СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия формирования умений пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются основные задачи обучения дошкольников пейзажному рисованию; приводятся формы ознакомления детей с пейзажной живописью (экскурсии, занятия-беседы, дидактические игры).

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия формирования умений пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогические условия формирования умений пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста

Предметный рукотворный мир, мир природы (животные, растения) не существуют изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребенок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельности (в первую очередь игре, изодеятельности.

Дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. При овладении композицией пейзажа важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамики отдельных поз, деталей. При изображении пейзажа все эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит. Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям (старшим дошкольникам), однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Основные задачи обучения дошкольников пейзажному рисованию:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у детей дошкольного возраста стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения пейзажа:

а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);

б) учить изображать в рисунке главное, то есть те предметы и элементы, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения пейзажного рисунка.

7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) и замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита, линия горизонта.

9.Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, то есть формировать способность художественного творческого, восприятия рисунков.

Задачи пейзажного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач. Пейзажное рисование как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника.

Исходя из комплекса задач руководства пейзажным рисованием учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения пейзажного рисунка, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

    • обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях, развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания,

    • помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.

В основе всех методов — специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой.

В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).

Часть работы занятий по рисованию пейзажа занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого занятия: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Знакомство детей с пейзажной живописью и освоение способов и приемов создания выразительных художественных образов способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Материал по ознакомлению детей с пейзажной живописью, соответствующий программе развития и воспитания «Детство» (авторы - В.И Логинова, Т.И.Бабаева и др.), представлен в пособии Н.А.Курочкиной «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту» На примере этой программы рассмотрим методику ознакомления детей с пейзажной живописью в старшей группе.

Детей старшего дошкольного возраста продолжают знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально - целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Педагог продолжает учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы.

Предстоит и дальнейшее развитие воображения и ассоциативного мышления ребёнка, формировать эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способствовать развитию сопереживания художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим].

У детей развивается потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего великолепный пейзаж. Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать время года, суток, состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, линии горизонта и выделения главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

При проведении занятий, Н.А.Курочкина предлагает использовать следующие формы для ознакомления детей с пейзажной живописью:

Экскурсия — одна из распространенных форм ознакомления с искусством, однако она не всегда включается в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Во-первых, в ходе экскурсии дети имеют воз­можность непосредственно воспринимать произведения живописи или графики. Это оказывает на них большое эмоциональное воздействие. Во-вторых, на выставке можно увидеть такие произведения, репродукции которых не всегда имеются в арсенале дошкольного учреждения. В-третьих, сама атмосфера музея ни с чем несравнима, здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учреждениях.

Занятие — виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, подготовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему. Они позволяют включить репродукции полотен разных авторов, размещенных в музеях мира и частных коллекциях.

Занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать, чего нельзя сделать в других условиях. Репродукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошкольники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблюдениями с другими детьми и педагогом [17].

Занятие-беседа может быть:

  • самостоятельной формой педагогического процесса, когда педагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей;

  • составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности (педагог, используя для раскрытия одной темы знания из разных областей, показывает детям, насколько эта тема многозвучна и многогранна);

  • формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным.

Использование технических средств обучения для демонстрации живописного полотна нельзя приравнивать к целостной экскурсии, так как в данном случае решаются другие задачи.

Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать с специфику художественно-изобразительных образов живописи. Это лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Развлечение характеризуется непринужденностью обстановки, не требующей большой концентрации внимания детей. Для изучения специфики произведений живописи или графики требуется несколько иная атмосфера, не исключающая игровых приемов, но не превращающая занятие в шоу.

Дидактические игры самые разнообразные и многофункциональные, поскольку благодаря ним происходит не только закрепление материала, но и первое знакомство дошкольников с живописью. Н.А.Курочкина не ставит задачу раскрыть методику обучения детей способам рисования карандашами, красками и с помощью других изобразительных материалов, но даёт некоторые советы, помогающие развить творческие способности детей через пейзажную живопись.

На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

При обучении детей созданию пейзажных картин важно использовать следующие приемы обучения: показ и обсуждение вариантов расположения объектов на плоскости листа, работа над цветовой гаммой на дополнительных листах или палитрах, использование демонстрационного материала в виде схем, образцов, технологических карт. Большое значение имеют вопросы к детям о технике работы с различными изобразительными материалами, обсуждение приемов создания объекта (например, кроны деревьев), использование поэтического и художественного слова при создании пейзажной композиции.

Знакомство детей с пейзажной живописью и освоение способов и приемов создания выразительных художественных образов способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!