СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости» На уроках обучения грамоте и русского языка при реализации программы «Образовательная система Школа 2100»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С внедрением ФГОС   в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости» На уроках обучения грамоте и русского языка при реализации программы «Образовательная система Школа 2100»»













ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Развитие орфографической зоркости»

На уроках обучения грамоте и русского языка

При реализации программы

«Образовательная система Школа 2100»



Работу выполнила

учитель начальных классов

М Б ОУ СОШ №108 им.А.В.Андропова

г. Моздок

Нарыжная Людмила Ивановна.





Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,

это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием:

в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”

И.С. Тургенев



Содержание



1.Анализ ситуации

2. Актуальность темы

3. Цель и задачи педагогического проекта

4. Реализации проекта

5. Механизм оценки результатов

6. Дальнейшее развитие проекта

7. Список используемых ресурсов
























Анализ ситуации


С внедрением ФГОС в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.

В Стандарте четко сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

При освоении предметной области «Русский язык» обучающиеся должны получить возможность:

прийти к пониманию того, что язык и речь представляют собой явления национальной культуры и основные средства человеческого общения; сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;

овладеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В частности, учебный предмет «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

На уроках русского языка развивать внимание - значит, развивать умение видеть различные формы слова, развивать орфографическую зоркость.





Актуальность темы

Можно ли представить себе дом без фундамента? Фундамент – основание,

служащее опорой для стен здания, и если он непрочный, то и все сооружение

будет недолговечным. Так и начальная школа является базой, основой всего образования человека. Здесь важно все: качество, прочность, настроение, с которым входит в «храм науки» ребенок.

Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. Появления вариативных программ и учебных планов в начальном звене общеобразовательной школы потребовало и пересмотра подходов к процессу обучения.

Сегодня перед школой стоят новые цели и задачи. Все большую популярность приобретает развивающее обучение. Оно дает возможность ребенку применять полученные знания в новой ситуации, применять знания самостоятельно, а не под руководством взрослого. Такой ученик легко адаптируется в современном мире, он будет востребован обществом.

Основы правописания закладываются в начальной школе. В центре обучения правописанию правило, его применение (алгоритм), то есть решение орфографической задачи. Такой метод логичен. Он требует очень точного знания и самих правил и грамматических условий их применения. Ошибка в ходе решения задачи приводит к ошибке в написании.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является не сформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять, то или иное правило при написании слов, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому считается формирование прочных навыков грамотного письма.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, думающие, ответственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Ведущей педагогической идеей  является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.



Цель и задачи педагогического проекта

Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

• Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

• провести теоретический анализ литературы по данной теме;

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.


Реализации проекта

Известный методист по русскому языку Н. С. Рождественский отмечал: «Когда сам учитель видит в изучаемом учащимися материале систему, он построит занятия так, чтобы при каждом удобном случае можно было установить связь нового со старым, показать основания для того или иного правила, провести сравнение "сомнительных написаний" с несомненными, уже известными ученикам, плотнее и естественнее связать орфографию с грамматикой»

Формирование орфографической зоркости условно можно разбить на несколько этапов:

Развитие фонематического слуха в период обучения грамоте.

Основа грамотного письма закладывается еще в период обучения

грамоте. Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют, довольно развернутый

словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

Когда у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФН), то ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Приведу примеры таких ошибок:

1) пропуск гласных и согласных букв (день-«днь», между –«межу»);

2) перестановка букв, лишние буквы (лужа – «нулжа»);

3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке –«дожке», тишина-«тишинына»);

4) замена гласных в ударном положении (задача – «задоча»);

5) замена йотированных гласных (идет – «идют», поселок –«посялок»;

6) замена согласных:

свистящих – шипящих (золотистый – «жолотистый»);

парных по звонкости – глухости (картофель-«картовель»);

сонорных (ржи-«лжи», мебель – «небель»);

7) обозначение твердости – мягкости согласного звука на письме гласными (кругом – «крюгом», люди –«луди»);

8) обозначение мягкости согласного звука при помощи ь (васильки - «василки», большие – «болшие»);

9) недописывание слов (мышка – «мышк»);

10) замена слов, искажение слов (мишка – «книжка», лепечут – «требпечут»);

11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу – «полицу», столбом – «с толбом»).

Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.

И когда у таких детей на письме появляются специфические ошибки, родители и учителя часто связывают их с невнимательностью и отвлекаемостью ребенка на уроке, с плохим поведением и небрежным отношением к учебе. Такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв, вот тогда для ошибок не на правила не останется места.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться грамотно писать. Такой ребенок нечетко слышит звуки, а значит, точно не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы приложить все усилия и предотвратить подобные ошибки. Задача осложняется тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Значит, для полноценного обучения младший школьник должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На основании изложенного выше можно сделать вывод, что первостепенной задачей обучения младших школьников основам русской орфографии является развитие фонематического слуха, развитие интеллектуальных способностей. Реализации подобной задачи уделяется много времени в первом классе. Интеллектуальное развитие, развитие фонематического слуха ребенок получает на уроках «Грамоты». Это интегрированный курс, который включает в себя обучение чтению, подготовку к письму, введение в математику, основной целью которого является достижение эффекта умственного развития, формирования учебной деятельности. Ребенок учится учиться и одновременно на языковом и математическом материале у него формируются одни и те же умственные операции - сравнение, сопоставление, классификация.

На этих уроках дети впервые начинают относиться к словам, которые они произносят, не как к средству общения, а как к материалу для анализа. У ребенка идет активное развитие фонематического слуха во время звукового анализа слов.

На начальном этапе проведение звукового анализа включает четыре операции.

Операция первая.

Звуковой анализ начинается с того, что ребенок, ведя по указанной схеме звукового состава и с его произнесением. (Ребенок еще не умеет читать.) Здесь важна роль учителя, который придерживает руку ребенка, работающего у доски. Он ведет вместе с ним указкой по слову.

На этом этапе дети работают с односложными словами, состоящими из трех звуков.

Операция вторая.

На этом этапе происходит интонационное выделение звука в словах. Ребенок должен произнести слово с интонационным выделением того звука, который он затем назовет изолированно.

НАПРИМЕР.

Проводя анализ слова «жук» нужно произнести слово три раза:

-ж-ж-ж-жук,

-ж-у-у-у-ук,

-жук-к-к-к.

При таком произнесении артикуляция начинает играть совершенно новую, особую роль. Она приобретает самостоятельное значение, начинает выполнять функцию ориентировки в слове.

Операция третья.

Теперь происходит изолированное название звука, который был интонационно выделен. Это детям выполнить сложно.

Чтобы облегчить детям процесс овладения этими знаниями, часто применяю игру «Живые модели». Она проводится после того, как дети выполнили звуковой анализ какого-либо слова на этапе закрепления.

НАПРИМЕР.

-Поиграем.

-Вы будете сейчас звуками слова «рак».

-Какой в нем первый звук?(Учитель читает по схеме: «Р-Р-Р-А-К»

- Молодец, Вадик. Ты ответил первый. Иди к доске. Теперь ты звук «р».

Так же, «читая по схеме» второй и третий звуки слова, дети встают у доски.

-Можно ли прочесть слово, если мы не видим фишек, если звуки не стоят по порядку.

- Ну-ка, встаньте, звуки, в ряд, так, как вы стоите в слове.

Дети-звуки занимают свои места, весь класс читает слово «рак», а учитель водит указкой по фишкам в руках ребят.

-А теперь подойди ко мне третий звук, второй, первый.

И дети снова «читают», но уже «кар».

-Давайте еще раз перестроим звуки.

-Поставьте свои фишки на схему слова.

-Прочитайте слово. Все ли звуки нашли свое место?

-Давайте посоревнуемся. Кто быстрее и правильнее уберет фишки-звуки со схемы.

-Уберите звук «а», потом «р», потом «м».

(Учитель заведомо медлит, снова и снова прочитывает слово, выделяя нужные звуки.)

Операция четвертая.

Здесь происходит фиксация выделенного и названного изолированного звука фишкой.

Пока дети не знают о гласных и согласных звуках, то в учебнике читают слова, записанные одинаковыми белыми квадратами.

Изо дня в день на уроке идет кропотливая работа по изучению звукового анализа слова. И она дает свои результаты. Дети делают меньше ошибок при письме под диктовку , при списывании текста.

После ознакомления с гласными, твердыми и мягкими согласными состав учебной задачи по проведению звукового анализа дополняется рядом умственных операций. Ученик должен не только выделить звук, но и определить, гласный он или согласный, проверить свой выбор артикуляционно. Если звук согласный, то определить его твердость или мягкость, сразу назвать его мягкую пару, выбрать фишку нужного цвета.

Предметная деятельность с фишками, позволяющая любую фишку убрать, переставить, добавить и т. д., дает ребенку возможность понять, что звуки в слове можно переставлять, действовать с ними, как с фишками, и что при перестановке одного звука (фишки) меняется и все слово. Даже простое перечисление операций при проведении звукового анализа показывает, какую огромную мыслительную аналитическую работу проделывает ребенок при решении этой учебной задачи. Важно, что жестко заданная последовательность операций всегда одна и та же, благодаря чему все учащиеся, хотя и в разное время, выучиваются решению этой учебной задачи, одновременно целенаправленно продвигаясь в своем умственном развитии. Хочется отметить, что дети, обладающие высоким уровнем интеллектуального развития, не топчутся на месте. Они быстро справляются с заданиями. Поэтому в каждый урок для них я включаю рубрику «Сообрази».

Упражнение 1.

Подбор слов с определенным звуком, расположенным в начале, в конце, в середине слова, с использованием схем.

-Придумайте и назовите слова со звуком [р] в начале (конце, середине) слова, т. е. по первой (второй, третьей ) схеме.

-Определите, какое место занимает звук [р] в словах морковь, мухомор, ромашка.

Упражнение 2.

Поиск слов с заданным звуком. Сравнение слов по звуковой структуре Сложность этого задания заключается в том, что здесь нет схемы, которая помогла бы первокласснику при анализе этих слов. Чтобы среди слов дым, мышка, дом, вишня найти те , в которых есть звук [ы], дети должны применить тот алгоритм действий, который был положен в основу звукового анализа.

Эти задания рассчитаны на детей, которые быстро и без труда проводят звуковой анализ.

Упражнение 3.

Составление слов по схемам

-Догадайся по схеме, какие слова задуманы (Задуманы слова кошка и котенок.)

-Докажите, что задуманы именно эти слова.

Упражнение 4.

Составление слова из заданных звуков.

-Рассмотрите четыре картинки: «лиса», «игла», «сани», «аист» с соответствующими схемами.

-Последовательно выделите указанные стрелками звуки.

-Составьте слово, соединив найденные звуки.

Упражнение5.

Самостоятельное проведение звукового анализа слова якорь.

-Сравните звуковой и буквенный состав слова.

Упражнение 6.

Звуковой анализ слов стол и столик.

-Определите, какая схема соответствует слову стол, а какая слову столик.

-Проведите звуковой анализ этих слов.

-Определите, какое слово длиннее, а какое короче, в каком случае говорят слово стол, а в каком столик.

Упражнение 7.

Соотнесение рисунков и звукобуквенных моделей слов.

-Рассмотри рисунки и звукобуквенные модели слов под ними.

-Подходят ли схемы к рисункам?

-Определи, в какой последовательности художник должен был нарисовать картинки.

Возможны два варианта ответа:

1)лев, тарелка, белка, булка, пенал, зебра;

2)лев, тарелка, зебра, булка, пенал, белка.


Кто-то из детей скажет, что в первом ряду последней картинкой будет зебра, а во втором - белка. Кто-то скажет наоборот. Важно, чтобы ребята объяснили свою точку зрения и отстаивали ее. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что возможно и то, и другое расположение рисунков, так как звукобуквенные модели слов белка и зебра одинаковые.


Упражнение в словоизменении.

-Догадайся, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме.

-Проведите звукобуквенный анализ слова мышка, используя фишки и буквы.

-Превратите слово мышка в слово мишка; сделайте из слова мишка слово мушка; сделайте из слова мушка слово мошка; сделайте из слова мошка слово мишка.

-Что нужно поменять кроме буквы? ( Синюю фишку на зеленую, так как твердый звук меняется на мягкий.)

-Сделайте из слова мишка слово мишки.

Упражнение 9.

Работа в парах.

-Используя буквы ю, л, м, о, а, и, н, составьте какое-нибудь слово, а затем зашифруйте его с помощью чисел.

Варианты шифровок:

6 8 12 13 3 8 12 8 6 8 12 13 8 3 8 3 8 12 13 6 6 13 12 12 13 7 3

М а л и н а л а м а л и а н а н а л и м м и л л и о н

.«Цепочка слов».

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и.т.д.

Количество играющих: один человек и более

«Найди ошибку».

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).


Лото «Читаем сами».

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры.

I вариант

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

II вариант

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словам у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

(можно играть группами).


Построение моделей и работа с ними дают возможность формировать у первоклассников важнейшие компоненты учебной деятельности - развернутые действия контроля за правильностью выполнения каждой операции, а затем оценку и самооценку выполненного действия.

Проводя звуковой анализ, работая с фишками, обозначающими различные признаки звуков родного языка, дети получают и существенное лингвистическое развитие, усваивая элементарные языковые представления и знания. При этом первоклассники осознают такие свойства речи, усвоение которых закладывает фундамент развития широкой ориентировки в языке.

Т.о.в первом классе закладывается важнейшая база умения грамотно писать – хорошо развитый фонематический слух.

Теперь дети готовы видеть и проверять орфограммы. А работа по развитию орфографической зоркости продолжается.

Письменные упражнения для развития навыка грамотного письма.

Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.

Одновременно, по мере того как дети изучают буквы и учатся записывать слова, постепенно ввожу письмо с проговариванием. (В основе этого письма лежит проговаривание по слогам.) Этот прием ввожу сразу же, как только начнем читать первые слоги с целью предупреждения ошибок в виде пропуска букв.

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее.

Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы

На уроках, обязательно ввожуупражнения в списывании.

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Упражнения в списывании сочетаю с комментированием. Это помогает эффективно организовать труд учащихся на уроке, т.к. комментированные упражнения органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма способствует повышению успеваемости учащихся.

Начиная со второго класса, структура курса «Русский язык» значительно отличается от традиционной системы обучения. Он строится по линейному принципу. Авторы программы считают, что в основе обучения русскому языку в школе лежат три цели:

1.познакомить учащихся с основами лингвистических знаний;

2.сформировать навыки грамотного, безошибочного письма;

3.сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи учащихся).

Все три задачи решаются обособленно, на отдельных уроках. Курс разделен

на три блока: «Как устроен наш язык», «Развитие речи», «Правописание».

На уроках блока «Как устроен наш язык» дети наблюдают за тем, что не все слова русского языка пишутся так же, как и слышатся. Такие наблюдения ученики проводят во время фонетического разбора. Постепенно дети приучаются искать в словах опасные места - слабые позиции. Они узнают, что опасными в слове могут быть безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце корня, непроизносимые согласные в корне слова, безударные гласные в приставке и суффиксе. С этого момента начинается целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости.

Для организации работы над орфографической зоркостью мне помогают рабочие тетради "Пиши грамотно", "Учусь писать без ошибок". Задания тетрадей помогают мне при работес ребятами с разным уровнем готовности к обучению. С первых уроков учащиеся в тетради работают самостоятельно, при этом сами выбирают задание, которое хотят выполнить. Пользуясь условным обозначением они сами стараются понять принцип построения задания и в этом заключается развивающий эффект организации работы. Это способствует овладению основами учебной деятельности, так как каждый раз при самостоятельной работе в тетрадях учащиеся сталкиваются с выполнением учебной задачи – они должны понять, в чем заключается задание и как его нужно выполнить.

В уроки ввожу упражнения, направленные на развитие навыка грамотного письма.

а) Игровые упражнения.

1. «Найди опасное место».

-Я буду произносить слова, а вы их будите слушать. Хлопните в ладоши тогда, когда услышите в слове звук, которому нельзя доверять.

- А что это за звук? ( Это звук в слабой позиции.)

2. «Светофор».

-Покажите красный сигнал светофора, когда найдете в слове «опасное место».

Пропуск «опасных мест».

Такие упражнения проводились еще в период обучения грамоте. Дети выкладывали слова из разрезной азбуки с пропуском безударной гласной. При этом обращалось внимание на способ действия: «Если звуку можно доверять, то его можно обозначить буквой, если нет, то ставлю сигнал опасности - красную фишку». Во втором классе дети учатся записывать слова в тетрадь, расширяется представление об опасностях, которые могут встретиться при записи слов, и вместо красных фишек «опасные места» в словах ученики обозначают пропуском буквы - чертой.

Нахождение «опасных мест» в написанном слове.

Выполнение этого упражнения кладет начало обучению самопроверке написанного.

Расширение словарного запаса школьников.

При проверке слова подбираем как можно больше проверочных слов. С этой целью с первых уроков чтения и письма начинаю работу по расширению словарного запаса своих учеников. Мы учимся подбирать как можно больше похожих (однокоренных) слов, выяснять их значение.

«Математическая грамматика».

Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например:с + том – м + лиса – са + ца ? (столица).

« Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: работа в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген( планета, звезда, орбита, снег)

Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Догадайся, какие буквы пропущены, впиши их.

т_шь – т_шинаскр_пка – скр_пач

л_сонька – л_саскр_пка – скр_пить

л_с – л_сокз_мли – з_мля

в_село – в_селыйтр_ск – тр_щит

В таких упражнениях усложняется работа учащихся. Им предстоит не только определить вид орфограммы, но и выяснить, в каком слове пропущенная буква опасна, а в каком нет.

На первых порах такие упражнения выполняем фронтально. Постепенно переходим на работу в парах. И тут важным этапом является принятие совместных решений.Этот вид работы заставляет учащихся советоваться с соседом, открыто задавать вопросы, выражать не только согласие, но и несогласие. У детей отсутствует страх обнаружить незнание и непонимание и боязнь предлагать свои варианты решений. Важным этапом такой работы является фронтальная проверка, во время которой мы узнаем, что у одного слова проверочных слов может быть много, выясняем значение этих слов. В результате выполнения подобных заданий развивается орфографический навык, расширяется словарный запас учащихся, создаются условия для развития речевых и коммуникативных умений учащихся.

Не могу не остановиться ещё на одном из видов упражнений, который предусматривает исправление учащимися умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

На уроках орфографии я использую данный вид работы. И в этом случае эти упражнения приносят несомненную пользу. Важнейшей составной частью данных упражнений должен быть орфографический разбор проблемных написаний.Упражнения данного вида я не включаю в уроки изучения нового орфографического материала, они уместны на уроках повторения.Правильность выполнения этих упражнений надо проверять с особой тщательностью. Именно ошибки, не замеченные учителем, а потому и не ставшие предметом обсуждения с учеником, способны закрепиться в памяти и впоследствии повториться.

При оценке данных упражнений следует иметь в виду, что они имеют скорее обучающе-тренировочный характер, а не контрольный.

Одним из примеров повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при работе над ошибками. Этот вид работы вызывал интерес еще у методистов прошлого века. Так Н. К. Кульман писал: «Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их».(Кульман Н. К. «Методика русского языка».) Работу над ошибками я ввожу во втором классе. Уже на первых уроках правописания отвожу специально время на обучение своих учеников работе над ошибками, так как считаю этот вид работы одним из самых важных и сложных. Ведь чтобы правильно определить, на какое правило допущена ошибка, ученик должен проделать целую цепь операций: поставить ударение, определить корень, выяснить, гласная или согласная буква написана ошибочно. Если это гласная, то определить в какой части слова она находится. Если это согласная, то определить, парная она или непроизносимая, выбрать вид проверки. Чтобы таким сложным видом работы мог овладеть каждый ученик, я составила памятку по работе над ошибками. Все ее пункты пронумерованы и в детских работах ошибки отмечаются соответствующими номерами, неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Для правильной работы над ошибками учащиеся используют карточку-подсказку:

1. Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму, рядом напиши проверочное слово.

2. Выпиши слово, разбери его по составу, рядом запиши и разбери любое другое слово

3. Выпиши слово, подчеркни орфограмму, запомни, допиши всю строчку.

4.Выпиши слово, подчеркни орфограмму, устно примени правило, напиши два слова на это правило.

5. Выпиши всё предложение, разбери его по частям речи

6. Выпиши всё предложение, разбери его по членам

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

Механизм оценки результатов

Оценивать сформированность орфографической зоркости можно с помощью индивидуальных карточек, контрольных диктантов, тестов.

Если обратиться к результатам работы прошлых лети результатам работы по »,Образовательная система Школа 2100» то можно увидеть, что процент качества обучения гораздо выше. Возрос уровень обученности учащихся.Хочется отметить, что по сравнению с предыдущим выпуском в работах детей практически отсутствуют ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха


Результаты обучения






Качество усвоения изученных орфограмм





Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью программы «Образовательная система Школа 2100» под ред. Р.Н. Бунеева. благодаря


  • фонемному подходу,

  • системе тренировочных упражнений,

  • блочному подходу в обучении,

  • большому объему орфограмм на перспективу.

Обучая по данным программам, я заметила, что у школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка. Ученики получают новую роль – "исследователей", под "скрытым" руководством учителя они открывают для себя новые знания.

Дальнейшее развитие проекта

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относится к урокам русского языка, с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.



Список используемых ресурсов

  1. Лаури, Н. М. Алгоритмы по орфографии // Русский язык в школе.- 2005.- №4.

  2.  Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе М. - 2000.

  3. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.

  4. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Х., 1990г.

  5. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992г.

  6. Репкин В.В. Организация развивающего обучения русскому языку

  7. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф

  8. Журналы: «Начальная школа», «Начальная школа. Плюс, минус».

  9. edu.1september.ru

  10. pedsovet.org



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!