СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей повседневной педагогической деятельности я использую

  1. элементы технологии личностно-ориентированного обучения, где отдается приоритет индивидуальному опыту личности;

  2. проектную технологию;

  3. технологию проблемного обучения, которая дает возможность ставить личностно-значимые проблемы, использовать проблемно-творческие задания;

  4. информационно-компьютерные технологии. Мой кабинет оснащен проектором, экраном, компьютером и универсальным принтером, есть интернет.

  5. активно внедряю здоровьесберегающую технологию в образовательный процесс с целью сохранения и укрепления здоровья школьников, повышения удовлетворённости образовательным процессом, положительной мотивации к учёбе. Это небольшой комплекс упражнений, физминуток с зарядкой для глаз, самомассаж активных точек;

  6. метод социально-психологического тренинга для организации «поля общения», побуждающего учащихся, как полноценную личность, к УЧЕНИЮ;

  7. метод 6 шляп;

  8. развития критического мышления;

  9. работы в малых группах (команде);

  10. дифференциации.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»

В своей повседневной педагогической деятельности я использую

  1. элементы технологии личностно-ориентированного обучения, где отдается приоритет индивидуальному опыту личности;

  2. проектную технологию;

  3. технологию проблемного обучения, которая дает возможность ставить личностно-значимые проблемы, использовать проблемно-творческие задания;

  4. информационно-компьютерные технологии. Мой кабинет оснащен проектором, экраном, компьютером и универсальным принтером, есть интернет;

  5. активно внедряю здоровьесберегающую технологию в образовательный процесс с целью сохранения и укрепления здоровья школьников, повышения удовлетворённости образовательным процессом, положительной мотивации к учёбе. Это небольшой комплекс упражнений, физминуток с зарядкой для глаз, самомассаж активных точек;

  6. метод социально-психологического тренинга для организации «поля общения», побуждающего учащихся, как полноценную личность, к УЧЕНИЮ;

  7. метод 6 шляп

  8. развития критического мышления;

  9. работы в малых группах (команде);

  10. дифференциации.

Проектное обучение - это та педагогическая технология, которая больше всего отвечает требованиям профильного и предпрофильного обучения, так как оно заставляет учащихся проявлять способность:

  • к осмыслению своей деятельности, связанной с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;

  • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;

  • к самообразованию и самоорганизации;

  • к обобщению информации из разных источников;

  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;

  • делать выбор и принимать решения.


В работе над проектом по истории и обществознанию учащиеся проходят пять основных этапов

 «пять П»:

  • Постановка проблемы;

  • Планирование – определение задач и пути их решения;

  • Поиск и обработка информации;

  • Получение результатов;

  • Публичное представление результатов проекта.

Из этого перечня мы видим, что выполнение проекта школьниками – это объемная самостоятельная работа и планируется 2- 3 раза в год.

Проектная деятельность ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части 1 и 2.
Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки:
по истории:
1.систематизировать исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;
2.анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей;
3.выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах;
4.анализировать исторические версии;
5.извлекать информацию из источника.
по обществознанию:
1.анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
2.осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
3.формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
4.применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
5.подготавливать творческую работу.


Методы формирования предметной компетентности у учащихся

• создание проблемной поисковой ситуации;

• воспитание, развитие творческих способностей;

• обучение их системе активных умственных действий;

• использование практического опыта;

• творческий поиск.

Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению.

Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы:

- новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способ его разрешения;

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение;

-предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации;

-ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.

-даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением).

Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа, работа в парах.

Я изучаю и использую в работе метод социально-психологического тренинга.

Тренинг — один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности.

Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут).

Тренинг - это способ специально организованного обучения и общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы.

Цель урока-тренинга состоит в организации для учащихся «поля общения», побуждающего их, как полноценную личность, к УЧЕНИЮ, позволяющего им:

  • самостоятельно решать трудные жизненно важные проблемы;

  • осуществлять перенос знаний и опыта собственной деятельности из учебной ситуации в реальную;

  • вырабатывать навыки ответственного поведения в процессе совместного взаимодействия.

Урок-тренинг позволяет моделировать такие ситуации, в которых у учащихся

  • снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

  • развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

  • формируется умение ценить свою и чужую работу;

  • закрепляется чувство радости от совместного и труда, и творчества;

  • развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру.


Ведущая гуманистическая идея –не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой.

Чтобы сохранить эмоциональный темп урока, делать записи во время тренинга не рекомендуется, за исключением ответов на тесты или необходимости записать важные выводы. Для записей выбирается другое время.

Широко и эффективно использовать социально-психологический тренинг на уроках обществознания, классных часах мне позволяет тот факт, что я посещала курсы по педагогике общения, школьных психологов в БИПКРО, РИКУиО. И личный опыт участия в подобных занятиях являются лучшим помощником в деле проведения таких уроков, классных часов.

Я нашла подтверждение правильности выбранного мною метода социально-психологического тренинга в работе Л.Ф.Ивановой, к.п.н, в журнале «Преподавание в школе», с помощью которой я сумела данную работу привести к окончательному упорядочению, систематизации.


Для того, чтобы добиться предметных, метапредметных и личностных результатов также я работаю над развитием памяти учащихся.

В поисках решения данной проблемы, нашла ответ в книге Даниэль Лапп «Улучшаем память в любом возрасте». Издательство «Мир», Москва, 1993г.

Описанные в книге методы основаны на принципе, что хорошая память — не столько врожденный дар, сколько умелое его использование. Даже талантливым артистам приходится упражняться, так как талант заложен в нас потенциально. Как гласит пословица: «кузнецом становятся в кузнице».

Чтобы улучшить память, необходимо понять, как действует ее механизм, что ему препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти.

Потребность или интерес — Мотивация — Внимание — Концентрация - Организация.

Внимание — центральное звено в цепи процессов памяти - это необходимая предпосылка запоминания. При обретении контроля над вниманием спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному запоминанию с участием сознания. Это первый шаг на пути к хорошей фиксации материала в памяти.

Для записи информации необходимо сосредоточенное внимание: оно позволяет отбирать то, что нужно запомнить, и придавать мысли упорядоченную структуру.

Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, но особенно эффективны мнемонические приемы, так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощают доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки, желательно в форме зрительных образов.

При отсутствии внимания не может быть уверенности, что в памяти останутся нужные следы.

Исходя из изложенного:

  • необходимо, чтобы в педагогическом процессе не были допущены разрывы в звеньях цепи механизма улучшения памяти и отрабатывать каждое звено, особенно учиться концентрировать внимание учащихся через мысленные образы, ассоциации.


Метод 6 шляп:


Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?


Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.

Какие у меня по этому поводу возникают чувства?


Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?


Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?


Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?


Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной...

Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?



Таким образом, использование разных технологий, методов в работе способствует выполнению требований реализации деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладению учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, способными к творчеству, креативу, умению видеть проблему, искать и находить множество вариантов решения.

А значит, иметь веер возможностей и выбора!!!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!