вошли ребята из разных школ города. (Приложение 1.)

Таким образом опрос показал, что дети отличаются разнообразием интересов и острым желанием пробовать свои силы в активной самостоятельной деятельности. Это значит, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Исходя из этого, я начала выстраивать свою работу в направлении выявления одаренных детей, руководствуясь основными парадигмами Концепции развития одаренности Н.И. Ильичевой:

  1. Все дети одарены от природы.

  2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Говоря о педагогическом факторе, следует отметить, что только в процессе взаимодействия с родителями можно успешно решить проблему развития личности, особенно личности одарённой.

Таким образом, целью проекта является создание условий для оптимального развития детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также – одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии.

Цель обуславливает задачи, которые сводятся к следующему:

  1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед.

  2. Создать благоприятные условия для исследовательской, проектной деятельности учащихся, для участия в олимпиадах, дистанционных конкурсах, викторинах познавательного характера.

  3. Организовывать и проводить вместе с детьми внеклассные школьные мероприятия эстетической и спортивной направленности.

  4. Развивать творческие и лидерские способности учащихся посредством проведения в классе общих с родителями мероприятий, участия в творческих конкурсах разного уровня.

Перечисленные выше задачи совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективными тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

Самыми распространенными и эффективными формами работы с детьми, на мой взгляд являются:

  • индивидуальный подход на уроках, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;

  • организация факультативных и кружковых занятий в школе;

  • работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке);

  • организация классных часов, спортивных мероприятий,
    проводимых самими учащимися;

  • проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

  • поддержка участия детей во всероссийских и школьных предметных олимпиадах;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках.

Этапы реализации проекта:




На заключительном этапе реализации проекта мы предполагаем, увидеть следующие результаты:

  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

2.Основное содержание проекта 2.1.Календарный план реализации проекта



№ п/п

Основные мероприятия

Сроки   проведения

1.

Диагностика семьи, изучение ребенка

Август

Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся

Август

Составление плана работы с одаренными детьми

Сентябрь

Совместная работа с родителями: изучение всех видов одаренности и интересов обучающихся: интеллектуальной, творческой, художественной, спортивной.

Сентябрь - октябрь

Организация и проведение 1 тура школьной олимпиады

Октябрь

Фестиваль науки

Октябрь

Участие  в предметных олимпиадах школьников различного уровня

Декабрь

Шахматный турнир

В течение года

Анализ итогов олимпиады школьников

Январь

Участие в конкурсе по технологии «Твори, выдумывай, пробуй»

Январь

Подготовка и организация детьми творческих мероприятий (внутриклассных, на параллели) (групповые задания)

В течение  года


Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Февраль- март

Творческие мастерские

В течение года

Проведение интеллектуальной игры «Своя игра»

Март

Проведение интеллектуальной игры «Кто хочет стать отличником?»

Май

Нестандартные уроки (групповые задания)

В течение  года

Оформление портфолио всех школьников

В течение  года

Предметные недели

В течение года, по графику

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

Работа спортивных секций

В течение года

Подготовка и организация спортивных состязаний (групповые задания)

В течение  года

Работа кружков

В течение года

Выставка детского творчества

Май

Итоги работы с одаренными детьми в 2016-2017 учебном году. Задачи на следующий год.

Май



2.2.Диагностика семьи, изучение особенностей развития ребенка



Одним из самых важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика семей. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать “на глазок”, ориентируясь только на интуицию. Необходимо знать особенности каждой семьи, её отношение к школе, переменам в образовании.

Поэтому подготовку к построению индивидуальных маршрутов развития детей я начала в прошлом году, когда была поставлена классным руководителем 3 «Г» класса, куда вошли дети из разных школ города.

Изучая документы школьников, я опосредованно знакомилась с семьями моих будущих учеников. Анализируя полученную информацию, составляла Социальный паспорт каждой семьи, где указывала состав и возраст родителей, количество детей, каким по счёту является мой будущий ученик, сферу занятости родителей, образовательный и социальный уровень. В совокупности эти данные помогают предположить уровень развития ребёнка.

Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.


2.3.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс



Учебно-воспитательный процесс анализируется не только на уровне школы, учителя, ребенка, но и родителей. От того, насколько слажено и ответственно подходит к своей деятельности родительская общественность, зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. После изучения школьной документации, я приглашала родителей и детей на «Час общения». Собеседования в неформальной обстановке способствуют установлению доверительных отношений. Я даю возможность родителям рассказать всё то о своей семье, с чем бы хотели они меня познакомить.

Такая форма работы позволяет установить особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Хотя такое внимание впоследствии может мешать развитию самостоятельности, однако именно оно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.

Следующий шаг моей работы – это оформление родительских дневников. (Приложение 2) Ведение родительского дневника позволяет осуществлять переписку с родителями. Это тетрадь, в которой ведутся записи на каждого ученика. Его ведет каждая семья. На страницах дневника родители будут делиться интересами, увлечениями своих детей, размышлять о будущем своего ребенка: каким хотят его видеть, что в нем развить, что ему пожелать.

Каждый дневник будет начинаться с анкеты «Палитра интересов». (Приложение 3)

Анкета будет включать вопросы, направленные на выявление способностей и склонностей детей в различных сферах деятельности – двигательной, творческой, интеллектуальной и лидерской. У одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам, в этом случае следует рассматривать определенную направленность интересов младшего школьника.

Проанализировав, ответы в анкетах, условно выделю категории одарённых детей.

В родительских дневниках родители сами могут отнести своего ребёнка по имеющимся у него способностям к одной из шести сфер одарённости.

Анализ записей детей и родителей, результатов анкетирования поможет мне планировать воспитательную работу так, чтобы участие родителей в жизни классного коллектива было активным. Ведение дневника поможет видеть положительные изменения родительской позиции, развивать родительскую интуицию и наблюдательность. В конце дневника родители всегда могут оставить вопросы, предложения, пожелания.


3.Результаты реализации проекта и перспективы его развития.



Продуктом педагогического проекта является создание условий для оптимального развития каждого ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.

Реализация проекта находится на начальном этапе, но уже видны первые достижения. Например, посещаемость родительских собраний в процентном соотношении выглядит так: на первом родительском собрании присутствовало 85% родителей, на втором – 92%, на третьем – 98%. Подготовленные родители становятся полноправными участниками учебно-воспитательного процесса в классе. Они желают своим детям достичь больших высот в жизни, хотят, чтобы их дети были успешными, поэтому вместе с детьми создают маршрут для развития способностей и его реализации.

Учитывая эффективность результата проекта на начальном этапе, можно предположить по окончании реализации проекта родители станут полноправными участниками учебно-воспитательного процесса, что окажет должное влияние на формирование личности каждого ребенка данного классного коллектива. Это в свою очередь делает необходимым использование данного проекта будущим классным руководителем в среднем звене.


Список литературы



  1. Смирнова Е. Э., Круглов В. Ф. “Мир ребёнка. Некоторые черты школьной жизни” С. Пб., 1997г.

  2. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты/под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008.-368с.

  3. Миллер В. С. “Как по – настоящему любить детей” // Классный руководитель. 1998г. №6.

  4. На стороне ребенка: Франсуаза Дольто — Москва, Рама Паблишинг, 2010 г.- 720 с.

  5. Психология семьи: — Санкт-Петербург, Бахрах-М, 2002 г.- 752 с.

  6. Психология семьи: В. Н. Дружинин — Москва, Питер, 2005 г.- 176

  7. Фридман Л. М. “Школа и родители” // Классный руководитель. 1998г №5.

  8. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка: — Москва, МПСИ, МОДЭК, 2009 г.- 432 с.

  9. Одаренный ребенок: дар или наказание/под ред. Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009.-160с.

  10. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность/под ред. Г.Б. Монина, М.С. Рузина.-Санкт-Петербург: Речь, 2010.-128с.

  11. Психология одаренности: от теории к практике. Под редакцией Д.В.Ушакова. Москва. Институт психологии РАН. 1999

  12. Фридман Л. М. “Школа и родители” // Классный руководитель. 1998г №5

  13. Приложение 1.
  14. Анкета для детей

  15. Дорогой друг!

  16. Впиши или обведи твой вариант ответа.

  17. Твое имя ______________________

  18. Твой класс ____________________

  19. Твое любимое занятие ______________________________________

  20. Почему это занятие тебе нравится? ____________________________________________________________________________________________________________

  21. Хочешь ли ты развиваться? да нет

  22. Любишь ли ты участвовать в олимпиадах? да нет

  23. Можешь ли ты помочь своим одноклассникам в подготовке домашнего задания? да нет

  24. Хотел бы ты попробовать провести урок за учителя? да нет

  25. Нравится ли тебе выступать с докладами на уроке? да нет

  26. Нравится ли тебе быть в центре внимания? да нет

  27. Любишь ли ты выполнять творческие задания своими руками (нарисовать, слепить, изобрести и т.д.)? да нет

  28. Любишь ли ты выступать на сцене? да нет

  29. Хотел бы попробовать быть ведущим какого-либо праздника в классе? да нет

  30. Нравится ли тебе урок физической культуры? да нет

  31. Смог бы ты организовать спортивные состязания в классе? да нет

  32. Спасибо, что ответил на все вопросы!

  33. Приложение 2.
  34. Приложение 3.
  35. Анкета для родителей «Палитра интересов»

  36. Запишите имя и фамилию Вашего ребенка

  37. __________________________________________________

  38. «Нравится ли вашему ребенку…»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

  3. Петь, музицировать.

  4. Заниматься физкультурой.

  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

  8. Собирать технический конструктор.

  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

  10. Самостоятельно рисовать.

  11. Играть в спортивные, подвижные игры.

  12. Руководить играми детей.

  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

  14. Ходить в магазин за продуктами.

  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

  27. Ухаживать за домашними растениями.

  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

  31. Участвовать в постановке спектаклей.

  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

  33. Помогать другим людям.

  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.

  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!