Педагогическая мастерская
Урок внеклассного чтения
1 класс
Тема урока: Стихи Бориса Заходера
Цели:
познакомить детей с творчеством Бориса Владимировича Заходера;
развивать художественную речь, память, фантазию, воображение;
помочь детям на основе литературных текстов создать образы реальных и воображаемых зверей, используя при этом выразительное чтение, рассматривание иллюстраций, перевоплощение, звукоподражание, рисование.
Ход урока
I. Индукция
Встань-ка ровненько, дружок,
Начинается вот-вот
Интереснейший урок,
Но сначала повернитесь,
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
- Вижу, вы уже готовы отправиться в путь за новыми знаниями.
Смекалку и задор не забыли?
- На уроке, я надеюсь, нас ждут открытия. Какие они будут, большие или маленькие? Главное, у каждого они будут свои!
Вход в тему урока
- Мы продолжаем открывать для себя страну «Заходерию»! «Вообразилию»!
- Ребята, мы с вами приготовили выставку рисунков. Как бы вы её озаглавили?
- А я бы назвала нашу выставку «Про всё на свете!» На ваших работах мы можем увидеть и забавных животных, и весёлых ребят, и даже таких животных, которые существуют только в нашем воображении.
- А что помогло вам принять участие в выставке рисунков?
(воображение, фантазия)
В моей Вообразилии
В моей Вообразилии
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии.
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения.
II. Самоконструкция
- Послушайте слово «фантазёры», закройте глаза, произнесите его с разной интонацией.
- Запишите на листочках, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «фантазёры», «фантазия». Составьте кластер.
- Прочитайте свои ассоциации в группах. Дополните свои записи понравившимися вам словами своих товарищей.
- Выберите наиболее яркие важные слова от своей группы и прикрепите к доске.
- Озвучьте свои записи.
- Вот какая разная фантазия у нас получилась.
- А вот как даёт объяснение слову «фантазия» выдающийся учёный-лексиколог Сергей Иванович Ожегов в своём толковом словаре: «Фантазия – это 1. способность к творческому воображению, способность к выдумкам; 2. мечта, продукт воображения; 3. нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное, ложь».
III. Социоконструкция
- А как вы думаете, как могут быть связаны между собой слово «фантазёр» и Борис Заходер?
- А сейчас нам предстоит совершить путешествие в необыкновенную страну. Все стихи, которые мы там встретим, написал весёлый и умный фантазёр Борис Заходер.
- Каждая группа прочитает стихи и представит нам творчество этого детского писателя.
- А все мы должны выслушать другие группы и сделать вывод – о ком или о чём пишет Борис Заходер.
3 группа «Несуществующие животные»
- Прочитайте.
- Нарисуйте портреты диковинных животных.
- Почему так называется группа?
- О каких несуществующих животных шла речь?
1 и 2 группы «Животные»
- Подумайте, о каких животных идёт речь? Озаглавьте. Прочитайте в группе.
- Выберите стихотворение и представьте его.
Вывод: О ком пишет Б. Заходер?
4 группа Стихи о детях
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Подготовьте чтение стихотворения по ролям (инсценировка).
Вывод: Кто ещё является героями произведений Б.Заходера?
5 группа «Профессии»
- Прочитайте стихи.
- Соотнеси находки с профессиями.
Вывод: О чём ещё писал Б. Заходер?
- Итак, какие открытия о творчестве Бориса Заходера вы сделали?
- А кто является героями его произведений?
- Напишите, обсудите и прикрепите на дополнительную доску.
- Может кто-нибудь хочет поделиться своими открытиями?
Беседа об авторе
- А как вы думаете, много ли в литературе Борисов Заходеров?
- А вот сам Борис Владимирович Заходер думает по-другому. Слушайте внимательно.
Приятно, когда мы – неповторимы!
И вдруг оказалось (какая жалость)
Что всё это мне, увы, показалось:
В литературе сверх всякой меры
Буквально кишмя кишат Заходеры!
Смотрите сами: вот есть, например,
Детский писатель Борис Заходер;
Есть переводчики – взрослый и детский.
Тот знает английский, этот - немецкий.
У всех у них разные интересы,
Хотя они все, как один, Борисы:
Один Заходер сочиняет пьесы-
(его, очевидно, волнуют актрисы),
Тот пишет сказки про разных тварей,
Тот норовит смастерить сценарий;
Есть среди них даже автор либретто.
Тут не хватало только поэта.
И вот к ним поэт Заходер затесался.
Действительно, в литературе без меры
Буквально кишмя кишат Заходеры.
- Вот так, кто из вас теперь может перечислить все профессии Бориса Заходера?
(Поэт, сказочник, переводчик, драматург, киносценарист). На доске появляется кластер.
IV. Разрыв
- Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать такой человек, как Борис Заходер?
- Выберите из предложенных черт характера те, какими на ваш взгляд обладал Борис Владимирович Заходер.
- Кто хочет поделиться своими мыслями? (2 человека от группы. Появляется кластер на доске)
- Вы хотите увидеть его фотографию?
- Глядя на его портрет, добавьте что-нибудь о поэте.
- Изменилось ли ваше отношение к этому писателю? Что вас поразило в портрете?
-Ну, а симпатяга Вини Пух посвятил Борису Заходеру одну из своих «кричалок» к его юбилею:
Хорошо, что есть на свете Заходер!
Он, ребята, не задачка, не пример.
Он писатель – излучатель,
Новых слов изобретатель
И хороший мой приятель!
Про-здра-вля-ю я его!
Вини Пух и Мери Попинс, Питер Пен и девочка Алиса, Малыш и Карлсон.
- Как вы думаете, почему именно эти литературные герои рады знакомству с Борисом Заходером?
- А хотите узнать?
- Дело в том, что с помощью этого замечательного человека все они стали говорить по-русски. Ведь этот писатель ещё и замечательный переводчик. И познакомил нас, детей, говорящих на русском языке, с произведениями английских, чешских немецких, польских и шведских писателей.
V. Рефлексия
- Пришло время творчески поработать.
- Выразите на бумаге свои чувства с помощью цвета и аппликаций. Нарисуйте страну «ЗАХОДЕРИЮ» (дети прикрепляют к доке свои работы)
- Давайте попробуем составить из них слово.
- Что такое «Заходерия»?
- А мы можем попасть в эту страну?
VI. Итог урока
Подведём сейчас итог:
Может зря прошёл урок?
- Какие книги Бориса Заходера вы порекомендовали бы прочитать своим друзьям
- Покажите, используя цветопись чувств, какие чувства вы испытывали в течение урока? Кто хочет поделиться?
Красный – радость;
Зелёный – спокойствие;
Синий – тревога;
Чёрный – грусть, печаль.
- Возьмите листочки бумаги и наклейте на ладонь. Поделитесь друг с другом, покажите, какие чувства вы испытывали.
- Все свои книги Б. Заходер подписывал так: «ваш старый товарищ Борис Заходер». И сегодня он хочет вам пожелать:
Обычно от вас это держат в секрете,
А я не скрываю, товарищи дети:
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Недаром за чтением время потратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно.
А если захочется вам посмеяться,
То этого тоже не надо бояться.
Ведь, если смеются товарищи дети,
Становится сразу светлее на свете.
- Часто, открывая книгу, мы открываем для себя целый мир. Мир чувств, переживаний, радости, открытий. Порой, прочитанное заставляет иначе взглянуть на себя, на окружающих людей.
- давайте с радостью читать новые книги и с удовольствием входить в мир фантазий!
Приложение к уроку
Задание для 1 и 2 группы
1. Прочитайте стихотворения.
2. Подумайте, о каких животных идёт речь.
3. Озаглавьте.
4. Выберите понравившееся стихотворение и представьте его.
***
Это нелепо –
Рычать так свирепо, -
Льву
Осторожно
Заметила __________
Мудрый обычай –
Справляться с добычей,
Не поднимая
Излишнего шума.
***
_______________ всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?
***
До чего красив_________
У него порок один:
Вся ________ красота
Начинается с хвоста!
***
Больше всех на суше он,
Очень-очень добрый _____.
Видно даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!
***
Всю жизнь в воде проводит ____,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест, он в море спит,
За что ему спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
***
Этот _______ наш земляк,
Называется – русак!
***
Мне очень нравится _________
Высокий рост и кроткий нрав;
________ - он ведь выше всех –
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
___________ головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву
И не всегда досыта…
Мне очень нравится __________,
Хотя боюсь, что я не прав.
Задание для 3 группы
1. Прочитайте стихотворение.
2. Нарисуйте портреты диковинных животных.
3. Выберите понравившееся стихотворение и представьте его.
Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота –
У меня под кроватью живёт
Симпатичнейший в мире Кавот.
И ещё с ним такая забота:
Накормить невозможно Кавота,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута.
Под собой не чуя ног;
Скачет резвый Рапунок.
А большие Рапуны
Тихо спят и видят сны.
Задание для 4 группы
1. Прочитайте выразительно стихотворение.
2. Подготовьте инсценировку стихотворения.
- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт.
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу». «Что пришёл?
Уходи! – кричу коту. –
Мне и так невмоготу!
Видишь, занят я наукой.
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез под стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид –
Весь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь…
«Ах, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умён и я умён»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руку исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»
«Перемена! Перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-льшая перемена!
Задание для 5 группы
1. Прочитайте стихотворения.
2. Соотнесите находки с профессиями.
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Посмотрите, как хитёр
Этот маленький монтёр:
Он пока проводит свет
Только там, где тока нет!
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, -
Будет и тебе одёжка!
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней –
Сноровка!
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз – и готово!
(Если мама готовит обед).
Но бывает, что некогда маме
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму в чём секрет!) –
Очень
Трудно
Готовить
Обед!