Урок 2/1
Тема: Перемещение. Путь. Траектория.
Цель урока: сформировать понятия траектории, пути, перемещения тела.
Задачи:
обучающие:
введение понятий пути, перемещения, траектории движения тела,
освоить умение изображать вектор перемещения, путь, пройденный телом;
развивающие:
развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать собственное мнение;
развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке,
развитие моторной памяти - фиксирование учащимися информации в тетради,
развитие слуховой памяти - проговаривание определений;
развитие зрительной памяти - выполнение записей на доске;
воспитательные:
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока:
1.Организация класса.
2.Повторение.
Закончите предложения:
Механическое движение – это …
Материальная точка – это…
Система отсчета – это…
Индивидуальные задания-карточки.
3. Изучение нового материала.
С изменениями координат тела связана величина, вводимая для описания движения, – ПЕРЕМЕЩЕНИЕ.
Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.
Перемещение принято обозначать буквой. В СИ перемещение измеряется в метрах (м).
Перемещение – величина векторная, т.е. кроме числового значения имеет еще и направление. Векторную величину изображают в виде отрезка, который начинается в некоторой точке и заканчивается острием, указывающим направление. Такой отрезок-стрелка называется вектором.
Знать вектор перемещения – значит, знать его направление и модуль. Модуль вектора – это скаляр, т.е. численное значение. Зная начальное положение и вектор перемещения тела, можно определить, где находится тело.
В процессе движения материальная точка занимает различные положения в пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом движущаяся точка “описывает” в пространстве какую-то линию. Иногда эта линия видна, – например, высоко летящий самолет может оставлять за собой след в небе. Более знакомый пример – след куска мела на доске.
Воображаемая линия в пространстве, по которой движется тело называется ТРАЕКТОРИЕЙ движения тела.
Траектория движения тела – это непрерывная линия, которую описывает движущееся тело (рассматриваемое как материальная точка) по отношению к выбранной системе отсчета.
Движение, при котором все точки тела движутся по одинаковым траекториям, называется поступательным.
Длина траектории – это ПУТЬ. Путь является скалярной величиной и обозначается буквой l. Путь увеличивается, если тело движется. И остается неизменным, если тело покоится. Таким образом, путь не может уменьшаться с течением времени.
Модуль перемещения и путь могут совпадать по значению, только в том случае, если тело движется вдоль прямой в одном направлении.
Вопрос: Чем же отличается путь от перемещения?
Эти два понятия часто смешивают, хотя на самом деле они очень сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим эти отличия: заполнение таблицы.
| Путь | Перемещение |
Определение | Длина траектории, описываемой телом за определенное время | Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением |
Обозначение | l [ м ] | S [м ] |
Характер физических величин | Скалярная, т.е. определяется только числовым значением | Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением |
Необходимость введения | Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t | Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t |
| l = S в случае прямолинейного движения без возвратов |
Главной характеристикой движения является местоположение тел. Чтобы его характеризовать, необходимо использовать понятие «перемещение», именно оно дает возможность определить местоположение тела в любой момент времени, именно в этом и состоит главная задача механики.
Перемещение – это вектор, следовательно, весь пройденный путь мы можем представить как набор сумм очень малых перемещений вдоль кривой. Каждое из малых перемещений – это прямая линия, все вместе они составят всю траекторию. Перемещение определяет положение тела. Любое перемещение мы должны рассматривать в определенной системе отсчета. Рисунок надо совместить с системой отсчета движения тел. Самый простой из рассматриваемых нами способов – это движение по прямой, вдоль одной оси. Для характеристики перемещений будем использовать способ, связанный с системой отсчета – с одной линией; движение прямолинейное.

S

A B
X1 X2 X
Sx = Х2 – Х1,
4.Упражнения и вопросы для повторения.
Повторение понятий:
– перемещение;
– траектория;
– путь.
Качественные задачи:
Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? (Путь)
Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. найти путь и перемещение мяча. (Путь – 4 м, перемещение – 2 м.)
5.Рефлексия.
6. Домашнее задание. § 2