Введение Проект «Подготовка работ на конкурс «Пасхальный фестиваль» направлен на удовлетворение потребности детей в активной, совместной творческой деятельности, в стремлении сделать что-то своими руками, позволяет и помогает воплотить фантазии, мысли в реальность, испытать чувство удовлетворённости, радости при изготовлении подарка родным, развивает у детей творческое и конструктивное мышление, эстетический вкус. Проект направлен на повышение компетентности педагогов в вопросе изготовления поздравительных открыток на компьютере, описывает необходимые подготовительные мероприятия и технологию их изготовления. В ходе проекта дети ищут ответ на вопрос – Как появился этот праздник? В начале работы обсуждается сам проект, дети формулируют гипотезу проекта, продумывают план проведения исследования, подбирают исследовательские методы. Дети подбирают материал по выбранной теме используя Интернет ресурсы, а также создают электронные открытки, поздравительные письма - открыточки, используя собранный материал.
Цель: Помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях; Познакомить учащихся с историей и смыслом главного праздника христиан Пасхой; Повысить интерес к истории страны, укрепить связи поколений; Развитие творческих способностей и универсальных учебных действий. Задачи: - познакомить с историей возникновения праздника, учить бережно, относиться к праздничным народным традициям и обычаям; - развивать познавательную активность школьников; - повторить основные понятия и функции графического редактора Paint; - повторить основные принципы работы при построении линии, прямоугольников, эллипсов и многоугольников; - познакомить с приемами выделения, перенос и копирования графических объектов; - расширить практические навыки по изготовлению открыток; - развивать умение видеть форму, цвет, и посильно передавать единство этих качеств в рисунках; - развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность Пасхальных открыток отдаленного прошлого и современности; - развивать самостоятельность, умение планировать свою деятельность; - развивать внимание, воображение, творческие способности; - налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников; - повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность МБУДО ЦДТТ; - воспитывать доброе отношение к родным, стремление сделать им красивый подарок; - воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими руками. Проблема: 1. В настоящее время большой процент родителей неохотно участвует в жизни детей в объединениях учащихся по интересам. 2. Имеются пробелы в патриотическом и духовном воспитании детей. 3. Дети не знают традиций, культурной самобытности нашего народа.
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения. Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов и родителей учащихся, вовлечение их в жизнь детского объединения в частности. Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на фольклоре, творчестве, традициях и обычаях.
История праздника Пасхи Пришла желанная весна, Ушла зима в седые дали. Земля воспрянула от сна, И голубая даль ясна, И не терзают нас печали. И светит солнышко с небес Лучом весеннего привета, Шумит вдали зеленый лес, И гимн звучит: «Христос Воскрес!» Пасха – Христианский праздник. В этот день воскрес Иисус Христос. Пасхой завершается семинедельный великий пост, который готовит верующих к должной встрече праздника. В этот день принято дарить не только крашенные яйца, но и хлебные изделия и открытки. На Пасху принято красить яйца разными цветами, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что смерть победил Христос – Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит любого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому Римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо. Конечно выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленка. Но когда Мария стала говорить о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: « Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Пасха - христианский праздник Воскресения Христова. Пасхой завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника. В течение всей Страстной недели, предшествующей Пасхе, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов. Женщины пекли специальный пасхальный хлеб (паску, кулич), красили и расписывали яйца. Пасхальные блюда освещали в церкви обычно накануне праздника или в первый день Пасхи. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т.д. Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со свещеннослужителями выходили из церкви и обходили ее, а затем возвращались к церковному порогу, здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба. Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения некоторых магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком – нибудь деле. Охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха. Рыбаки при тех же словах говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов. Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, грозило весь год быть неудачливым. Считалось также, что в пасхальную ночь можно распознать нечистую силу. Придя в церковь в новой одежде, видели колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр, узнавали среди прихожан ведьм по небольшим хвостам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или на колокольню со свечей, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех своих делах. Впрочем, часто не заходя домой, отправлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристоваться с ними. Пасхальный завтрак обычно проходил в узком семейном кругу, т.к. ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение, в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», т.е. обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав его на мелкие части. Обычай делиться с близкими пасхальным яйцом несет специфическое истолкование в мифологических рассказах: человек потерявший дорогу в лесу, должен вспомнить, с кем в последний раз он делил пасхальное яйцо, после этого он сможет найти дорогу и вернуться домой. Немало магических свойств приписывали пасхальным яйцам, их скорлупе, а также, остаткам других пасхальных блюд. С пасхальным яйцом обходили горящее строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар. С пасхальным яйцом искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка тоже закапывали в землю, чтобы уберечь посевы от града. В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение. С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин и поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные песни. По окончании пения их щедро угощали или награждали. Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего – катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» - битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, этому звону нередко приписывали магический смысл. Обязательным для пасхальных праздников было гостевание – взаимные посещения близких родственников. Почему на пасху обмениваются куличами? Хлеб – это символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного или даже религиозного отношения. Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу, но и Бог, в свою очередь, кладет хлеб на стол перед людьми. Хлеб – «дар Божий». Стол – «ладонь Божья» На Пасху принято кормить хлебом не только живых, но и мертвых. Могилки посыпают крошками кулича. Считается, что птицы воплощяют души покойных. Принято хлеб оставлять на перекладине креста, предварительно сломав его пополам, согласно пословице « Христос ломал и нам давал». Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись. «В 1874 году был установлен международный стандарт открытого письма размером 90 на 140 мм, просуществовавший полстолетия. Иллюстрированная почтовая карточка шагнула сначала в быт горожанина, а затем и сельского жителя. Ее популярности способствовали и низкая цена, и то, что с ее помощью можно было отправить красочно оформленное поздравление с праздником своим близким, родным и друзьям. Кроме того, такие карточки можно было еще и коллекционировать. Сейчас можно купить разнообразные поздравительные открытки, но нарисовать свою куда интереснее. Какие сюжеты можно изобразить на Пасхальных открытках? Куличи, пасхи, искусно расписанные яйца изображались на праздничном столе в руках целующихся детей, в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись. Какой формы может быть кулич? Круглый, может иметь форму пирамиды.
Рисунки для раскрашивания яиц.
Участники: педагог, учащиеся, родители.
Место проведения: МБУДО «Детский центр технического творчества» г. Белгорода, МБОУ СОШ №7 г. Белгорода.
Тип проекта: - по составу участников – групповой (учащиеся, родители, педагог); - по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческой выставки). Срок реализации: апрель.
Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Этапы реализации проекта 1. Подготовительный: - сбор информации; - работа с учащимися и родителями (оформление информационного стенда по теме, интернет - мастер-классы, родительские гостиные) ; - подготовка оборудования. 2. Основной: - работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных занятий соответствующей тематики); - работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей для участия в выставке МБУДО ЦДТТ, сбор работ для оформления выставки).
3. Обобщающий: - систематизация материалов; - подготовка к выставке; - участие в выставке.
Ожидаемый результат: - повышение интереса школьников к истории родной страны; - рост уровня информированности родителей о деятельности МБУДО ЦДТТ и объединения БАЙТИК; - активное участие родителей в жизни учащихся объединения; - развитие творческих способностей детей и родителей; - проведение творческой выставки по теме проекта; - награждение победителей.
Ресурсы: 1. Информационные: - фото-видео материалы; - библиотечный фонд. 2. Научно-методические: - консультативная работа с родителями. 3. Дидактическое обеспечение: - побор открыток и рисунков о празднике Пасха; - подбор тематических дидактических игр. 4. ТСО: - проектор; - компьютеры; - фотоаппарат; - музыкальный центр.
Планирование: Подготовительный этап Выявление проблемы, подбор информации по интересующей теме (начало апреля). Консультация для родителей «История праздника Пасхи». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе (первая неделя апреля). Консультация для родителей «Создание праздничной открытки на компьютере». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе (первая неделя апреля). Родительская гостинная «Какими были первые открытки. История появления праздника Пасхи». Повышать интерес к культуре и традициям нашей страны. Подготовка к выставке работ учащихся (вторая неделя апреля). Повышать творческую активность и сплоченность педагогов, родителей, детей. Сбор информации и экспонатов для выставки. Подготовиться к выставке. Основной этап Интегрированное занятие с детьми «Знакомство с праздничными открытками, выполненными на компьютере». Знакомить детей с историей возникновения праздника, рисунками, которые используют на праздничных открытках ко Дню Пасхи. Самостоятельная деятельность детей (рисование в графическом или текстовом редакторе - первая половина апреля). Выставка праздничных открыток, выполненных на компьютерах.
Обобщающий этап. Создать праздничную атмосферу, укреплять традиции. Презентовать проект, наградить Победителей и вынести Благодарность самым активным учащимся и родителям за участие в организации и реализации проекта (третья неделя апреля).
|