СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое проектирование работы с высокомотивированными детьми в процессе предпрофильной подготовки

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация кейса для предрофильной подготовки

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое проектирование работы с высокомотивированными детьми в процессе предпрофильной подготовки»

Педагогическое проектирование работы с высокомотивированными детьми в процессе предпрофильной подготовки.

М.А.Бавыкина, учитель физики,

МАОУ СОШ № 22,

г. Тамбова


В связи с социальной потребностью российского общества в неординарной личности, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с высокомотивированными детьми является крайне востребованной. Важной особенностью высокомотивированных детей является их познавательная активность. И она выражается, прежде всего, во всеохватывающей любознательности и целенаправленной познавательной деятельности. Такие дети широко воспринимают окружающий мир, способны сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, демонстрируют способности к практическому применению полученных знаний. Работать с такими детьми интересно и сложно, они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Обеспечить условия для развития высокомотивированных детей одно из главных направлений работы любого образовательного учреждения. В связи с этим в лицее создана развивающая среда, которая обеспечивает необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечивает возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

В школе углубленно изучают физику, математику химию, биологию. Для рационального наполнения школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов учащихся был разработан модуль «Физические основы производства любых видов энергии и их применение», в котором пересекаются разные научные дисциплины.

Принципиально значимым в реализации данного модуля является то, что в нем сочетаются различные формы проведения занятий и осуществляемой на них деятельности.

В зависимости от подходов к организации процесса обучения в данном модуле используются все учебные ситуации. Критерием для отбора необходимого вида учебной ситуации при проектировании занятий был ответ на вопросы: что служит источником знаний, что непосредственно взаимодействует с ним, каков контролируемый объем, согласование и темп изучения учебного материала. В зависимости от класса (химико-биологический, химико-математический, информационно-технологический) контролируется изучаемый материал, то есть регулируется непосредственное взаимодействие с учебным материалом, изменяется в определенных пределах его объем, согласование и темп изучения.



Одна из самых главных целей данного модуля это организация и направление познавательной деятельности обучающихся на исследование окружающего мира. К этому модулю был составлен задачник с практико-ориентированными задачами. Набор задач таков, что каждая задача служит для достижения нескольких целей.

Приведем несколько примеров таких задач:

  1. В прошлом из-за отсутствия транспорта снег из крупных городов не вывозили, а растапливали с помощью специальных печей, которые устанавливались во дворах. Для растапливания снега использовались дрова, удельная теплота сгорания которых q=10МДж/кг. Оцените, какое минимальное количество дров требуется на зиму для очистки таким образом двора площадью 500м2, вашего двора, вашей улицы, если толщина снежного покрова за зиму достигает 40см. Плотность снега 700кг/м3.

  2. Для измерения температуры человеческого тела медицинским термометром нужно 5-8мин, а чтобы сбросить ртуть термометра, достаточно одной секунды. Как это объяснить?

Учащиеся, решая задачи такого плана (формирование и развитие УУД) демонстрируют:


Предметно – информационные

составляющие

Деятельностно – коммуникативные

составляющие

Ценностно – ориентационные

составляющие

иметь четкие представления о структуре и средствах решения задачи

- иметь математические навыки вычисления

осознанно выполняли и контролировали свои действия


проявлять самостоятельность и интерес при решении практических задач


Тематические экскурсии, которые организуются в рамках данного модуля, носят интегрированный характер и напрямую связаны с проблемами высоких технологий, здоровья человека, энергосбережения и экологии. Обучающиеся имеют возможность посетить «Центр нанотехнологии и наноматериалов» при ТГУ им. Г.Державина; центр современной диагностики онкологического отделения областной больницы, Тамбовскую тепловую электростанцию. В ходе этих экскурсий обучающиеся знакомятся с практическим применением, тех знаний, которые они получили.

«Физические основы производства любых видов энергии и их применение» реализуется в 9-10 классах, что дает будущему старшекласснику включаться в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели — будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте.

Список литературы.

  1. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический Проект, 2006. - 144 с.

  2. Рабочая концепция одаренности. Авторский коллектив: Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. М., 2003.— с

  3. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия» , 2002 г., 144 стр.

  4. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991.—376 с. //Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого

  5. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. Юркевич В.С. М.: Просвещение , 1996 - 136 с. Учебная литература.

  6. Организация учебной работы. Модель обучения на уроке. Определение учебных ситуаций. Типы учебных ситуаций и дидактические функции организации урока. Дидактика средней школы. http://didaktica.ru/urok-osnovnaya-forma-organizacii-processa//

  7. Педагогическая психология. Зимняя И.А.М.: Логос, 2004 - 384 с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!