СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Педагогические условия и средства профилактики и разрешения конфликтов в коррекционной школе".Статья составлена на основе личного опыта работы в коррекционной школе VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Шишкина С.Н., учитель начальных классов КОУ ВО «Краснянская С(к)ОШИ VIII вида для обучающихся, воспитанников с ОВЗ»


Огромное значение в профилактике и разрешении конфликтов в школе имеет создание педагогических условий. По определению Никитиной Е.Ю. педагогические условия – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [6]. При выборе педагогических условий предупреждения конфликтных ситуаций во взаимодействии учителей, учеников необходимо отобрать наиболее значимое их сочетание.

Каждому учителю необходимо знать группы методов опосредованного педагогического воздействия, описанные Т.В. Врачинской [4].

Первая группа методов и приемов педагогического воздействия – обращение и самообращение к сознанию. К ним относятся: пример, разъяснение, актуализация мечты и снятие напряжения в отношениях.

Вторая группа – обращение к чувствам: совести, справедливости, стыду и страху, самолюбию, любви, состраданию.

Третья группа – обращение к воле и поступку, в качестве которых может выступать: требование, внушение, упражнение, поощрение и наказание.

Данные методы способствуют сплочению детского коллектива, налаживанию отношений и предупреждению конфликтных ситуаций и конфликтов между учителями и учениками.

Особенности конфликтов в коррекционной школе определяются в основном спецификой интеллектуального и речевого развития детей. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в общении. Одна из причин – низкий уровень развития речи. Речь у такого ребёнка появляется значительно позже, и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов. Нарушения речевого высказывания способствуют возникновению речевого негативизма, замкнутости, использовании стереотипов и штампов. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Дети с нарушением познавательной деятельности затрудняются анализировать ситуации общения, использовать речевой опыт в той или иной ситуации. На характер отношений детей с ОВЗ младшего школьного возраста также влияет оценочное отношение учителя к тому или иному ученику, т.к. в этом возрасте дети совершенно некритичны. Учитель должен влиять на отношение окружающих детей к такому ребенку и обеспечивать комфортное положение для каждого учащегося.

Не случайно мною была выбрана тема по самообразованию: «Особенности коммуникативного развития детей коррекционной школы VIII вида». Наиболее сохранной областью мотивационной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью оказывается естественная коммуникативная мотивация, которая возникает в реальных жизненных ситуациях, связанная с практической деятельностью, живым общением, игрой. На уроках создаю ситуации, требующие от ребенка оценки своих действий: сравнивать свою работу с работой товарищей; соотносить оценку учителя с самооценкой; для детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе создаю ситуации, обеспечивающие успех и, наоборот, для детей с завышенной самооценкой – ситуацию неуспеха. А так же использую игровые формы организации урока: «Урок – путешествие», «Урок – соревнование», «Урок открытий», «Урок поиска сокровищ» и т.д. Игры и игровые приёмы помогают оптимизировать процесс усвоения детьми знаний, сформировать первоначальные умения языкового общения, привить интерес к учебным занятиям. Дидактические и коррекционные игры на уроках русского языка: «Слово рассыпалось», «Звуковая эстафета», «Заблудившаяся буква», «Зашифрованное слово» и др.; на уроках математики: «Математические лабиринты», «Весёлый счёт», «Волшебные цепочки» и др.; на уроках чтения: «Магнитофон», «Театр», «Художник слова» и др. Именно игра позволяет привлекать внимание детей к речи, ее эмоциональным компонентам, к адекватному восприятию их содержания, ответным эмотивным реакциям. Ведь ещё одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью отличаются нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребенка бедны, а оценка ситуаций неадекватна, что влияет на общение с детьми и педагогами.

Очень важно начать работу по созданию благоприятной атмосферы в классе с самых первых дней пребывания детей в школе, то есть в период адаптации. В своей работе использую упражнения и задания для знакомства обучающихся друг с другом, с правилами школьной жизни, с навыками учебного сотрудничества. Провожу занятия в доступной форме, в которых ребёнок познаёт и изучает самого себя. Рассказываю о том, что такое эмоции, стресс, чувства; как научиться находить причину и следствия событий; как правильно принимать решение. Включаю в уроки упражнения на профилактику агрессивного поведения детей, разработанные педагогом-психологом – И.В. Ковалёвой: «Божьи коровки», «Непослушные детишки», «Цветы» [5]. Эти упражнения вызывают положительные эмоции, позволяют снизить напряжение, помогают ребёнку идентифицировать себя с коллективом, восполняют недостаток тактильного контакта с родителями.

Ну, а если конфликта не удалось избежать? Следует помнить: Конфликт легче предупредить, чем разрешить. Необходимо переключить внимание с напряженных отношений на учебные, деловые, т.е. погасить конфликт. Конфликты надо решать без задержек.

Так советуют психологи. Я в таких случаях стараюсь применять психологические эффекты, успешно испытанные на практике педагогами. Различные виды психологических эффектов для коррекции коммуникативности, для противостояния скверным людям, для развития общительности можно найти в учебно-методических пособиях В.В. Васильева – кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя Российской Федерации. Это «Эффект песочных часов» [1], «Эффект кнута и пряника» [3], «Эффект сравнения» [3], «Эффект дополнительного стимула» [2], «Эффект преодоления «наплевизма» [2], «Эффект игнора» [2] и т.д. Психологические эффекты, которые появились в результате моего опыта работы «Я сумею», «Скамейка для общения» описаны в одном из таких учебно-методических пособий [2].

Разрешение конфликта – это творческий процесс для педагога, так как каждая ситуация в общении зависит от её участников, их особенностей характера, уровня развития. Школа без конфликтов — явление практически невозможное; решать их все равно придется. Но когда появилось раздражение и гнев, важно остановиться и подумать о выборе своего пути разрешения конфликта.




Список литературы:

  1. Васильев В.В. Психологические эффекты для развития личности. Учебно-методическое пособие / Васильев В.В. – В.: Издательство им. Болховитинова Е.А., 2006 . – 64 с.

  2. Васильев В.В. Психологические эффекты в коррекционной работе. Учебно-методическое пособие / Васильев В.В., Кондратова Ю.В. – Воронеж, 2010 . – 116 с.

  3. Васильев В.В Психологические эффекты с добрыми намерениями. Учебно-методическое пособие / Васильев В.В., Кондратова Ю.В., Аверченко Л.В. – Воронеж ,2009 . – 68 с.

  4. Врачинская Т.В. Конфликт в педагогическом взаимодействии в отечественной педагогике XIX – середины - XX веков : дис . д-ра пед наук - Калининград, 2011.

  5. Ковалёва И.В. Профилактика агрессивного поведения детей раннего возраста. Коррекционная программа / Ковалёва И.В. - М.: Айрис Пресс, 2008. – 48 с.

  6. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : дис. ... д-ра. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 427 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!