СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированого воспитания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА  И  ПРОЦЕССА  ЕГО  РАЗВИТИЯ  В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ

Форма проведения: педагогический совет.

Время проведения: 11.01.2017

Участники: администрация и педагоги школы

Цель: способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

1.  проанализировать практику использования приемов и методов педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе;

2. выявить формы и способы педагогической поддержки, наиболее приемлемые для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия;

3. наметить пути освоения педагогами технологий педа­гогической поддержки.

Просмотр содержимого документа
«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированого воспитания»

Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития  в системе  личностно-ориентированного воспитания Кутова Наталья Анатольевна – социальный педагог

Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания

Кутова Наталья Анатольевна – социальный педагог

Плохой хозяин растит сорняк,  Хороший – выращивает рис,  Умный – культивирует почву,  Дальновидный – воспитывает работника.   Японская мудрость

Плохой хозяин растит сорняк, Хороший – выращивает рис, Умный – культивирует почву, Дальновидный – воспитывает работника. Японская мудрость

 Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру  и социометрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического Личностно - ориентированоого обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного  формирования личности сменяет  педагогика поддержки ребенка.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка.

На смену авторитарной по характеру

и социометрической по направленности педагогической деятельности

приходит практика гуманистического

Личностно - ориентированоого

обучения и воспитания детей.

Педагогику насильственного

формирования личности сменяет

педагогика поддержки ребенка.

Концепция педагогической поддержки Концепция педагогической поддержки разработана под руководством О.С. Газмана. Её реализация возможна в том, случае если основу профессиональной позиции учителя составляют нормы педагогического  воздействия.

Концепция педагогической поддержки

Концепция педагогической поддержки разработана под руководством

О.С. Газмана. Её реализация возможна в том, случае если основу профессиональной позиции учителя составляют нормы педагогического воздействия.

Нормы педагогического воздействия Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость, терпение, умение прощать Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья, и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. Уважение достоинства и доверие, вера в миссию  каждого ребенка, понимание его интересов,  ожиданий и устремлений.  4. Ожидание успеха в решении проблемы,  готовность оказать содействие и прямую   помощь при решении проблемы, отказ     от субъективных оценок и выводов.

Нормы педагогического воздействия

  • Любовь к ребенку, безусловное принятие его

как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость, терпение, умение прощать

  • Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья, и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
  • Уважение достоинства и доверие, вера в миссию

каждого ребенка, понимание его интересов,

ожиданий и устремлений.

4. Ожидание успеха в решении проблемы,

готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

Нормы педагогического воздействия 5. Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «Хочу» и «Не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности,  независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Умение быть товарищем для ребенка,  готовность  и способность быть на стороне ребенка ( выступая в  качестве символического защитника и адвоката),  готовность ничего не требовать взамен.    8. Собственный самоанализ, постоянный    самоконтроль и способность изменить позицию    и самооценку.

Нормы педагогического воздействия

5. Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «Хочу» и «Не хочу»).

6. Поощрение и одобрение самостоятельности,

независимости и уверенности в его сильных сторонах,

стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

7. Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка ( выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.

8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Предмет обучения - знания о мире и способы умственной деятельности. Предмет воспитания - социальные и культурные ценности, нравственные нормы поведения и отношения. Предмет педагогической  поддержки - личностный     выбор, обретение себя.

Предмет обучения - знания

о мире и способы умственной деятельности.

Предмет воспитания - социальные и культурные ценности, нравственные нормы поведения и отношения.

Предмет педагогической поддержки - личностный выбор, обретение себя.

«Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».  В. А. Сухомлинский

«Для того чтобы ребенок

успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение,

рождающееся от успеха».

В. А. Сухомлинский

Противоречия в современном обществе  -  Снижается престиж школы как воспитательного института, в этом плане она не оправдывает социальных ожиданий родителей и детей, отсюда противоречие между требованиями и способностью школы, ориентированной на знания, осуществлять эти функции. -  Интеллектуальное расслоение детей, дискомфорт отдельных учеников и необходимость формировать для всех детей условия самоутверждения, самовыражения, саморазвития. -  Противоречие между требованиями педагогов к учебным достижениям детей и реальным положением людей интеллектуального труда.  -  Противоречие между важностью роста  воспитательного потенциала семьи и усилением «закрытости»  семьи, её нежеланием сотрудничать со школой.   - Противоречие между реальным образованием в    семье и новыми воспитательными проблемами для      педагогов и родителей.

Противоречия в современном обществе

- Снижается престиж школы как воспитательного института, в этом плане она не оправдывает социальных ожиданий родителей и детей, отсюда противоречие между требованиями и способностью школы, ориентированной на знания, осуществлять эти функции.

- Интеллектуальное расслоение детей, дискомфорт отдельных учеников и необходимость формировать для всех детей условия самоутверждения, самовыражения, саморазвития.

- Противоречие между требованиями педагогов к учебным достижениям детей и реальным положением людей интеллектуального труда.

- Противоречие между важностью роста воспитательного потенциала семьи и усилением «закрытости» семьи, её нежеланием сотрудничать со школой.

- Противоречие между реальным образованием в семье и новыми воспитательными проблемами для педагогов и родителей.

Педагогическая поддержка  это совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации .

Педагогическая поддержка это совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации .

Профессиональные способности педагога  1 . Рефлексивно – аналитические.  Это способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы; умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз). С другой стороны, педагог путем наблюдения и анализа должен оценивать уровень индивидуального  развития школьника и условия семейного     воспитания, влияния товарищеской    внешкольной среды на ученика;  учить отдельных детей и класс в целом  анализировать свою жизнь и работу.

Профессиональные способности педагога

1 . Рефлексивно – аналитические.

Это способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы;

умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз).

С другой стороны, педагог путем наблюдения и анализа должен оценивать уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния товарищеской внешкольной среды на ученика;

учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.

Профессиональные способности педагога  2 . Организаторские.  Предполагают умение ставить перед собой и перед детьми цели, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность; обеспечивать бытовые условия  и эстетическую сферу, на фоне которых  проходит жизнь ребенка в семье и школе.

Профессиональные способности педагога

2 . Организаторские.

Предполагают умение ставить перед

собой и перед детьми цели, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность; обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и школе.

Профессиональные способности педагога  3 . Коммуникативные.  Во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей – предметников с учащимися класса; устанавливать  дружеские отношения детей своего класса, с  младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.

Профессиональные способности педагога

3 . Коммуникативные.

Во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым

отдельным ребенком.

Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей – предметников с учащимися класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса, с младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.

Этапы  педагогической поддержки  1 . Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.

Этапы педагогической поддержки

1 . Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем.

Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога

по оказанию поддержки.

Этапы  педагогической поддержки 2 . На реализационном этапе происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед социальным педагогом, в качестве основной задачи, поиск новых форм,  методов и технологий работы с детьми и  подростка-ми группы риска.

Этапы педагогической поддержки

2 . На реализационном этапе происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед социальным педагогом, в качестве основной задачи, поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми и подростка-ми группы риска.

Этапы  педагогической поддержки 3 . На итоговом этапе осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности. Эффективность социально – педагогической деятельности во многом зависит от деятельности социального педагога по оценке, анализу и современной  коррекции педагогической деятельности  на  всем ее протяжении.

Этапы педагогической поддержки

3 . На итоговом этапе осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности. Эффективность социально – педагогической деятельности во многом зависит от деятельности социального педагога по оценке, анализу и современной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении.

Принципы  педагогической поддержки 1 . Природосообразности воспитания -  отношение к ребенку как к части природы, воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде развития. Воспитание осуществляется в соответствии с законами развития живого организма, учитывает  особенности физического развития, состояние    здоровья, создает условия для удовлетворения    его доминантных потребностей: в движении     познании, общении, в творчестве.

Принципы педагогической поддержки

1 . Природосообразности воспитания -

отношение к ребенку как к части природы, воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде развития. Воспитание осуществляется в соответствии с законами развития живого организма, учитывает особенности физического развития, состояние здоровья, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении познании, общении, в творчестве.

Принципы  педагогической поддержки 2.Культуросообразности воспитания «образование и культура как среда, растящая и питающая личность.» Этот принцип предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство школы, класса, где осуществляется  развитие, приобретение опыта и оказание ему  помощи в культурной самоиндефикации,    основывающейся, на идеи ценности      саморазвития, как творческой личности.

Принципы педагогической поддержки

2.Культуросообразности воспитания «образование и культура как среда, растящая и питающая личность.» Этот принцип предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство школы, класса, где осуществляется развитие, приобретение опыта и оказание ему помощи в культурной самоиндефикации, основывающейся, на идеи ценности саморазвития, как творческой личности.

Принципы  педагогической поддержки 3. Индивидуально-личностный подход  это принцип определяет положение учащегося в образовательном процессе, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Каждая личность уникальна, и главной задачей является формирование её индивидуальности, создание условий для развития её  творческого потенциала.

Принципы педагогической поддержки

3. Индивидуально-личностный подход

это принцип определяет положение учащегося в образовательном процессе, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Каждая личность уникальна, и главной задачей является формирование её индивидуальности, создание условий для развития её творческого потенциала.

Принципы  педагогической поддержки 4. Принцип ценностно-смысловой направленности - создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения и жизни.

Принципы педагогической поддержки

4. Принцип ценностно-смысловой направленности - создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения и жизни.

Направление работы  Создание имиджа класса: оформление классной комнаты, введение школьной символики, форменных элементов одежды, общественный смотр знаний.

Направление работы

  • Создание имиджа класса:

оформление классной комнаты, введение школьной символики, форменных элементов одежды, общественный смотр знаний.

Направление работы  Создание в классе атмосферы познавательного комфорта: диагностика и учет реальных информационных потребностей обучающихся, их актуального уровня готовности к познавательной деятельности, диагностика интеллектуальных способностей каждого обучающегося (тип памяти, внимание, умение  обобщать, выражать свои мысли) и приоритетного  способа получения информации из окружающего    мира.

Направление работы

  • Создание в классе атмосферы познавательного комфорта: диагностика и учет реальных информационных потребностей обучающихся, их актуального уровня готовности к познавательной деятельности, диагностика интеллектуальных способностей каждого обучающегося (тип памяти, внимание, умение

обобщать, выражать свои мысли) и приоритетного способа получения информации из окружающего мира.

Направление работы 3.Создание условий для формирования у обучающихся потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, уважения  к результатам умственного труда: качественное содержание уроков, часы обучения, викторины, обсуждение прочитанных книг, познавательные игры, беседы.

Направление работы

3.Создание условий для формирования у обучающихся потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, уважения

к результатам умственного труда: качественное содержание уроков, часы обучения, викторины, обсуждение прочитанных книг, познавательные

игры, беседы.

Направление работы 4. Построение личностно - ориентированного содержания образования, т.е. отбор такой системы знаний, где каждому обучающемуся найдется место в силу индивидуально-личностного смысла информации, которая ему даётся: участие учащихся и родителей в создании пособий, дидактических материалов, участие родителей в проведении учебных занятий, разработка пакета заданий по предметам, коллективные творческие дела.

Направление работы

4. Построение личностно - ориентированного содержания образования, т.е. отбор такой системы знаний, где каждому обучающемуся найдется место в силу индивидуально-личностного смысла информации, которая ему даётся: участие учащихся и родителей в создании пособий, дидактических материалов, участие родителей в проведении учебных занятий, разработка пакета заданий по предметам, коллективные творческие дела.

Признаки успешности становления ребенка как ученика: -  потребность в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовность изучать её углубленно,  культура информационного взаимодействия с миром;  - гордость за своё образовательное учреждение, свой класс, своего учителя; - знание прав и обязанностей, заложенных в уставе школы, стремление следовать им; -  комфортное самочувствие, обучающегося в классе, в    образовательном учреждении, чувство своей защищенности  защищенности в нем;  -  преданность традициям своего класса, забота о нём;  -  умение быть учеником, уважающим опыт и    знания старших.

Признаки успешности становления ребенка как ученика:

- потребность в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовность изучать её углубленно, культура информационного взаимодействия с миром;

- гордость за своё образовательное учреждение, свой класс, своего учителя;

- знание прав и обязанностей, заложенных в уставе школы, стремление следовать им;

- комфортное самочувствие, обучающегося в классе, в образовательном учреждении, чувство своей защищенности защищенности в нем;

- преданность традициям своего класса, забота о нём;

- умение быть учеником, уважающим опыт и знания старших.

  Сначала должна работать мысль, потом память, в итоге – руки   Я. А. Коменский

Сначала должна работать мысль,

потом память,

в итоге – руки

Я. А. Коменский

Метод  «Мозговой штурм» 1. Для чего нужна педагогическая поддержка ? 2. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки ?

Метод «Мозговой штурм»

1. Для чего нужна педагогическая поддержка ?

2. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки ?

Выводы: Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно - ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика.

Выводы:

Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс

обучения и воспитания носил

личностно - ориентированный характер.

При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка

и взрослого является

проблема ученика.

Игра  «Аккумулятор проблем» Проблемы первой группы: неуверенность в себе. Проблемы второй группы: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации.  Проблемы третьей группы: ребенок не  соблюдает режим дня, звёздная болезнь  Проблемы четвертой группы: ребёнок  стесняется своей полноты.

Игра «Аккумулятор проблем»

Проблемы первой группы: неуверенность в себе.

Проблемы второй группы: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации.

Проблемы третьей группы: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь

Проблемы четвертой группы: ребёнок стесняется своей полноты.

Выступление первой группы Проблема: неуверенность в себе . Решение проблемы: 1. родители, обеспокоенные поведением ребенка, обращаются к педагогу; необходимо установить контакт необходимо установить контакт с ребенком; 3.  определить причины ( выдвижение    гипотез);  4. работа с гипотезами;  5. анализ неудач.

Выступление первой группы

Проблема: неуверенность в себе .

Решение проблемы:

1. родители, обеспокоенные поведением ребенка, обращаются к педагогу;

  • необходимо установить контакт
  • необходимо установить контакт

с ребенком;

3. определить причины ( выдвижение гипотез);

4. работа с гипотезами;

5. анализ неудач.

Выступление второй группы Проблема: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации. Решение проблемы: 1. сигнальный ребенок, часто отвлекается, ему неинтересно на уроке; 2.  поиск и установление контакта с учеником; 3.  доверительная беседа с намерением понять, почему ребенок не хочет учиться;  4.  учительская поддержка ребенка,       воздействие вниманием и лаской;  5. совместное с ребенком обсуждение  проблемы.

Выступление второй группы

Проблема: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации.

Решение проблемы:

1. сигнальный ребенок, часто отвлекается, ему неинтересно на уроке;

2. поиск и установление контакта с учеником;

3. доверительная беседа с намерением понять, почему ребенок не хочет учиться;

4. учительская поддержка ребенка, воздействие вниманием и лаской;

5. совместное с ребенком обсуждение проблемы.

Выступление третьей группы Проблема: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь Решение проблемы: 1. сигнальное поведение ребенка; 2.  контакт с ребенком; 3.  беседа с ребенком, определение причин конфликтов;  4.  варианты решения: тактика помощи    (ответственные поручения);  5.  реализация плана;  6. анализ проведенной работы.

Выступление третьей группы

Проблема: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь

Решение проблемы:

1. сигнальное поведение ребенка;

2. контакт с ребенком;

3. беседа с ребенком, определение причин конфликтов;

4. варианты решения: тактика помощи (ответственные поручения);

5. реализация плана;

6. анализ проведенной работы.

Выступление четвертой группы Проблема: ребёнок стесняется своей полноты. Решение проблемы:  1.поведение ребенка: пропускает уроки физкультуры, отказывается выполнять упражнения, сдавать нормативы; стесняется отвечать у доски;  2.консультации специалистов, обследование у врача, психолога;  3.контакт с ребёнком;  4.беседа с ребёнком, определение причины комплекса неполноценности;  5.работа с психологом; консультации у врачей; работа  с родителями;  6.реализация плана – мероприятия по    проявлению достоинств ребёнка;  7.анализ проведенной работы.

Выступление четвертой группы

Проблема: ребёнок стесняется своей полноты.

Решение проблемы:

1.поведение ребенка: пропускает уроки физкультуры, отказывается выполнять упражнения, сдавать нормативы; стесняется отвечать у доски;

2.консультации специалистов, обследование у врача, психолога;

3.контакт с ребёнком;

4.беседа с ребёнком, определение причины комплекса неполноценности;

5.работа с психологом; консультации у врачей; работа с родителями;

6.реализация плана – мероприятия по проявлению достоинств ребёнка;

7.анализ проведенной работы.

Вывод проектной деятельности Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно - ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является  проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

Вывод проектной деятельности

Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно - ориентированный характер.

При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!