СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педмастерская. Внеклассное чтение "Стихи Б. Заходера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  

познакомить детей с творчеством Бориса Владимировича Заходера;

развивать художественную речь, память, фантазию, воображение;

помочь детям на основе литературных текстов создать образы реальных и воображаемых зверей, используя при этом выразительное чтение, рассматривание иллюстраций, перевоплощение, звукоподражание, рисование.

Просмотр содержимого документа
«Педмастерская. Внеклассное чтение "Стихи Б. Заходера"»

Педагогическая мастерская

Урок внеклассного чтения

1 класс

Тема урока: Стихи Бориса Заходера

Цели:

познакомить детей с творчеством Бориса Владимировича Заходера;

развивать художественную речь, память, фантазию, воображение;

помочь детям на основе литературных текстов создать образы реальных и воображаемых зверей, используя при этом выразительное чтение, рассматривание иллюстраций, перевоплощение, звукоподражание, рисование.

Ход урока

I. Индукция

Встань-ка ровненько, дружок,

Начинается вот-вот

Интереснейший урок,

Но сначала повернитесь,

Улыбнитесь мне, друзьям

И садитесь по местам.


- Вижу, вы уже готовы отправиться в путь за новыми знаниями.

Смекалку и задор не забыли?

- На уроке, я надеюсь, нас ждут открытия. Какие они будут, большие или маленькие? Главное, у каждого они будут свои!

Вход в тему урока

- Мы продолжаем открывать для себя страну «Заходерию»! «Вообразилию»!

- Ребята, мы с вами приготовили выставку рисунков. Как бы вы её озаглавили?

- А я бы назвала нашу выставку «Про всё на свете!» На ваших работах мы можем увидеть и забавных животных, и весёлых ребят, и даже таких животных, которые существуют только в нашем воображении.

- А что помогло вам принять участие в выставке рисунков?

(воображение, фантазия)


В моей Вообразилии

В моей Вообразилии

Там царствует фантазия

Во всём своём всесилии.

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения.


II. Самоконструкция

- Послушайте слово «фантазёры», закройте глаза, произнесите его с разной интонацией.

- Запишите на листочках, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «фантазёры», «фантазия». Составьте кластер.

- Прочитайте свои ассоциации в группах. Дополните свои записи понравившимися вам словами своих товарищей.

- Выберите наиболее яркие важные слова от своей группы и прикрепите к доске.

- Озвучьте свои записи.

- Вот какая разная фантазия у нас получилась.

- А вот как даёт объяснение слову «фантазия» выдающийся учёный-лексиколог Сергей Иванович Ожегов в своём толковом словаре: «Фантазия – это 1. способность к творческому воображению, способность к выдумкам; 2. мечта, продукт воображения; 3. нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное, ложь».


III. Социоконструкция

- А как вы думаете, как могут быть связаны между собой слово «фантазёр» и Борис Заходер?

- А сейчас нам предстоит совершить путешествие в необыкновенную страну. Все стихи, которые мы там встретим, написал весёлый и умный фантазёр Борис Заходер.

- Каждая группа прочитает стихи и представит нам творчество этого детского писателя.

- А все мы должны выслушать другие группы и сделать вывод – о ком или о чём пишет Борис Заходер.

3 группа «Несуществующие животные»

- Прочитайте.

- Нарисуйте портреты диковинных животных.

- Почему так называется группа?

- О каких несуществующих животных шла речь?

1 и 2 группы «Животные»

- Подумайте, о каких животных идёт речь? Озаглавьте. Прочитайте в группе.

- Выберите стихотворение и представьте его.

Вывод: О ком пишет Б. Заходер?

4 группа Стихи о детях

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Подготовьте чтение стихотворения по ролям (инсценировка).

Вывод: Кто ещё является героями произведений Б.Заходера?

5 группа «Профессии»

- Прочитайте стихи.

- Соотнеси находки с профессиями.

Вывод: О чём ещё писал Б. Заходер?

- Итак, какие открытия о творчестве Бориса Заходера вы сделали?

- А кто является героями его произведений?

- Напишите, обсудите и прикрепите на дополнительную доску.

- Может кто-нибудь хочет поделиться своими открытиями?

Беседа об авторе

- А как вы думаете, много ли в литературе Борисов Заходеров?

- А вот сам Борис Владимирович Заходер думает по-другому. Слушайте внимательно.


Приятно, когда мы – неповторимы!

И вдруг оказалось (какая жалость)

Что всё это мне, увы, показалось:

В литературе сверх всякой меры

Буквально кишмя кишат Заходеры!

Смотрите сами: вот есть, например,

Детский писатель Борис Заходер;

Есть переводчики – взрослый и детский.

Тот знает английский, этот - немецкий.

У всех у них разные интересы,

Хотя они все, как один, Борисы:

Один Заходер сочиняет пьесы-

(его, очевидно, волнуют актрисы),

Тот пишет сказки про разных тварей,

Тот норовит смастерить сценарий;

Есть среди них даже автор либретто.

Тут не хватало только поэта.

И вот к ним поэт Заходер затесался.

Действительно, в литературе без меры

Буквально кишмя кишат Заходеры.


- Вот так, кто из вас теперь может перечислить все профессии Бориса Заходера?

(Поэт, сказочник, переводчик, драматург, киносценарист). На доске появляется кластер.


IV. Разрыв

- Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать такой человек, как Борис Заходер?

- Выберите из предложенных черт характера те, какими на ваш взгляд обладал Борис Владимирович Заходер.

- Кто хочет поделиться своими мыслями? (2 человека от группы. Появляется кластер на доске)

- Вы хотите увидеть его фотографию?

- Глядя на его портрет, добавьте что-нибудь о поэте.

- Изменилось ли ваше отношение к этому писателю? Что вас поразило в портрете?

-Ну, а симпатяга Вини Пух посвятил Борису Заходеру одну из своих «кричалок» к его юбилею:


Хорошо, что есть на свете Заходер!

Он, ребята, не задачка, не пример.

Он писатель – излучатель,

Новых слов изобретатель

И хороший мой приятель!

Про-здра-вля-ю я его!

Вини Пух и Мери Попинс, Питер Пен и девочка Алиса, Малыш и Карлсон.


- Как вы думаете, почему именно эти литературные герои рады знакомству с Борисом Заходером?

- А хотите узнать?

- Дело в том, что с помощью этого замечательного человека все они стали говорить по-русски. Ведь этот писатель ещё и замечательный переводчик. И познакомил нас, детей, говорящих на русском языке, с произведениями английских, чешских немецких, польских и шведских писателей.


V. Рефлексия

- Пришло время творчески поработать.

- Выразите на бумаге свои чувства с помощью цвета и аппликаций. Нарисуйте страну «ЗАХОДЕРИЮ» (дети прикрепляют к доке свои работы)

- Давайте попробуем составить из них слово.

- Что такое «Заходерия»?

- А мы можем попасть в эту страну?


VI. Итог урока


Подведём сейчас итог:

Может зря прошёл урок?


- Какие книги Бориса Заходера вы порекомендовали бы прочитать своим друзьям

- Покажите, используя цветопись чувств, какие чувства вы испытывали в течение урока? Кто хочет поделиться?

  • Красный – радость;

  • Зелёный – спокойствие;

  • Синий – тревога;

  • Чёрный – грусть, печаль.

- Возьмите листочки бумаги и наклейте на ладонь. Поделитесь друг с другом, покажите, какие чувства вы испытывали.

- Все свои книги Б. Заходер подписывал так: «ваш старый товарищ Борис Заходер». И сегодня он хочет вам пожелать:


Обычно от вас это держат в секрете,

А я не скрываю, товарищи дети:

Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,

Недаром за чтением время потратили.

Хочу, признаюсь откровенно и честно,

Чтоб книжку вам было читать интересно.

А если захочется вам посмеяться,

То этого тоже не надо бояться.

Ведь, если смеются товарищи дети,

Становится сразу светлее на свете.


- Часто, открывая книгу, мы открываем для себя целый мир. Мир чувств, переживаний, радости, открытий. Порой, прочитанное заставляет иначе взглянуть на себя, на окружающих людей.

- давайте с радостью читать новые книги и с удовольствием входить в мир фантазий!





















Приложение к уроку


Задание для 1 и 2 группы


1. Прочитайте стихотворения.

2. Подумайте, о каких животных идёт речь.

3. Озаглавьте.

4. Выберите понравившееся стихотворение и представьте его.

***

Это нелепо –

Рычать так свирепо, -

Льву

Осторожно

Заметила __________

Мудрый обычай –

Справляться с добычей,

Не поднимая

Излишнего шума.



***


_______________ всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?




***

До чего красив_________

У него порок один:

Вся ________ красота

Начинается с хвоста!



***


Больше всех на суше он,

Очень-очень добрый _____.

Видно даже у зверей

Тот и больше, кто добрей!


***


Всю жизнь в воде проводит ____,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест, он в море спит,

За что ему спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!



***


Этот _______ наш земляк,

Называется – русак!



***


Мне очень нравится _________

Высокий рост и кроткий нрав;

________ - он ведь выше всех –

Боятся даже львы.

Но не вскружил такой успех

___________ головы.

Легко ломает спину льву

Удар его копыта,

А ест он листья и траву

И не всегда досыта…

Мне очень нравится __________,

Хотя боюсь, что я не прав.



Задание для 3 группы


1. Прочитайте стихотворение.

2. Нарисуйте портреты диковинных животных.

3. Выберите понравившееся стихотворение и представьте его.



Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на Кавота –

У меня под кроватью живёт

Симпатичнейший в мире Кавот.

И ещё с ним такая забота:

Накормить невозможно Кавота,

Так как каждый кусок почему-то

Попадает в желудок Камута.


















Под собой не чуя ног;

Скачет резвый Рапунок.

А большие Рапуны

Тихо спят и видят сны.


Задание для 4 группы


1. Прочитайте выразительно стихотворение.

2. Подготовьте инсценировку стихотворения.



- Петь, здорово!

- Здравствуй, Вова!

- Как уроки?

- Не готовы…

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не даёт.


Только было сел за стол,

Слышу: «Мяу». «Что пришёл?

Уходи! – кричу коту. –

Мне и так невмоготу!

Видишь, занят я наукой.

Так что брысь и не мяукай!»


Он тогда залез под стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид –

Весь совсем как будто спит!


Но меня же не обманешь…

«Ах, ты спишь? Сейчас ты встанешь!

Ты умён и я умён»

Раз его за хвост!

- А он?


- Он мне руку исцарапал,

Скатерть со стола стянул,

Все чернила пролил на пол,

Все тетрадки мне заляпал

И в окошко улизнул!


Я кота простить готов,

Я жалею их, котов.

Но зачем же говорят,

Будто сам я виноват?


Я сказал открыто маме:

«Это просто клевета!

Вы попробовали б сами

Удержать за хвост кота!»








«Перемена! Перемена!» -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.



Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?



Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – бо-о-льшая перемена!










Задание для 5 группы


1. Прочитайте стихотворения.

2. Соотнесите находки с профессиями.



Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!





Посмотрите, как хитёр

Этот маленький монтёр:

Он пока проводит свет

Только там, где тока нет!



Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, -

Будет и тебе одёжка!


Мне нужны такие вещи:

Молоток,

Тиски

И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка,

А всего нужней –

Сноровка!





Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз – и готово!

(Если мама готовит обед).


Но бывает, что некогда маме

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму в чём секрет!) –

Очень

Трудно

Готовить

Обед!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!