СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические приемы и методы обучения "трудного" ребенка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад состоит из педагогических приемов и методов обучения "трудных" детей.  в докладе даны рекомендации для применения в работе учителей

Просмотр содержимого документа
«Педагогические приемы и методы обучения "трудного" ребенка»


















Доклад на тему

«Педагогические приёмы и методы обучения «трудного » ребёнка »





























Подготовила педагог-психолог Феоктистова О.В.



















  К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся и т.д. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Дети агрессивны, озлоблены. Они зачастую отражают образ жизни отцов и матерей.  Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения.  К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплинированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.  Если ребёнок работает не в полную силу, ленится – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

Организация педагогической помощи «трудным» детям

1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома « неудачника».

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической и психологической помощи родителям "трудного школьника». Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

В повседневной практике педагогу приходится постоянно корректировать поведение детей, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях педагог использует разумные методы и приемы педагогического воздействия. Но самое главное для нас, найти общий язык с этим подростком, понять его.







Существуют следующие группы педагогических приемов

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:

1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

Приемы, способствующие формированию

у ученика правильного поведения

1.  Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2.    Доверие.

3.    Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4.    Вовлеченность в интересную деятельность.

5.    Пробуждение гуманных чувств.

6.   Нравственное упражнение.



В нашей школе тоже достаточно таких обучающихся с ними проводится вся необходимая работа:

Последовательность работы следующая:

  1. Индивидуальная беседа.

  2. Беседа у заместителя директора по воспитательной работе. С педагогом - психологом, социальным педагогом.

  3. Беседа на заседании совета профилактики.

  4. Вызов родителей.

  5. Беседа на Совете школы.

  6. Обсуждение на родительском комитете школы.

  7. Обсуждение на педсовете. Если вся проведённая работа не даёт положительного результата, тогда уже

  8. Направление материала в комиссию по делам несовершеннолетних.











































Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств

и интересов ученика

1.    Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

2.    Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на обычном уроке или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. Формы нестандартного проведения уроков: 

Урок–исследование. Урок–практикум. Урок–путешествие.  Урок–экскурсия. Урок–ролевая игра.  Урок–сказка.  Интегрированный урок Индивидуальная работа. Групповая работа. Игровые технологии. 


Ещё один способ заинтересовать «трудных» учеников - это внеклассные мероприятия и кружки. Ученик, который не хочет учиться всегда способен на что-то. Такие дети с радостью соглашаются сыграть роли, сами не предполагая, что они заняты учёбой. В таких случаях они больше раскрываются. У них хорошо развивается устная диалогическая речь. Когда разучивают свои слова, улучшается словарный запас. 

Работа с « трудными» детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы.



















Урок–исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети заинтересованы конечным результатом. Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.

Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. 

Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний

Урок–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить. 

Урок–ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей – изучение и закрепление нового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессии

Урок–сказка. Такая форма проведения урока захватывает учащихся целиком. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется. 

Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области.

Индивидуальная работа с учащимися отнимает достаточно много времени для его организации, проведения, но результат стоит того. Зная своих учеников, учитель может подобрать соответствующие задания, форму проведения уроков, внеклассные занятия. В своей практике использую много различных форм и технологий. Некоторые из них:

Индивидуальная работа. Приглашаю «трудных» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им посильные индивидуальные задания.

Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп. Эти группы могут быть сформированы различными способами

Игровые технологии. Всем известно, что игровой момент или урок-игра всегда интересны для детей.

Ещё один способ заинтересовать «трудных» учеников - это внеклассные мероприятия и кружки. Ученик, который не хочет учиться всегда способен на что-то. Такие дети с радостью соглашаются сыграть роли, сами не предполагая, что они заняты учёбой. В таких случаях они больше раскрываются. У них хорошо развивается устная диалогическая речь. Когда разучивают свои слова, улучшается словарный запас. 

Работа с « трудными» детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!