Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания
Кутова Наталья Анатольевна – социальный педагог
Плохой хозяин растит сорняк, Хороший – выращивает рис, Умный – культивирует почву, Дальновидный – воспитывает работника. Японская мудрость
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка.
На смену авторитарной по характеру
и социометрической по направленности педагогической деятельности
приходит практика гуманистического
Личностно - ориентированоого
обучения и воспитания детей.
Педагогику насильственного
формирования личности сменяет
педагогика поддержки ребенка.
Концепция педагогической поддержки
Концепция педагогической поддержки разработана под руководством
О.С. Газмана. Её реализация возможна в том, случае если основу профессиональной позиции учителя составляют нормы педагогического воздействия.
Нормы педагогического воздействия
- Любовь к ребенку, безусловное принятие его
как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость, терпение, умение прощать
- Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья, и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
- Уважение достоинства и доверие, вера в миссию
каждого ребенка, понимание его интересов,
ожиданий и устремлений.
4. Ожидание успеха в решении проблемы,
готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Нормы педагогического воздействия
5. Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «Хочу» и «Не хочу»).
6. Поощрение и одобрение самостоятельности,
независимости и уверенности в его сильных сторонах,
стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
7. Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка ( выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Предмет обучения - знания
о мире и способы умственной деятельности.
Предмет воспитания - социальные и культурные ценности, нравственные нормы поведения и отношения.
Предмет педагогической поддержки - личностный выбор, обретение себя.
«Для того чтобы ребенок
успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение,
рождающееся от успеха».
В. А. Сухомлинский
Противоречия в современном обществе
- Снижается престиж школы как воспитательного института, в этом плане она не оправдывает социальных ожиданий родителей и детей, отсюда противоречие между требованиями и способностью школы, ориентированной на знания, осуществлять эти функции.
- Интеллектуальное расслоение детей, дискомфорт отдельных учеников и необходимость формировать для всех детей условия самоутверждения, самовыражения, саморазвития.
- Противоречие между требованиями педагогов к учебным достижениям детей и реальным положением людей интеллектуального труда.
- Противоречие между важностью роста воспитательного потенциала семьи и усилением «закрытости» семьи, её нежеланием сотрудничать со школой.
- Противоречие между реальным образованием в семье и новыми воспитательными проблемами для педагогов и родителей.
Педагогическая поддержка это совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации .
Профессиональные способности педагога
1 . Рефлексивно – аналитические.
Это способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы;
умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз).
С другой стороны, педагог путем наблюдения и анализа должен оценивать уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния товарищеской внешкольной среды на ученика;
учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.
Профессиональные способности педагога
2 . Организаторские.
Предполагают умение ставить перед
собой и перед детьми цели, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность; обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и школе.
Профессиональные способности педагога
3 . Коммуникативные.
Во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым
отдельным ребенком.
Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей – предметников с учащимися класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса, с младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.
Этапы педагогической поддержки
1 . Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем.
Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога
по оказанию поддержки.
Этапы педагогической поддержки
2 . На реализационном этапе происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед социальным педагогом, в качестве основной задачи, поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми и подростка-ми группы риска.
Этапы педагогической поддержки
3 . На итоговом этапе осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности. Эффективность социально – педагогической деятельности во многом зависит от деятельности социального педагога по оценке, анализу и современной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении.
Принципы педагогической поддержки
1 . Природосообразности воспитания -
отношение к ребенку как к части природы, воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде развития. Воспитание осуществляется в соответствии с законами развития живого организма, учитывает особенности физического развития, состояние здоровья, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении познании, общении, в творчестве.
Принципы педагогической поддержки
2.Культуросообразности воспитания «образование и культура как среда, растящая и питающая личность.» Этот принцип предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство школы, класса, где осуществляется развитие, приобретение опыта и оказание ему помощи в культурной самоиндефикации, основывающейся, на идеи ценности саморазвития, как творческой личности.
Принципы педагогической поддержки
3. Индивидуально-личностный подход
это принцип определяет положение учащегося в образовательном процессе, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Каждая личность уникальна, и главной задачей является формирование её индивидуальности, создание условий для развития её творческого потенциала.
Принципы педагогической поддержки
4. Принцип ценностно-смысловой направленности - создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения и жизни.
Направление работы
оформление классной комнаты, введение школьной символики, форменных элементов одежды, общественный смотр знаний.
Направление работы
- Создание в классе атмосферы познавательного комфорта: диагностика и учет реальных информационных потребностей обучающихся, их актуального уровня готовности к познавательной деятельности, диагностика интеллектуальных способностей каждого обучающегося (тип памяти, внимание, умение
обобщать, выражать свои мысли) и приоритетного способа получения информации из окружающего мира.
Направление работы
3.Создание условий для формирования у обучающихся потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, уважения
к результатам умственного труда: качественное содержание уроков, часы обучения, викторины, обсуждение прочитанных книг, познавательные
игры, беседы.
Направление работы
4. Построение личностно - ориентированного содержания образования, т.е. отбор такой системы знаний, где каждому обучающемуся найдется место в силу индивидуально-личностного смысла информации, которая ему даётся: участие учащихся и родителей в создании пособий, дидактических материалов, участие родителей в проведении учебных занятий, разработка пакета заданий по предметам, коллективные творческие дела.
Признаки успешности становления ребенка как ученика:
- потребность в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовность изучать её углубленно, культура информационного взаимодействия с миром;
- гордость за своё образовательное учреждение, свой класс, своего учителя;
- знание прав и обязанностей, заложенных в уставе школы, стремление следовать им;
- комфортное самочувствие, обучающегося в классе, в образовательном учреждении, чувство своей защищенности защищенности в нем;
- преданность традициям своего класса, забота о нём;
- умение быть учеником, уважающим опыт и знания старших.
Сначала должна работать мысль,
потом память,
в итоге – руки
Я. А. Коменский
Метод «Мозговой штурм»
1. Для чего нужна педагогическая поддержка ?
2. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки ?
Выводы:
Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс
обучения и воспитания носил
личностно - ориентированный характер.
При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка
и взрослого является
проблема ученика.
Игра «Аккумулятор проблем»
Проблемы первой группы: неуверенность в себе.
Проблемы второй группы: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации.
Проблемы третьей группы: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь
Проблемы четвертой группы: ребёнок стесняется своей полноты.
Выступление первой группы
Проблема: неуверенность в себе .
Решение проблемы:
1. родители, обеспокоенные поведением ребенка, обращаются к педагогу;
- необходимо установить контакт
- необходимо установить контакт
с ребенком;
3. определить причины ( выдвижение гипотез);
4. работа с гипотезами;
5. анализ неудач.
Выступление второй группы
Проблема: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации.
Решение проблемы:
1. сигнальный ребенок, часто отвлекается, ему неинтересно на уроке;
2. поиск и установление контакта с учеником;
3. доверительная беседа с намерением понять, почему ребенок не хочет учиться;
4. учительская поддержка ребенка, воздействие вниманием и лаской;
5. совместное с ребенком обсуждение проблемы.
Выступление третьей группы
Проблема: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь
Решение проблемы:
1. сигнальное поведение ребенка;
2. контакт с ребенком;
3. беседа с ребенком, определение причин конфликтов;
4. варианты решения: тактика помощи (ответственные поручения);
5. реализация плана;
6. анализ проведенной работы.
Выступление четвертой группы
Проблема: ребёнок стесняется своей полноты.
Решение проблемы:
1.поведение ребенка: пропускает уроки физкультуры, отказывается выполнять упражнения, сдавать нормативы; стесняется отвечать у доски;
2.консультации специалистов, обследование у врача, психолога;
3.контакт с ребёнком;
4.беседа с ребёнком, определение причины комплекса неполноценности;
5.работа с психологом; консультации у врачей; работа с родителями;
6.реализация плана – мероприятия по проявлению достоинств ребёнка;
7.анализ проведенной работы.
Вывод проектной деятельности
Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно - ориентированный характер.
При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.