СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первоначальные понятия о растворах. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворённого вещества.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понятия о растворе, растворителе, растворимости, насыщенных и ненасыщенных растворах . Выработать умения применять знания  о растворах, растворении, массовой доле растворённого вещества

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Ситуационные задачи

1. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли ( = 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?

2. Для проведения анализа лаборанту биохимической лаборатории требуется раствор гидроксида натрия объемом 100 мл с молярной концентрацией гидроксида натрия 0,2 моль/л. Как вы на месте лаборанта приготовили бы такой раствор?

3. Представьте, что вы фармацевт и должны приготовить раствор Люголя, применяющийся в лор-практике для смазывания слизистой оболочки полости рта и горла. Массовые доли йода и йодида калия в растворе Люголя должны быть соответственно 0,05% и 0,1%. Сколько граммов йода и йодида калия надо взять, если объем воды 17 мл?

4. Помогите лаборанту биохимической лаборатории определить концентрацию гидроксида натрия в ампуле, если на титрование 20 мл этого раствора пошло 20 мл 0,1М раствора соляной кислоты.

5. Для некротизации (омертвления) нервной ткани в стоматологической практике используют пасту, содержащую оксид мышьяка(III). Для этого на обнаженную пульпу зуба наносят порцию пасты размером с булавочную головку. Помогите эксперту определить процентное содержания мышьяка в оксиде.

6.Для заливки в новый автомобильный аккумулятор нужен 36%-ный раствор серной кислоты. В каких массовых соотношения необходимо взять кислоту и воду, для приготовления 10 кг такого раствора?

7.Имеется 40 литров 0,5 % раствора и 50 литров 2% раствора уксусной кислоты. Сколько нужно взять того и другого, чтобы получить 30 литров 1,5% - го раствора уксусной кислоты.

8.Имеется два сосуда, содержащие 4 кг и 6 кг раствора кислоты разной концентрации. Если их слить, то получится 35 % раствор. Если слить равные массы этих растворов, то получится 36% раствор. Найти концентрацию каждого раствора?

9.Влажность сухого цемента на складе 18 %. Во время дождей влажность повысилась на 2 %. Какова стала масса цемента, если его было 400 кг.

10. Сколько грамм сахара необходимо добавить к 200г 70% раствора , для повышения его концентрации до 85%?

11. При консервации используется 8% раствор поваренной соли. В каких соотношениях необходимо смешать воду и поваренную соль, для получения такого раствора?

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Способы выражения концентраций растворов.

Обозначение

Название и определение

m

Молярная весовая концентрация (моляльность) - число молей растворённого вещества, приходящееся на 1000g растворителя.

W (B)

Массовая доля растворенного вещества- это отношение массы растворенного вещества( m1) к общей массе раствора (m), выраженное в процентах.

CM

Молярная объёмная концентрация (молярность) - число молей растворённого вещества, содержащееся в 1 литре раствора.

CN

Нормальность - число грамм-эквивалентов растворённого вещества, содержащееся в 1 литре раствора.

N

Мольная (или молярная) доля - число молей растворённого вещества, приходящееся на 1 моль раствора.

T

Титр - число граммов растворённого вещества, содержащееся в 1ml раствора.

Концентрация растворов

Способы выражения концентрации растворов
Существуют различные способы выражения состава раствора. Наиболее часто используют массовую долю растворённого вещества, молярную и нормальную концентрацию.
Массовая доля растворённого вещества w(B) - это безразмерная величина, равная отношению массы растворённого вещества к общей массе раствора m :
w(B)= m(B) / m
Массовую долю растворённого вещества
w(B) обычно выражают в долях единицы или в процентах.

Молярная концентрация C(B) показывает, сколько моль растворённого вещества содержится в 1 литре раствора.
C(B) = n(B) / V = m(B) / (M(B)*V),

где М(B) - молярная масса растворенного вещества г/моль, а n(B) – количество растворенного вещества. Молярная концентрация измеряется в моль/л и обозначается "M" или СМ.

Концентрацию раствора можно выразить количеством молей растворённого вещества в 1000 г растворителя. Такое выражение концентрации называют моляльностью раствора.
Нормальность раствора обозначает число грамм-эквивалентов данного вещества в одном литре раствора или число миллиграмм-эквивалентов в одном миллилитре раствора.
Величины нормальности обозначают буквой "Н" или СН.



Просмотр содержимого документа
«разработка урока растворы»





РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ



«Первоначальные понятия

о растворах.

Приготовление растворов с определенной массовой долей растворённого вещества.»


8 класс








Подготовила:

Учитель МАОУ СОШ №48: Карякина Наталья Олеговна


Урок. Первоначальное понятие о растворах.( слайд 1 )

Цель урока. Сформировать понятия о растворе, растворителе, растворимости, насыщенных и ненасыщенных растворах . Выработать умения применять знания о растворах, растворении, массовой доле растворённого вещества.(слайд 2 )

Задачи: ( слайд 3 )

1. Создать условия для понимания учащимися важности роли водных растворов в жизни человека, природы.

2. Уметь проводить вычисления массовой доли растворённого вещества в растворе , при решении стандартных и нестандартных задач.

3. Развитие языка предмета, логического мышления, умения работать по алгоритму, проводить вычисления по формулам; повышать коммуникативные способности.

Основные понятия. Раствор, растворитель, растворимое вещество, растворимость. Насыщенный и ненасыщенный, концентрированный и разбавленный растворы, массовая доля растворенного вещества.
Планируемые результаты обучения: предметные; метапредметные; личностные.

Знать определение массовой доли растворенного вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе.

Основные средства обучения: Демонстрация приготовления растворов. Компьютерная презентация, использование ЦОР, раздаточные дидактические материалы.

 Демонстрации. Различные виды растворов. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Тип урока: Усвоения, применения и совершенствования полученных знаний.

Ход урока.
1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и хочу, чтобы наш урок прошёл успешно. Успешным он будет, если всем нам будет интересно, а интерес - это в первую очередь ваше положительное эмоциональное отношение к химии.

Вспомним прошлую тему , ответив на вопросы. ( слайд 4 )

…. единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях

Вода – это ... , плотность равна ... , температура плавления равна ... , температура кипения равна ... , ... проводит электрический ток.

Физические свойства воды при комнатной температуре и атмосферном давлении:

Глубокие водоемы не промерзают до дна, поскольку:

Не является раствором:

а) лимонная кислота;

б) дистиллированная вода;

в) кровь;

г) глицерин.

Дробление растворяемого вещества до мелких частиц и их равномерное распределение между молекулами растворителя – ... .

2.Объяснение новой темы.

http://www.youtube.com/watch?v=Gy3guaOqtcI ( самое начало)

Какую же тему мы с вами будем изучать ? Верно РАСТВОРЫ. Попробуйте разобраться в следующих ситуациях ( слайд 5 )

А) При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора

Б) В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5%-й раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-й раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-го раствора потребуется, чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора перманганата калия?

В) Представьте, что вы медработник хирургического отделения районной больницы и должны приготовить для обработки ран 5%-й спиртовой раствор йода. Какой объем раствора можно приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл. Людям в зависимости от рода их профессии приходится сталкиваться с растворами, имеющими строго заданное содержание в них растворенного вещества: приготовление лекарственных растворов, растворение проявителя для фотографий, раствор для аккумулятора с содержанием серной кислоты и т.д. Поэтому на уроках химии мы с вами с помощью задач научимся рассчитывать массовую долю растворенных веществ – отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.

Сейчас вы увидите различные виды растворов : истинные растворы и взвеси ( суспензии и эмульсии). Растворы бывают ( слайд 6 )

Жидкие

Вода, спирты,

органические

растворители

 

Твердые

Сплавы

Газообразные

Воздух (кислород в азоте), смеси газов

Скажите, пожалуйста, составляющие любого раствора. Абсолютно верно, любой раствор характеризуется наличием в нем растворенного вещества, растворителя и определенной концентрацией. Тот компонент, который количественно преобладает и находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор, называют растворителем. Растворы отличаются от других смесей тем, что частицы растворенного вещества распределяются в растворителе равномерно. Рассматривать мы будем только водные растворы, т.к. они наиболее распространены.

Итак, запишем, что же такое растворы.

Растворы – это однородные смеси, состоящие из двух или более однородных частей и продуктов их взаимодействия.

Как вы считаете процесс растворения это физический , химический или физико – химический? Давайте посмотрим и послушаем.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4d9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_34_03.swf В соответствии с современными взглядами, растворение – это физико-химический процесс, а растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Растворы делятся на: ( слайд 7 )

  • Насыщенные - если он находится в равновесии с растворяемым веществом;

  • Ненасыщенные – содержат вещества меньше, чем это определяется его растворимостью;

  • Пересыщенные - содержит вещества больше, чем это определяется его растворимостью.

Растворимость — способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы — растворы, в которых вещество находится в виде отдельных атомов, ионов, молекул или частиц. Растворимость выражается концентрацией растворённого вещества в его насыщенном растворе либо в процентах, либо в весовых или объёмных единицах, отнесённых к 100 г или 100 см³ (мл) растворителя (г/100 г или см³/100 см³). Растворимость газов в жидкости зависит от температуры и давления. Растворимость жидких и твёрдых веществ — практически только от температуры.

А так же концентрированные и разбавленные. Как вы думаете понятия «насыщенный – концентрированный», « разбавленный – ненасыщенный» одно и то же или разные ? ( слайд 8)

Концентрированный раствор — раствор с высоким содержанием растворённого вещества в противоположность разбавленному раствору, содержащему малое количество растворённого вещества. Очевидно, что концентрированные растворы могут образовывать только хорошо растворимые вещества. Деление растворов на концентрированные и разбавленные не связано с делением на насыщенные и ненасыщеные. Так насыщенный 0,0000134М раствор хлорида серебра является очень разбавленным, а 4М раствор бромида калия, будучи очень концентрированным, не является насыщенным.

3. Закрепление.

Ну, а теперь разделим класс на 3 группы, по рядам соответственно, и попробуем посмотреть, как изменяются основные показатели растворов; m-растворов, m - растворенного вещества, m - растворителя и концентрация ( w ) , если мы добавим в наш раствор вещество, растворитель или выпарим его. Проверим то, что у вас получилось ( слайд 9 ). А теперь все вместе давайте пронаблюдаем как изменятся эти параметры если мы смешаем растворы поваренной соли , но с разной концентрацией. Проверим( слайд 9 ).

Если ,массовая доля растворенного вещества — это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора, а масса раствора это сумма масс растворенного вещества и растворителя, то попробуйте теперь вывести формулы для расчёта масс раствора, вещества, растворителя при изменении ваших параметров. При решении задач по приведенным уравнениям массовую долю растворенного вещества можно выражать в долях единицы или в процентах. Проверим ( слайд 9 ). Ну а теперь сделаем то же самое для раствора , полученного при смешивании растворов соли ( слайд 9 ).

Вот теперь вернемся к нашим исходным ситуационным задачам и решим их ( по рядам слайд 10). С каждого ряда первые 3 человека получают отметку. Записываем верное решение на доске.

4.Рефлексия.

У вас на партах лежат анкеты, ( слайд 11) попрошу их заполнить.



1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

5.Домашнее задание. Выбрать и решить по 5 ситуационных задач, которые получите по интернету или в приложении 1, Учитывая , что концентрацию веществ в растворах можно выразить разными способами ( приложение 2 )..

На средний балл заполнить таблицу ( слайд 12 ), решение указать в тетради. Подготовиться к теоретическому диктанту по пройденной теме. Спасибо за урок ( слайд 13 ).

















Просмотр содержимого презентации
«растворы начало»

Первоначальные понятия о растворах . Приготовление растворов с определенной массовой долей растворённого вещества. Урок усвоения, применения и совершенствования полученных знаний.  РАЗРАБОТКА УРОКА  В 8 КЛАССАХ УЧИТЕЛЬ ХИМИИ  МАОУ СОШ №48 КАРЯКИНОЙ Н.О.

Первоначальные понятия

о растворах .

Приготовление растворов с определенной массовой долей растворённого вещества.

Урок усвоения, применения и совершенствования полученных знаний.

РАЗРАБОТКА УРОКА

В 8 КЛАССАХ

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МАОУ СОШ №48

КАРЯКИНОЙ Н.О.

Цель урока: Сформировать понятия о растворе, растворителе, растворимости, насыщенных и ненасыщенных растворах .  Выработать умения применять знания о растворах, растворении, массовой доле растворённого вещества .

Цель урока:

Сформировать понятия о растворе, растворителе, растворимости, насыщенных и ненасыщенных растворах .

Выработать умения применять знания о растворах, растворении, массовой доле растворённого вещества .

Задачи: 1.Создать условия для понимания учащимися важности роли водных растворов в жизни человека, природы. 2. Уметь проводить вычисления массовой доли растворённого вещества в растворе , при решении стандартных и нестандартных задач. 3. Развитие языка предмета, логического мышления, умения работать по алгоритму, проводить вычисления по формулам; повышать коммуникативные способности .

Задачи:

1.Создать условия для понимания учащимися важности роли водных растворов в жизни человека, природы.

2. Уметь проводить вычисления массовой доли растворённого вещества в растворе , при решении стандартных и нестандартных задач.

3. Развитие языка предмета, логического мышления, умения работать по алгоритму, проводить вычисления по формулам; повышать коммуникативные способности .

… . единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях . Вода – это ... , плотность равна ... , температура плавления равна ... , температура кипения равна ... , ... проводит электрический ток .  Физические свойства воды при комнатной температуре и атмосферном давлении: Глубокие водоемы не промерзают до дна, поскольку: Не является раствором: а) лимонная кислота; б) дистиллированная вода; в) кровь; г) глицерин. Дробление растворяемого вещества до мелких частиц и их равномерное распределение между молекулами растворителя – ... .

. единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях .

Вода – это ... , плотность равна ... , температура плавления равна ... , температура кипения равна ... , ... проводит электрический ток .

Физические свойства воды при комнатной температуре и атмосферном давлении:

Глубокие водоемы не промерзают до дна, поскольку:

Не является раствором:

а) лимонная кислота;

б) дистиллированная вода;

в) кровь;

г) глицерин.

Дробление растворяемого вещества до мелких частиц и их равномерное распределение между молекулами растворителя – ... .

При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.  СИТУАЦИОННЫЕ Задачи    В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5%-й раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-й раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-го раствора потребуется, чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора перманганата калия? Представьте, что вы медработник хирургического отделения районной больницы и должны приготовить для обработки ран 5%-й спиртовой раствор йода. Какой объем раствора можно приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл.

При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.

СИТУАЦИОННЫЕ Задачи

В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5%-й раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-й раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-го раствора потребуется, чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора перманганата калия?

Представьте, что вы медработник хирургического отделения районной больницы и должны приготовить для обработки ран 5%-й спиртовой раствор йода. Какой объем раствора можно приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл.

Газообразные Воздух (кислород в азоте), смеси газов ВИДЫ РАСТВОРОВ Твердые Сплавы

Газообразные

Воздух (кислород в азоте), смеси газов

ВИДЫ РАСТВОРОВ

Твердые

Сплавы

ТИПЫ РАСТВОРОВ РАСТВОРЫ НЕНАСЫЩЕННЫЕ РАЗБАВЛЕННЫЕ НАСЫЩЕННЫЕ КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ ПЕРЕСЫЩЕННЫЕ

ТИПЫ РАСТВОРОВ

РАСТВОРЫ

НЕНАСЫЩЕННЫЕ

РАЗБАВЛЕННЫЕ

НАСЫЩЕННЫЕ

КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ

ПЕРЕСЫЩЕННЫЕ

Типы растворов

Типы растворов

  • Ненасыщенный - такой раствор, в котором при данной температуре вещество ещё может растворяться.
  • Насыщенный - такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.
  • Пересыщенный – содержит больше вещества, чем его насыщенный раствор
  • Концентрированный - раствор тоже содержит много растворённого вещества, но вещество еще может растворятся при данных физических условиях.
  • Разбавленный - раствор с низким содержанием растворённого вещества.
m 2 р-ра =m 1 р-ра +mдоб.в-ва m 2в-ва =m 1 в-ва+ m доб.в-ва m 2в-ва =m1в-ва m 3в-ва= m1в-ва+ m2в-ва m 3р-ля= m1р-ля+ m2р-ля m 2 р-ля-=m 1 р-ля + mдоб.р-ля m 2р-ля =m1р-ля-mр-ля m 3р-ра= m1р-ра+ m2р-ра m 2в-ва =m1в-ва m 2р-ра =m1р-ра+ m доб.р-ля m 2р-ра =m1р-ра-mвып.р-ля m в-ва m доб. m р-ля в-ва m доб. m р-ра выпаривание р-ля w смешивание р-ров m 1 р-ля = m 2 р-ля Увел. const Увел. const сопst Умен. Увел. Увел. Умен. Увел. Увел. Увел. Умен. ???? Увел. Увел. m 1 w 1 +m 2 w 2 =m 3 w3

m 2 р-ра

=m 1 р-ра

+mдоб.в-ва

m 2в-ва

=m 1 в-ва+

m доб.в-ва

m 2в-ва

=m1в-ва

m 3в-ва=

m1в-ва+

m2в-ва

m 3р-ля=

m1р-ля+

m2р-ля

m 2 р-ля-=m 1 р-ля

+

mдоб.р-ля

m 2р-ля

=m1р-ля-mр-ля

m 3р-ра=

m1р-ра+

m2р-ра

m 2в-ва

=m1в-ва

m 2р-ра

=m1р-ра+

m доб.р-ля

m 2р-ра

=m1р-ра-mвып.р-ля

m в-ва

m доб.

m р-ля

в-ва

m доб.

m р-ра

выпаривание

р-ля

w

смешивание р-ров

m 1 р-ля =

m 2 р-ля

Увел.

const

Увел.

const

сопst

Умен.

Увел.

Увел.

Умен.

Увел.

Увел.

Увел.

Умен.

????

Увел.

Увел.

m 1 w 1 +m 2 w 2 =m 3 w3

При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.  СИТУАЦИОННЫЕ Задачи    В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5%-й раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-й раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-го раствора потребуется, чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора перманганата калия? Представьте, что вы медработник хирургического отделения районной больницы и должны приготовить для обработки ран 5%-й спиртовой раствор йода. Какой объем раствора можно приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл.

При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.

СИТУАЦИОННЫЕ Задачи

В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5%-й раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-й раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-го раствора потребуется, чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора перманганата калия?

Представьте, что вы медработник хирургического отделения районной больницы и должны приготовить для обработки ран 5%-й спиртовой раствор йода. Какой объем раствора можно приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл.

РЕФЛЕКСИЯ 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

РЕФЛЕКСИЯ

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНЕЕ m в-ва 1 m р-ля 200 2 m р-ра 200 300 3 4 200 w 700 5 400 6 800 400 40 800 55 30

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНЕЕ

m в-ва

1

m р-ля

200

2

m р-ра

200

300

3

4

200

w

700

5

400

6

800

400

40

800

55

30

Благодарю за урок

Благодарю за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!