СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические чтения "Вслед за классиками"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на школьных педагогических чтениях "Вслед за классиками". 

Знакомит с педагогическим наследием А.С.Макаренко.

Почему именно Макаренко? Программа разработана и проверена в СССР!    Сочетает гуманистические принципы

Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! Программа разработана и проверена в СССР!  • Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !Направлена на работу со «сложными детьми» !Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений !

воспитания с трудом и развитием личности ребенка ! Направлена на работу со «сложными детьми» ! Актуальна и сегодня!  Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений ! 

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения "Вслед за классиками"»

Педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко  

Педагогическая деятельность

Антона Семёновича Макаренко

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ВСЛЕД ЗА КЛАССИКАМИ» 29 МАЯ 2017ГОДА МБОУ «ШКОЛА №46» Нерода К.Г., учитель английского языка

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ВСЛЕД ЗА КЛАССИКАМИ»

29 МАЯ 2017ГОДА МБОУ «ШКОЛА №46»

Нерода К.Г., учитель английского языка

Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. Закончил Кременчугское городское училище и учительствовал в посёлке Крюков. В 1917 окончил Полтавский учительский интернат. С 1920 года руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы. С 1927 года совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны. В 1935 году начальник отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно – педагогической деятельности.
  • Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. Закончил Кременчугское городское училище и учительствовал в посёлке Крюков.
  • В 1917 окончил Полтавский учительский интернат.
  • С 1920 года руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы.
  • С 1927 года совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны.
  • В 1935 году начальник отдела трудовых колоний НКВД УССР.
  • Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом.
  • В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно – педагогической деятельности.
ПОЧЕМУ ИМЕННО А. С. МАКАРЕНКО? Программа разработана и проверена в СССР!   Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка ! Направлена на работу со «сложными детьми» ! Актуальна и сегодня! Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений !

ПОЧЕМУ ИМЕННО А. С. МАКАРЕНКО?

  • Программа разработана и проверена в СССР!
  •   Сочетает гуманистические принципы воспитания с трудом и развитием личности ребенка !
  • Направлена на работу со «сложными детьми» !
  • Актуальна и сегодня!
  • Позволяет правильно выстроить процесс социализации молодых поколений !
КАК ЭТО РАБОТАЕТ? Принцип единства 3 социальных единиц: общество – коллектив – личность. Ребенок – творец и соратник взрослого. Работа с личностью через коллектив. Основа коллектива - это общая цель и деятельность со строгой дисциплиной. Первоначальные требования формулирует педагог: Сначала ко всей группе, затем к активу. Общая деятельность + единое мнение + единый стандарт поведения = дружный коллектив . Педагог- коллектив-личность-самоконтроль.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

  • Принцип единства 3 социальных единиц: общество – коллектив – личность.
  • Ребенок – творец и соратник взрослого.
  • Работа с личностью через коллектив.
  • Основа коллектива - это общая цель и деятельность со строгой дисциплиной.
  • Первоначальные требования формулирует педагог: Сначала ко всей группе, затем к активу.
  • Общая деятельность + единое мнение + единый стандарт поведения = дружный коллектив .
  • Педагог- коллектив-личность-самоконтроль.
КАКОВА НАША РОЛЬ? Педагог занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Взрослый является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе. НО ГЛАВНОЕ: ТРУД каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей!

КАКОВА НАША РОЛЬ?

  • Педагог занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс.
  • Взрослый является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку.
  • Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.
  • НО ГЛАВНОЕ: ТРУД каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей!
ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ В ИТОГЕ? Ведущая роль коллектива( самостоятельный и дисциплинированный коллектив с четкими задачами!) Самоуправление( строгая иерархия уже внутри коллектива, каждый знает свою роль!) Обязательный производительный труд на пользу коллектива и общества( польза обществу, самореализация, радость от труда!)

ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ В ИТОГЕ?

  • Ведущая роль коллектива( самостоятельный и дисциплинированный коллектив с четкими задачами!)
  • Самоуправление( строгая иерархия уже внутри коллектива, каждый знает свою роль!)
  • Обязательный производительный труд на пользу коллектива и общества( польза обществу, самореализация, радость от труда!)
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА А. С. МАКАРЕНКО

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА А. С. МАКАРЕНКО

 ВАШЕ СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — САМОЕ ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ . Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. 

ВАШЕ СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — САМОЕ ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ .

  • Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
  • Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом.
  • Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. 
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТ САМОГО СЕРЬЕЗНОГО ТОНА, САМОГО ПРОСТОГО И ИСКРЕННЕГО.    В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТ САМОГО СЕРЬЕЗНОГО ТОНА, САМОГО ПРОСТОГО И ИСКРЕННЕГО. 

  • В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАБОТА ОРГАНИЗАТОРА.   В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.  Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАБОТА ОРГАНИЗАТОРА.

  • В этом деле нет мелочей.
  • В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев.
  • Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. 
  • Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. 
НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ СВОЮ ПОМОЩЬ, НО ВСЕГДА БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ. Помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.  Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.

НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ СВОЮ ПОМОЩЬ, НО ВСЕГДА БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ.

  • Помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна.
  • В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. 
  • Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.
«НЕ ПЛАТИТЕ» И НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. 

«НЕ ПЛАТИТЕ» И НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА.

  • Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость.
  • Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.
  • Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. 
НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛЮБИТЬ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА. Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. 

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛЮБИТЬ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА.

  • Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. 
«…наши дети — это наша старость.» «Книги — это переплетённые люди.»  «С вершин кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… Они презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое.»

«…наши дети — это наша старость.»

«Книги — это переплетённые люди.»

«С вершин кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… Они презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое.»

 «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»  Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно …

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно …

 «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…» Борясь с ленью, нужно бороться с другим недостатком. «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.» «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

Борясь с ленью, нужно бороться с другим недостатком.

«Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.»

«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

Электронный архив произведений А. С. Макаренко «Мажор» (1932; пьеса) «Марш 30 года» (1932) «ФД—1» (1932; очерк) «Педагогическая поэма» (1925—1935). «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление) «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко) «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение) «Честь» (1937—1938; повесть) «Флаги на башнях» (1938) «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.) «Методика организации воспитательного процесса» «Лекции о воспитании детей»
  • Электронный архив произведений А. С. Макаренко
  • «Мажор» (1932; пьеса)
  • «Марш 30 года» (1932)
  • «ФД—1» (1932; очерк)
  • «Педагогическая поэма» (1925—1935).
  • «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление)
  • «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко)
  • «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)
  • «Честь» (1937—1938; повесть)
  • «Флаги на башнях» (1938)
  • «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.)
  • «Методика организации воспитательного процесса»
  • «Лекции о воспитании детей»
Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский ГПУн-т) Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы, Украина) Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, р. Куба) Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку, Азербайджан) Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия) УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь) Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка, Волгоградской обл.) Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Арзамас, Нижегородская область) Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск, республика Удмуртия)
  • Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский ГПУн-т)
  • Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы, Украина)
  • Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, р. Куба)
  • Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы
  • Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку, Азербайджан)
  • Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия)
  • УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь)
  • Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка, Волгоградской обл.)
  • Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Арзамас, Нижегородская область)
  • Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск, республика Удмуртия)
Орден им. А. С. Макаренко Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»(учреждена в 1958 году) Педагогический музей А. С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул., 16 Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл. Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Коваливка Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. belopolye@yandex.ru Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл. Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол) О IV-м межд. конкурсе им. А. С. Макаренко Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на
  • Орден им. А. С. Макаренко
  • Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»(учреждена в 1958 году)
  • Педагогический музей А. С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул., 16
  • Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл.
  • Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Коваливка
  • Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. [email protected]
  • Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл.
  • Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
  • Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск
  • Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол)
  • О IV-м межд. конкурсе им. А. С. Макаренко
  • Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко
  • Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!