ПЕДАГОГИКА Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора П.И. Пидкасистого.

НЕ МОЯ РАБОТА!

МОЖЕТ ПРИГОДИТСЯ!

ПЕДАГОГИКА

Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ,

доктора педагогических наук, профессора

П.И. Пидкасистого

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Педагогика как наука.............................................................9

1.1. Объект и предмет педагогической науки..........................................9

1.2. Задачи педагогической науки...........................................................15

1.3. Структура педагогической науки....................................................23

1.4. Связь педагогической науки с другими науками............................28

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................31

Литература для самостоятельной работы.............................................31

Глава 2. Методология и методы педагогических исследований.................................................................................................32

2.1. Понятие "методология" педагогической науки...............................32

2.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики................................................................................................35

2.3. Логика педагогического исследования...............................................38

2.4. Методы исследования......................................................................42

2.5. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.......................................................................................................50

Вопросы и задания для самоконтроля.................'..................................55

Литература для самостоятельной работы.............................................55

Глава 3. Целеполагание в педагогике................................................57

3.1. Понятие цели воспитания................................................................57

3.2. Цель воспитания и задачи воспитания............................................62

3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя.....................................................................................................65

3.4. Педагогические цели и образовательные стандарты …………….69

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................72

Литература для самостоятельной работы.............................................72

Глава 4. Развитие, воспитание и социализация личности..............73

4.1. Условия развития личности.............................................................73

4.2. Взаимосвязь развития и воспитания учащихся..............................76

4.3. Взаимосвязь развития и обучения...................................................79

4.4. Становление личности в процессе социализации...........................82

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................86

Литература для самостоятельной работы.............................................86

РАЗДЕЛ П. ДИДАКТИКА

Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения...............87

5.1. Общее понятие о дидактике................................................................87

5.2. Объект и предмет дидактики...........................................................88

5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав................................................................................................................93

5.4.  Основные дидактические концепции..............................................96

5.5.  Становление современной дидактической системы………………99

Вопросы и задания для самоконтроля....................................................108

Литература для самостоятельной работы............................................109

Глава 6. Процесс обучения как целостная система........................109

6.1. Понятие и сущность обучения......................................................109

6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы..........................................................................................................114

6.3. Цикличность процесса обучения...................................................117

6.4. Функции обучения..............................................................................123

6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности..................................................................................................131

6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения.........................................................................................136

6.7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения............................................................................................................145

6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения..........................................................................................................148

6.9. Технология обучения........................................................................154

6.10. Информатизация образования......................................................157

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................158

Литература для самостоятельной работы..............................................159

Глава 7. Принципы обучения...................................,............................159

7.1. Принципы обучения как категории дидактики..............................159

7.2. Законы и закономерности обучения...............................................162

7.3. Характеристика принципов обучения............................................165

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................170

Литература для самостоятельной работы.............................................171

Глава 8. Содержание общего образования.......................................171

8.1. Понятие и сущность содержания образования..............................171

8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования....................................................................................................176

8.3. Проблема введения образовательных стандартов

в общеобразовательной школе...............................................................180

8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы.............................................................................................................182

8.5. Характеристика учебных программ, учебников

и учебных пособий.................................................................................185

8.6. Стратегия развития вариативного образования

в России.....................................................................................................188

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................190

Литература для самостоятельной работы............................................190

Глава 9. Методы обучения в школе...................................................191

9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения………………….191

9.2. Из истории развития методов обучения........................................193

9.3. Классификация методов обучения.................................................195

9.4. Выбор методов обучения................................................................212

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................213

Литература для самостоятельной работы............................................214

Глава 10. Средства обучения................................................................215

10.1. Понятие о средствах обучения.....................................................215

10.2. Средства общения.........................................................................219

10.3. Средства учебной деятельности...................................................223

10.4. Оборудование учебного кабинета................................................226

10.5. Технические средства обучения (ТСО).......................................229

Вопросы и задания для самоконтроля....................................................232

Литература для самостоятельной работы.............................................232

Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе..........233

11.1. Понятие о формах организации обучении и основания их классификации...............................................................................................233

11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.......................................................................................................235

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................245

Литература для самостоятельной работы..............................................245

Глава 12. Урок — основная форма организации обучения в современной школе.....................................................................................245

12.1. Урок как целостная система...........................................................245

12.2 Типология и структура уроков.......................................................248

12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке................................................................................................................257

12.4. Система уроков по теме................................................................264

12.5. Другие формы организации обучения..........................................273

12.6. Подготовка учителя к уроку..........................................................277

12.7. Анализ и самооценка урока.............................................................282

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................285

Литература для самостоятельной работы..............................................286

Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения.........................286

13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия..........................................................................................................286

13.2. Методы и формы контроля..........................................................288

13.3. Оценка знаний учащихся ................................................................292

13.4. Неуспеваемость учащихся............................................................296

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................297

Литература для самостоятельной работы............................................298

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Глава 14. Воспитание как педагогическое явление........................299

14.1. Понятия "воспитание", "самовоспитание" "перевоспитание"...........................................................................................299

14.2. Сущность воспитания и его особенности.....................................306

14.3. Формирование личности в воспитательном процессе.........................................................................................................315

14.4. Критерии оценки воспитательного процесса...............................323

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................326

Литература для самостоятельной работы............................................326

Глава 15. Общие закономерности и принципы воспитания.............327

15.1. Характеристика закономерностей воспитания............................327

15.2. Характеристика принципов воспитания........................................337

Вопросы и задания для самоконтроля......................................................342

Литература для самостоятельной работы............................................343

Глава 16. Содержание воспитательного процесса..............................343

16.1. Проблема содержания воспитательного процесса………………..343

16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.........................................................................................................346

16.3. Программа воспитания.................................................................354

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................356

Литература для самостоятельной работы.............................................357

Глава 17. Социальное пространство воспитательного процесса.........................................................................................................357

17.1. Понятие социального пространства……………….......................357

17.2. Психологический климат группы.................................................362

17.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.........................................................................................................366

17.4. Динамика социального пространства воспитательного процесса.........................................................................................................370

Воспросы и задания для самоконтроля................................................374

Литература для самостоятельной работы............................................374

Глава 18. Общие методы воспитания...............................................375

18.1. Понятие метода воспитания.........................................................375

18.2. Система методов воспитания.........................................................377

18.3. Система методов педагогического воздействия ………………..382

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................385

Литература для самостоятельной работы.............................................386

Глава 19. Средства и формы воспитательного процесса………....386

19.1. Средства воспитательного процесса...........................................386

19.2. Формы воспитательного процесса................................................391

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................396

Литература для самостоятельной работы................................................396

Глава 20. Основы теории и технологии семейного воспитания...................................................................................................397

20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.........................................................................397

20.2. Правовые основы семейного воспитания.....................................402

20 3. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей..........................................................................................405

20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию.................................................................................408

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................413

Литература для самостоятельной работы............................................414

Дополнительная литература..................................................................414

РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ

Глава 21. Характеристика нормативных документов о школе............................................................................................................415

21.1. Система общего образования в России........................................415

21.2. Вопросы теории управления школой...........................................418

21.3. Основные положения "Закона об образовании" …………………427

21.4. Выбор типа школы и учебного плана............................................429

21.5. Демократизация управления школой.............................................430

21.6. Устав школы - каким ему быть......................................................433

21.7. Взаимодействие школы и органов образования .............................439

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................441

Литература для самостоятельной работы...............................................441

Глава 22. Организация деятельности педагогического коллектива.....................................................................................................442

22.1. Планирование работы в школе......................................................442

22.2. Требования к руководителю школы.............................................448

22.3. Каковы же критерии оценки деятельности директора школы?...........................................................................................................451

22.4. Распределение обязанностей........................................................454

22.5. Организация личного труда руководителя школы.. ……………..457

22.6. Упорядочение труда учителя.......................................................458

22.7. Охрана жизни детей и педагогического персонала .........................................................................................................................462

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................464

Литература для самостоятельной работы.............................................465

Глава 23. Методическая работа в школе и аттестация педагогического персонала........................................................................466

23.1. Содержание и методика работы педагогического совета..............................................................................................................466

23.2. Предметные методические объединения.....................................470

23.3. Самообразование учителей..........................................................471

23.4. Организация помощи молодому учителю………………..............472

23 5. Работа директора школы по внедрению в практику передового педагогического опыта...................................................................................475

23.6. Аттестация учителей.....................................................................482

23.7. Система внутришкольного контроля…………………...................484

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................495

Литература для самостоятельной работы............................................495

Глава 24. Деятельность директора школы в условиях рыночной экономики.....................................................................................................496

24.1. Финансовые поступления школы................................................496

24.2. Бюджет школы................................................................................499

24.3. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и технических средств обучения, оборудование кабинетов..........................................................................................................501

24.4. Хозяйственное обеспечение школы...............................................502

24.5. Оформление школы и учительской................................................503

24.6. Школьная документация...............................................................504

24.7. Внутришкольная оперативная информация.................................506

24.8. Основы законодательства о труде и школе…………………........507

Вопросы и задания для самоконтроля...................................................508

Литература для самостоятельной работы..............................................508

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей