СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет на тему:«Обязательное применение коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель пед.совета: представить опыт работы пед.коллектива ЗС(К)ОШ №2 VIII вида по применению коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний учащихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему:«Обязательное применение коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья»»

Обязательное применение коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель пед.совета: представить опыт работы пед.коллектива ЗС(К)ОШ №2 VIII вида по применению коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний учащихся с ОВЗ.

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важное место в учебном процессе занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Педагогическая технология - (от др.-греч. τέχνη — мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий, на которых мы остановимся сейчас подробнее, обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

В нашей школе одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

При этой, традиционной технологии учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративные технологии предполагают использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия.

Эта технология вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание.

Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика.

Урок в этой технологии содержит следующие этапы: опрос (актуализация); изучение нового материала; закрепление изученного; домашнее задание разного уровня сложности.

Как применяются объяснительно-иллюстративные технологии с целью повышения качества знаний учащихся на уроках штукатурно-малярного дела нам расскажет учитель трудового обучения Иванова Ирина Владимировна.

Объяснительно-иллюстративная технология будет носить развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Об использовании игровых технологий на уроках в начальных классах нам раскроет Терентьева Татьяна Владимировна.

С помощью игры реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,Амонашвили Ш.А.)в школе направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Расскажу в качестве примера личностно-ориентированной технологии, который я применяю с особо сложными учениками: предоставляю право выбора и самостоятельность учащимся. Например, Каменский Алексей выбрал сам себе стихотворение на осенний праздник и быстро его выучил, на репетициях очень хорошо его рассказывал. А то, стихотворение, которое ему изначально я дала ему не понравилось. Ребенку даётся право выбора после всех приемов убеждения.

Инновационные технологии.

Инновация (анг. innovation - нововведение) - изменение внутри системы (in - внутри); создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике.

Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Учиться работать в компьютерных программах Ворд, Эксель, Пэинт, Повуер Поинт, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.

В учебно- воспитательном процессе нашего учреждения используются:

-мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;

- тестовые технологии (презентации);

-аудиовизуальные технологии;

- компьютерные тренажеры.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Учителя используют метод презентаций, как способ эффектно и современно преподать учебную информацию. На уроках в 5-9 классах в школе используются элементы компьютерных тренажеров, тестов.

Использование компьютерных ауди-визуальныхх технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса значительно повышающего его качество, делают его более современным разнообразным и насыщенным.

Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой наша коррекционная школа.

3 –е это инновационная технология в обучении учащихся со сложной структурой дефекта (усложненный диагноз) С 1 сентября 2014 года к обучению приступили учащиеся со сложной структурой дефекта – отклонение в умственном развитии + сложная группа инвалидности в физическом развитии. Такая технология требует от педагога тщательно обследовать и изучить ребенка спланировать, разработать нужный алгоритм методов и приемов в обучении: то есть с чего начать и как это делать. Главная сложность в данной технологии отсутствие прогнозируемого, ожидаемого результата.

Технологии арттерапии. В настоящее время на учебных, коррекционно-развивающих занятиях, занятиях по дополнительному образованию широко применяются технологии арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

  • Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Применение данной технологии имеет следующие преимущества:

• исключается уравниловка и усреднение детей;

• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

• создаются щадящие условия для слабых;

• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

  • Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

• урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

• дополнительные упражнения;

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Вывод: Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашей школе, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!