Педагогический проект
«Повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста при автоматизации звуков»
Подготовила:
Учитель логопед
Буценик М.Г.
МКДОУ Тесинский детский сад 2018 год
Тема: «Автоматизация звуков у детей старшего дошкольного возраста».
Название: «Повышение устойчивого интереса у детей при автоматизации звуков».
Проблема: Снижение интереса у детей при затянувшемся процессе автоматизации звука.
Цель: Повысить интерес к долгому процессу автоматизации звуков, сделать его более разнообразным.
Задачи: 1.разнообразить приемы работы при автоматизации звуков,
2.обогатить предметно- пространственную среду,
3.продумать мотивацию, приемы для самоконтроля.
Ожидаемый результат: повышение интереса детей при длительном процессе автоматизации звуков, проявляющегося в желании принимать участие в играх, вносить свои предложения, правила в эти игры, героев, самим предлагать игру для автоматизации, применять эти приемы при выполнении домашних упражнений, сокращение срока автоматизации звука.
Срок проекта: учебный год (2015-2016г)
Участники: учитель логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Этапы работы: 1. Подготовительный (сентябрь): Проведение логопедической диагностики, изучение литературы по методике автоматизации звуков, планирование работы по проекту.
2. Основной этап (октябрь-апрель): Обогащение предметно-пространственной среды, методической копилки по данной теме, использование на логопедических занятиях по автоматизации звуков.
3. Заключительный (май): Рефлексия деятельности по реализации проекта: организация и проведение итоговой диагностики, анализ проведенного проекта.
План реализации проекта:
сроки | Содержание работы |
сентябрь | Подготовительный этап: Постановка целей, определение проблемы, подбор литературы по данной теме ( статьи, лекции, интернет ресурсы, др ). Диагностика детей (раздел «Качество речи») Определение, какие пособия, игры, игрушки и др. для автоматизации звуков необходимо изготовить (приобрести). Продумать приемы использования этих игр, пособий и др. Продумать мотивационные приемы и средства для выработки самоконтроля за речью) |
Октябрь-апрель | Основной этап: Изготовление предметно- пространственной среды для автоматизации звуков: Изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, в чистоговорках, скороговорках, в стихах, в разговорной речи. Разработка приемов для применения этой предметно-пространственной среды. Изготовление игрушек, героев, сюрпризов для занятий по автоматизации звуков. Подбор приемов, средств для мотивации и самоконтроля. Использование на занятиях изготовленного материала и пособий, игр и др. Вовлечение родителей: выполнении домашних упражнений, поддержание детской инициативы в играх на автоматизацию, изготовление и придумывание средств для самоконтроля ( в домашних условиях и в детском саду). |
май | Заключительный этап: Итоговая диагностика (раздел «Качество речи») Анализ результативности проведенного проекта. |
Отчет о результатах проекта.
Проект проводился в 2015-2016 учебном году. В ходе проекта были
1. Изготовлены следующие пособия: «Почтовый ящик», «Обезьянка», «Лабиринты», «Бродилки», «Кубики», «Коробки из-под конфет», «Картинки для украшения», «1,2,5», «1-10», «Научи говорить инопланетянина», «Цифры под картинкой», «Альпинист», «Часы», «Беговые дорожки», «Чудесный мешочек», «Браслет», «Счеты» и др.
2. К этим пособиям разработаны методические приемы (игры):
«Почтальон Печкин», «Накормим голодную обезьянку», «Путешествие по лабиринту», «Игры бродилки», «Кубик, кубик, расскажи, кубик, кубик, покажи», «Коробочки с сюрпризом», Украсим картинки разноцветными камушками», «Подружи картинки с цифрами» (1,2,5; 1-10), «Научи говорить инопланетянина», «Скажи столько же», « Альпинист поднимается в гору», «Часы с картинками», «Бежим вместе», «Что в мешочке?», «Поиграем с браслетом», «Чудо счеты».
3. Подобраны картинки для «звукоподражания» на все звуки.
4. Созданы и приобретены игрушки к занятиям: змейка Зюзюка, ежик, Щелкунчик, Дюймовочка и др.
5. Придуманы приемы для самоконтроля: игра «Я тебя поймаю!», ношение бейджиков «Я дружу со звуком», «Экраны успеваемости», «Звукозаписи», вовлечение сверстников в помощь за контролем за звуком, совместно с родителями (дети и родители дома)– изготовление памяток - магнит на холодильник, записки, значки, браслеты и др.
В результате применения разнообразной предметно-пространственной среды, приемов и методов, у детей значительно повысился интерес к автоматизации звуков, повысилось желание играть в разнообразные игры, сами стали выбирать игры для автоматизации, добавлять своих героев, правила, использовать элементы игр при выполнении домашних упражнений. Таким образом, можно сделать вывод о формировании устойчивого интереса и мотивации у детей к сложному процессу автоматизации звуков.
При проведении диагностики выяснилось, что сократился срок автоматизации звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках, скороговорках, в стихах, в разговорной речи. Остался один вопрос, вызывающий трудности и над которым необходимо работать (что я и планирую): вопрос введения звука в разговорную повседневную речь.
Предметно пространственную среду за 2015-2016 учебный год можно посмотреть на моем сайте в разделе «Галерея» по Ссылке: https://multiurok.ru/machenka75/album