СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт Вакориной О.Р., педагога дополнительного образования по теме "Методы творческого развития детей на занятиях в объединении ИЗО «Акварель»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы творческого развития детей на занятиях в объединении ИЗО «Акварель»

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Искусство имеет большое значение для всестороннего развития человека, его духовного и эстетического воспитания и мировосприятия. Искусство уникально и разнообразно.  Оно обогащает  внутренний мир человека и  раскрывает его творческий потенциал. 

Искусство имеет  неоценимое значение и с общественно-исторической точки зрения и необходимо для развития общества. В разные времена мастера всех стран мира создавали высокие образцы искусства, которые отражали настроение и  дух общества в определенный отрезок времени.  Отбирая, сохраняя  и изучая самые яркие экземпляры -  люди изучали историю развития человечества.

Можно сказать, что искусство – это результат творческой мысли человека-творца. А творчество специфично не только для человека, но и для всей природы в целом. Иначе бы не появилась жизнь на Земле.

Изучая данную тему в педагогике, мы видим, что  каждый ребенок изначально обладает заложенным в него природой определенным творческим потенциалом и задатками к самым разнообразным видам деятельности. С рождения он гармонично развивается и пользуется в равной степени возможностями головного мозга обоих полушарий. Сознание ребенка еще не замутнено нормами, канонами и правилами общества, а это значит, что для него не существует преград и препятствий. И в этот момент ребенок проживает один из самых замечательных периодов жизни человека - детство, когда мир вокруг раскрашен красками воображения и  полон чудес и волшебства.

Затем, из-за однонаправленности учебных заведений, в которых учится ребенок, одно из полушарий берет верх. Поэтому, наиболее эффективный путь развития  индивидуальных способностей ребенка лежит через обучение в учреждениях дополнительного образования, где поддерживается интерес к творчеству и происходит  приобщение к миру искусства и продуктивной творческой деятельности.

В трудах психологов В.Г. Асеева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.М. Василевского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Занкова, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Г. Грецова даны определения понятиям «творчество», «способности», «художественно-творческие способности», приведено описание специфики данных понятий.

Так, способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности.

Творчество же представляет собой созидательное призвание человека, «деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Под творческими способностями понимаются  характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной. Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Художественно-творческие способности – это сложная многофункциональная организация художественного восприятия, создание выразительного изображения.

Термин творческие способности можно использовать, применяя не только к изобразительной деятельности или игре на сцене, но и к любым и совершенно разным жизненным ситуациям  и в профессиональной сфере  человеческой деятельности. В последние годы появился новый термин  - креативность, который активно применяется в психологии, профессиональной сфере и в быту, характеризующий яркие творческие качества человека, живость ума, нестандартность, находчивость в любой сфере деятельности.

Креативность подразумевает под собой  систему творческих способностей и может рассматриваться в психологии как потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию, позволяющая выстраивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и неопределенности.

Креативность – «комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, которые есть у каждого, способных развиваться и дающих возможность их владельцам думать независимо, гибко и с воображением».  

Креативность включает в себя:

- интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать;

- личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого и проявлять спонтанность;

- «метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и менять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса уже приобретенных знаний, умений и опыта в новую ситуацию до  способности создать новый продукт или найти новый вариант решения проблемы.

Естественной основой развития творческих способностей человека является развитость психических  функций и возможности его физического развития. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Также, важное значение для развития личности имеет социальный опыт  и богатство его жизненных впечатлений.

На мой взгляд, изобразительное искусство и творчество в целом является едва ли не самым интересным видом  досуговой деятельности ребенка для его гармоничного развития.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

С 2008 года я осуществляю педагогическую деятельность в системе дополнительного образования детей в Доме детского творчества г.Новокубанска.

Основой для формирования педагогического опыта являлась работа с учащимися  в объединении ИЗО «Акварель».

Работая с детьми, я отмечала, что включение в процесс работы на занятиях различных новых методов и приемов, развивающих фантазию, воображение и образное видение, позволяет расширить творческий потенциал учащихся, более эффективно выполнить творческое задание.

При применении таких методов поддерживается интерес к творческой работе, происходит активизация познавательной деятельности учащихся, занятия становятся более интересными  и увлекательными, дети  успешнее осваивают программу.

В процессе работы в объединении ИЗО «Акварель» появились методические находки и собственные наработки в области изобразительной деятельности, скульптуры малых форм и декоративно-прикладного творчества.

Просмотр содержимого документа
«ППО педагога дополнительного образования Вакориной О.Р. 2016 г.»

11


1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Искусство имеет большое значение для всестороннего развития человека, его духовного и эстетического воспитания и мировосприятия. Искусство уникально и разнообразно. Оно обогащает внутренний мир человека и раскрывает его творческий потенциал.

Искусство имеет неоценимое значение и с общественно-исторической точки зрения и необходимо для развития общества. В разные времена мастера всех стран мира создавали высокие образцы искусства, которые отражали настроение и дух общества в определенный отрезок времени. Отбирая, сохраняя и изучая самые яркие экземпляры - люди изучали историю развития человечества.

Можно сказать, что искусство – это результат творческой мысли человека-творца. А творчество специфично не только для человека, но и для всей природы в целом. Иначе бы не появилась жизнь на Земле.

Изучая данную тему в педагогике, мы видим, что каждый ребенок изначально обладает заложенным в него природой определенным творческим потенциалом и задатками к самым разнообразным видам деятельности. С рождения он гармонично развивается и пользуется в равной степени возможностями головного мозга обоих полушарий. Сознание ребенка еще не замутнено нормами, канонами и правилами общества, а это значит, что для него не существует преград и препятствий. И в этот момент ребенок проживает один из самых замечательных периодов жизни человека - детство, когда мир вокруг раскрашен красками воображения и полон чудес и волшебства.

Затем, из-за однонаправленности учебных заведений, в которых учится ребенок, одно из полушарий берет верх. Поэтому, наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей ребенка лежит через обучение в учреждениях дополнительного образования, где поддерживается интерес к творчеству и происходит приобщение к миру искусства и продуктивной творческой деятельности.

В трудах психологов В.Г. Асеева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.М. Василевского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Занкова, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Г. Грецова даны определения понятиям «творчество», «способности», «художественно-творческие способности», приведено описание специфики данных понятий.

Так, способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности.

Творчество же представляет собой созидательное призвание человека, «деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Под творческими способностями понимаются характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной. Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Художественно-творческие способности – это сложная многофункциональная организация художественного восприятия, создание выразительного изображения.

Термин творческие способности можно использовать, применяя не только к изобразительной деятельности или игре на сцене, но и к любым и совершенно разным жизненным ситуациям и в профессиональной сфере человеческой деятельности. В последние годы появился новый термин - креативность, который активно применяется в психологии, профессиональной сфере и в быту, характеризующий яркие творческие качества человека, живость ума, нестандартность, находчивость в любой сфере деятельности.

Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей и может рассматриваться в психологии как потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию, позволяющая выстраивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и неопределенности.

Креативность – «комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, которые есть у каждого, способных развиваться и дающих возможность их владельцам думать независимо, гибко и с воображением».

Креативность включает в себя:

- интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать;

- личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого и проявлять спонтанность;

- «метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и менять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса уже приобретенных знаний, умений и опыта в новую ситуацию до  способности создать новый продукт или найти новый вариант решения проблемы.

Естественной основой развития творческих способностей человека является развитость психических  функций и возможности его физического развития. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Также, важное значение для развития личности имеет социальный опыт и богатство его жизненных впечатлений.

На мой взгляд, изобразительное искусство и творчество в целом является едва ли не самым интересным видом досуговой деятельности ребенка для его гармоничного развития.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

С 2008 года я осуществляю педагогическую деятельность в системе дополнительного образования детей в Доме детского творчества г.Новокубанска.

Основой для формирования педагогического опыта являлась работа с учащимися в объединении ИЗО «Акварель».

Работая с детьми, я отмечала, что включение в процесс работы на занятиях различных новых методов и приемов, развивающих фантазию, воображение и образное видение, позволяет расширить творческий потенциал учащихся, более эффективно выполнить творческое задание.

При применении таких методов поддерживается интерес к творческой работе, происходит активизация познавательной деятельности учащихся, занятия становятся более интересными и увлекательными, дети успешнее осваивают программу.

В процессе работы в объединении ИЗО «Акварель» появились методические находки и собственные наработки в области изобразительной деятельности, скульптуры малых форм и декоративно-прикладного творчества.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Графика — самый массовый вид изобразительного искус­ства, характерной особенностью которого является однотонность рисунка, исполненного линией или светотенью. Количество цветов в графике ограничено. К графике относятся разные знаки и бук­венные изображения, рисунок, плакат, карикатура, иллюстрации, эстампы и т. д. Изобразительный язык графики — оперативность, доступность понимания, острота и броскость.

Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним.

Жанр — в изобразительном искусстве понятие, характеризу­ющее общность тем. Различают следующие жанры: исторический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт и портрет.

Живопись - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающий действительность. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения.

Идея — главная мысль художника.

Изобразительное искусство — искусство, связанное со зри­тельным восприятием и создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, графика, скульптура.

Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, де­лающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.

Креативность - система творческих способностей, рассматриваемая в психологии как потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию, позволяющая выстраивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и неопределенности.

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Метатворчество - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и менять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

Муляж — слепок с натуры или со скульптуры, внешне напо­минающий оригинал.

Набросок — графическое, живописное или скульптурное изо­бражение, бегло и быстро исполненное по памяти или с натуры. Наброски выполняются с целью тренировки руки и глаза или как на­копление вспомогательного материала для текущей работы.

Натура — объективно существующие одушевленные и неоду­шевленные предметы, которые художник изображает, наблюдая их как модель.

Натюрморт — группа предметов (овощи, фрукты, цветы, би­тая дичь или предметы быта), композиционно составленная худож­ником и воспроизведенная на рисунке. Н. является одним из жан­ров изобразительного искусства.

Оттенок — небольшое различие в цвете или светосиле между двумя тонами.

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.

Перспектива — научная вспомогательная дисциплина, помогающая изображать предметы окружающей действительности в соответствии со зрительным восприятием.

Пленер — работа над пейзажем под открытым небом с целью правдивого изображения красочного богатства натуры.

Полутень — промежуточный тон при передаче перехода от освещенной части предмета к затемненной.

Полутон — промежуточный тон, малоконтрастный, близко расположенный к двум другим.

Портрет — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного, конкретного человека.

Пропорции — взаимоотношение форм, частей предметов по их величине, соответствующее определенному характеру целого.

Профиль — боковое изображение человека или другой натуры.

Ракурс — изображение предмета или человека в перспективе с резко выраженным сокращением его отдельных частей.

Рефлекс — отраженный от другого предмета свет, падающий на теневую часть тела.

Ритм — чередование, соразмерность элементов, ведущие к стройной, закономерной слаженности целого произведения.

Свет — освещенная часть натуры.

Силуэт — изображение предметов в виде теневого профиля без деталей внутри контура.

Тень — наименее освещенная часть натуры.

Точка зрения — термин перспективы, определяющий место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым или изображаемым предметам.

Эскиз — художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском для более крупной работы.

Социализация - процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности.

Творчество - созидательное призвание человека, «деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Творческие способности - характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной.

Художественно-творческие способности – это сложная многофункциональная организация художественного восприятия, создание выразительного изображения.















2. Психолого-педагогический портрет группы.

Педагогический опыт создавался в условиях учреждения дополнительного образования детей и успешно зарекомендовал себя в работе с учащимися начальных и средних классов.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей детей лежит через их приобщение к продуктивной творческой деятельности с раннего возраста. Известно, что в детстве рисуют все дети. И если именно в этот момент будут разбужены творческие задатки ребенка, то позже, когда личность сложится, искусство и гармония уже не окажутся ему чужды.

Каждый год в объединение ИЗО «Акварель» приходят дети находящиеся в своей лучшей поре для приобщения к искусству. И поэтому, моя главная задача поддержать, развить художественное чувство ребенка, не дать угаснуть искоркам творчества.

Так, основы творческой деятельности – это развитие воображения и фантазии. Но умение ставить цель, овладевать умениями и навыками, оценивать варианты решения проблемы и обдумывать стратегии воплощения идеи также способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Поэтому, на занятиях изобразительного искусства необходимо соблюдать баланс между творческим и критическим мышлением, то есть, баланс между право- и левополушарной активностью головного мозга.

Для активизации познавательной деятельности на занятиях широко используются средства визуальной и пластической экспрессии (рисунки, презентации, тренинги, эксперименты, игры, сказки, драматические постановки и многое другое). Такие средства способствуют поднятию эмоционального фона занятия, раскрепощению и раскрытию учащихся. Помогают заинтересовать и приобщить к творческому поиску, способствуют развитию качеств творческого мышления и воображения, позволяют отказаться от шаблонности и стереотипов.

Все занятия объединения ИЗО «Акварель» построены по схеме «от простого к сложному». В группах первого года обучения базовые теоретические знания даются в совокупности с практическими экспериментами, примерами и творческими заданиями, что позволяет учащимся активно познавать окружающий мир и равноценно овладевать и теорией, и навыками изобразительного языка.

В группах второго года обучения в силу возрастных особенностей и полученных знаний, учащиеся пытаются показать в работах свой внутренний мир, его индивидуальность и многогранность. Выполняются более сложные и длительные творческие работы, работы для выставок и конкурсов. В большей степени применяется самостоятельная работа при выполнении заданий.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

В своей работе в объединении ИЗО «Акварель» использую различные педагогические методы, приемы и технологии обучения.

На примере занятия «Животный мир родного края», целью которого являлось формирование у учащихся представления о животном мире края и совершенствование умения изображать животных, прослеживается основной метод, использованный в данном занятии – метод постановки проблемной ситуации (метод проблемного обучения) – из многообразия нашего животного мира выбрать животное - символ своего города.

На занятии применяется наглядный и иллюстративно-объяснительный метод при изучении нового материала. Также применяются инновационные методы и технологии – теоретический и демонстрационный материал представлен в виде мультимедийной презентации.

Метод творческого поиска и репродуктивный метод применяется при выполнении практического задания – при придумывании и поиске композиционного решения работы и выполнения эскиза. С помощью игрового метода в виде викторины происходит закрепление пройденного материала. Также применяется метод самоконтроля при проведении рефлексивно-оценочного этапа и организации выставки творческих детских работ.

В течение занятия происходит чередование деятельности: интеллектуальная, практическая и релаксационная. Особое внимание на занятии уделяется здоровьесберегающим технологиям – обязательно проводится игровая физминутка.

Все эти методы помогают добиться главной цели занятия – воспитать в детях любовь к своей родине и бережное отношение к природе.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Сегодня остро как никогда перед учреждениями системы дополнительного образования детей встает важная задача возрождения культурных и общечеловеческих ценностей, эстетического воспитания, развития творческого потенциала детей. Основная цель в изучении данной темы – привести в систему разрозненный материал, найти новые эффективные приемы, технологии и методы обучения детей.

История методики преподавания изобразительного искусства – это история педагогических идей и взглядов, многие из которых мы и сейчас используем в своей работе. Изучение вопросов методики дает педагогу возможность успешно выстроить педагогический процесс, основываясь на дидактических принципах, методах и формах преподавания.

Овладев известными в науке принципами и методами и эффективно их сочетая, педагог не останавливается на достигнутом. Чутко реагируя на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения, находятся эффективные пути совершенствования педагогического процесса. Приходят новые идеи, разрабатываются новаторские оригинальные приемы, средства и методы, которые помогают воспитывать эстетический и художественный вкус у учащихся, позволяют научиться раскрепощаться и выражать свои эмоции и мысли не только в рукотворном произведении, но и в жизни, формировать творческие способности.

На современном этапе истории появилось множество новых профессий, где необходимо обладать не только художественными знаниями и чувством красоты, но и живым творческим умом, неординарным мышлением и подходом к делу.

Для активизации познавательной деятельности, раскрытия творческого потенциала и развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством наиболее эффективными считаю применение поискового и исследовательского метода, нетрадиционных и игровых технологий, наглядных методов и применение современных ИКТ технологий.

В результате применения данных технологий и методов появляется возможность разнообразить способы предоставления учебной информации, гибко управлять процессом обучения, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и повысить результативность и эффективность педагогической деятельности.

На мой взгляд, тема развития творческого потенциала детей, поиск и разработка методик его развития как никогда актуальна в наше время. Данный педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии и профессиональным интересам педагогической общественности.

3.3. Научность в представляемом опыте.

Принцип научности в обучении изобразительному искусству имеет огромное значение.

Преподавание изобразительного искусства в объединении ИЗО «Акварель» ставит перед обучающимися целый ряд учебных задач, которые не только знакомят детей с миром искусства и творчества, а углубляют и обогащают представления об окружающей действительности, учат видеть мир ярче, многограннее и сложнее. Они раскрывают закономерность строения форм природы и созданного человеком предметного мира, гармоническую слаженность конструктивного строения формы, разнообразие и красочность окружающего мира.

Научные основы программы ИЗО «Акварель» базируются на сочетании целого ряда наук, законов и правил композиции, светотеневой передачи предметов, перспективы, цветоведения, геометрии, физики, анатомии и психологии.

Обучение учащихся в данном объединении ведется с учетом основных принципов и методов педагогики, требований дидактики и психологии. При работе учитываются возрастные, индивидуально-личностные и психические особенностей детей. Реализуется программа в психологически комфортной предметно-развивающей среде по принципу систематичного, постепенного и последовательного овладением знаниями, навыками и умениями с применением традиционных и различных новаторских методов обучения.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Организация и проведение мониторинга в объединении ИЗО «Акварель» - это непрерывное отслеживание состояния педагогического процесса обучения, развития и воспитания учащихся для оптимального выбора программы, средств, приемов, методов и технологий обучения.

В нем дается объективная оценка усвоения учащимися программного материала, определяется уровень полученных учащимися знаний, умений и навыков, результативность участия в творческих отчетах, выставках и конкурсах.

Результаты мониторинга позволяют отследить сохранность контингента в объединении, спрос детей на обучение в объединении и степень заинтересованности в этом родителей, а также количество детей, связавших свою будущую деятельность с изученным в объединении.

Мониторинг проводится 3 раза в год с занесением итогов в таблицу:

1. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся.

2. Промежуточный этап проверки знаний, умений и навыков по разделу программы.

3. Итоговый этап и учет полученных учащимися знаний, умений и навыков.

Для проведения мониторинга применяются различные способы диагностики: тестирование, беседы, наблюдение, самостоятельные работы, участие в мероприятиях, конкурсах и выставках.

Результаты участия обучающихся в различных конкурсах, выставках, фестивалях любого уровня, выраженные в количестве завоеванных призовых мест, показывают изменения профессионализма обучающихся по данной образовательной программе, т.е. качество полученного дополнительного образования в плане приобретения знаний, умений, навыков и творческого развития.

За последние годы увеличился спрос детей и родителей на обучение в объединении. Повышение интереса является следствием успешного процесса обучения и хороших творческих результатов детей.

Так, в 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах были выявлены достаточно высокие показатели в результате мониторинга результатов обучения в группах объединений ИЗО «Акварель». Выведен средний уровень освоения программы обучающихся в группах ИЗО от 89 до 95% и показана хорошая динамика роста знаний, умений и навыков на занятиях изобразительного искусства в процессе обучения. Сохранность контингента учащихся в объединении составила 96-98%. Количество детей, участвующих в конкурсах и выставках возросло.

В течение 2015-2016 учебного года для воспитанников объединений ИЗО были проведены три конкурса творческих работ и рисунков по следующим темам: «Золотая осень», «Зимняя сказка» и конкурс рисунков, посвященных Дню защитников Отечества. На этих конкурсах были отмечены 29 лучших работ ребят, а их авторы награждены грамотами Дома детского творчества.

Воспитанники объединения регулярно участвуют в районных, краевых и российских конкурсах и выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества детей, что показывает повышение их уровня в творческой деятельности и повышение мастерства.

В течение 2015-2016 учебного года в 5 различных конкурсах участвовали 15 творческих работ учащихся и лучшие из них отмечены грамотами:

Письменная Анастасия – 1 место в конкурсе ДПТ в г.Армавире «В единстве наша сила»;

Иванов Павел – 2 место в зональной выставке детского ДПТ г.Армавира. Номинация «Скульптура»

Золотарева Анна – 2 место в зональной выставке детского ДПТ г.Армавира. Номинация «Роспись по дереву»;

Золотарева Анна – 2 место в зональной выставке детского ДПТ г.Армавира. Номинация «Батик»;

Ткаченко Анастасия – 3 место в зональной выставке детского ДПТ г.Армавира. Номинация «Скульптура».

В течение 2014-2015 учебного года в 7 различных конкурсах участвовали 10 творческих работ учащихся и лучшие из них отмечены грамотами:

Михайдарова Виктория – призер в зональной выставке детского ДПТ «Мастерская талантов» ст.Советской. Номинация «Коллаж»;

Михайдарова Виктория – 1 место в муниципальном этапе краевого конкурса «Светлый праздник Рождество Христово». Номинация «Графика»;

Михайдарова Виктория – 1 место в муниципальном этапе краевой выставки-конкурса «И помнит мир спасенный», посвященный 70-летию Победы в ВОВ;

Михайдарова Виктория – 1 место в муниципальном этапе краевого смотра - конкурса «Моя Кубань – мой дом родной». Номинация «ДПИ»;

Кузнецова Ангелина – 1 место в муниципальном этапе краевого конкурса «Служба спасения «01» в младшей возрастной категории. Номинация «Рисунок»;

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна педагогического опыта заключается в применении комбинации новаторских и классических педагогических технологий, методов, средств и форм обучения.

Так, использование в программе ИЗО «Акварель» поискового и исследовательского метода, «метода мозгового штурма», нетрадиционных методов и технологий, методов совместного творчества, творческих заданий, экспериментов, мастер-классов, современных наглядных методов и применение ИКТ технологий позволяет поддерживать активный интерес к предмету и процессу обучения и, соответственно, продуктивно выполнять творческие задания. Такой подход способствует развитию мышления, расширяет кругозор учащихся, формирует определенные художественные навыки и умения и художественное видение, развивает потребность в познавательной деятельности и творческие способности у детей.

Использование перечисленных технологий и методов в сочетании с игровыми и здоровьесберегающими технологиями повышает эмоциональный фон занятия, позволяет гибко управлять процессом обучения, лучше реализовать усвоение программного материала и повысить результативность и эффективность педагогического процесса за счет разнообразия подходов к предоставлению учебного материала и смены деятельности во время занятий.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Обобщение педагогического опыта – одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Способствует активизации педагогической творческой деятельности, позволяет анализировать полученные результаты, достижения и методические находки, систематизировать их и развивать. Изучение вопросов методики дает педагогу возможность успешно выстроить педагогический процесс, основываясь на дидактических принципах, методах и формах преподавания.

Целью данного опыта является систематизация изученного по данной теме разрозненного материала, поиск и внедрение в процесс обучения наиболее эффективных приемов, технологий и методов обучения детей для успешного выполнения поставленных в программе целей и задач воспитания, развития и обучения.

Программа ИЗО «Акварель» построена по принципу «от простого к сложному». Базовые теоретические знания даются в совокупности с практическими примерами и творческими заданиями, что позволяет учащимся активно познавать окружающий мир, равноценно овладевать и теорией и навыками изобразительного языка, активно развивать образное художественное видение, воображение и фантазию.

Перечисленные в педагогическом опыте технологии, средства и методы обучения применялись на практике при обучении групп объединения ИЗО «Акварель» в течение нескольких лет. Постепенно вносились дополнения и корректировки.

Эффективность представляемого педагогического опыта подтверждается положительной динамикой результатов полученных знаний, умений и навыков, результативностью участия в творческих отчетах, выставках и конкурсах, а также сохранностью контингента и повышением спроса на обучение в объединение.

В объединении регулярно проводились родительские собрания, консультации, беседы и творческие отчеты для детей и родителей. Организовывались выставки лучших творческих работ учащихся.

Отдельные элементы педагогического опыта воспроизводились в педагогических коллективах на открытых уроках и мастер-классах на муниципальном и зональном уровне.





3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Все люди обладают творческими способностями в самых разных областях деятельности от природы. И развивать их необходимо с раннего детства. Для активизации творческой деятельности у ребенка должно быть свободное время, в которое он сможет реализовывать свои творческие способности, социальные и духовные потребности.

В объединении ИЗО «Акварель» занимаются дети разные по уровню развития и с разными способностями и полученными навыками. Но главный критерий для формирования группы объединения – дети должны любить рисовать и увлекаться различной творческой деятельностью.

Процесс обучения по программе ИЗО «Акварель» основывается на принципе систематичного поступательного движения вперед с постепенным усложнением заданий.

В работе применяется как дифференцированная форма работы, так и личностно-ориентированная и групповая.

Методика обучения изобразительному искусству требует от педагога творческого, живого, эмоционального подхода к делу. А так как обучение по программе ИЗО «Акварель» позволяет сделать детям первые шаги в приобретении практических навыков и умений и в ознакомлении с миром изобразительного искусства, задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учащимися сложные понятия в наиболее простой форме. Необходимо искать подходящий педагогический прием и способы его разнообразия.

В программе ИЗО «Акварель» активно применяются следующие методы, средства и технологии:

  • поисковый метод,

  • исследовательский метод,

  • «метода мозгового штурма»,

  • метод применения нетрадиционных технологий,

  • методов совместного творчества,

  • метод группового выполнения задания,

  • метод творческих заданий,

  • метод экспериментов и импровизации,

  • метод применения мастер-классов,

  • здоровьесберегающие технологии,

  • игровые технологии,

  • наглядный метод,

  • ИКТ технологий и другие.

Такое разнообразие методов и инструментов и смена деятельности в процессе обучения по программе ИЗО «Акварель» позволяет управлять процессом обучения, поддерживать эмоциональный фон и активный интерес к предмету и процессу обучения, способствует развитию мышления, расширяет кругозор учащихся, формирует определенные художественные навыки и умения и художественное видение, развивает потребность в познавательной деятельности и творческие способности у детей.

Одним из методов развития творческих способностей могут являться различные игры и игровые ситуации. Игры помогут развить интуицию, фантазию и воображение, раскрепоститься и раскрыться для передачи своих мыслей и чувств. Меняя темп игры во время занятия нужно следить за эмоциями детей. Занятие должно быть позитивным и веселым.

С помощью игры ребенок изучает природу и окружающую его действительность. Освоение окружающей действительности само по себе является процессом творческим. Воображение – богатство внутреннего мира ребенка, является главным помощником в обучении.

Педагогу легче найти общий язык с учащимися, если создана ситуация игры и творческой активности, и если сам педагог выступает реальным участником художественно-творческой деятельности.

Творчество – неотъемлемая часть гармоничного развития детей, поскольку именно творческий потенциал ребенка позволяет увидеть мир ярче, красочнее и интереснее. Отойти от обыденности, принять нестандартное и оригинальное решение, заставить свое мышление работать по-новому – основная задача применения методов творческого развития детей.

Как показывает практика, традиционных подходов в решении задачи творческого развития детей, учитывая развивающийся потенциал подрастающего поколения, недостаточно. Чтобы научиться выражать свои мысли и фантазии применяются нетрадиционные методы и технологии, способствующие обогащению знаний и представлений детей об окружающем мире, о различных материалах и их свойствах и способов работы с ними.

Во многом творчество является процессом спонтанности, продуктом «insight» - озарения. Тем не менее, развитие важных для созидания качеств личности, таких как активность, мышление, восприятие, образная память, воображение и рефлексия, должно осуществляться систематически, поэтапно и под руководством педагога, так как ничто не может заменить ребенку живое общение с педагогом.

Есть великая формула русского ученого, изобретателя и школьного учителя К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Можно сказать, что это может быть путем становления творческих способностей, развития исследовательского и изобретательского таланта. Обязанность педагога – помочь ребенку найти этот путь. А методы - это средства и приемы, с помощью которых осуществляется развитие творческого потенциала детей.











































4. Выводы.

Современный мир меняется стремительно и быстро. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями и задачами, в которых нет заранее известных способов решений и действий, гарантированно ведущих к успеху. В такое время, когда во всех сферах жизнедеятельности человека помимо полученных навыков и знаний необходимы свежие мысли и идеи, приходит понимание важности творческого развития будущего поколения.

Знание истории методов преподавания способствует выработке более целостного взгляда на свой предмет. История методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные педагогические задачи, искать и находить новые средства и приемы для обеспечения хорошего результата в процессе обучения.

На мой взгляд, тема развития творческого потенциала детей, поиск и разработка методик его развития как никогда актуальна в наше время.

Успешное и многостороннее развитие подрастающего поколения - это залог на сохранение и существование государства, а также его активное развитие в быстро меняющемся мире.



Просмотр содержимого документа
«титулник опыта Вакорина»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества г.Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район













Тема педагогического опыта:


«Методы творческого развития детей на занятиях в объединении ИЗО «Акварель»












Автор:

Вакорина Ольга Романовна

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ г.Новокубанска











2016 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!