СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перемещение. Путь. Траектория.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Перемещение. Путь. Траектория.

Цель   урока: сформировать понятия траектории, пути, перемещения тела.

Задачи: 

обучающие:

  • введение понятий пути, перемещения, траектории движения тела,
  • освоить умение изображать вектор перемещения, путь, пройденный телом;

развивающие:

  • развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать собственное мнение;
  • развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке,  
  • развитие моторной памяти - фиксирование учащимися информации в тетради,
  • развитие   слуховой памяти - проговаривание определений;
  • развитие зрительной памяти - выполнение записей на доске;

воспитательные:

  • эстетическое оформление записей в тетрадях и на доске,

Тип урока: урок изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Перемещение. Путь. Траектория.»

Урок 2/1

Тема: Перемещение. Путь. Траектория.

Цель урока: сформировать понятия траектории, пути, перемещения тела.

Задачи:

обучающие:

  • введение понятий пути, перемещения, траектории движения тела,

  • освоить умение изображать вектор перемещения, путь, пройденный телом;

развивающие:

  • развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать собственное мнение;

  • развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке,

  • развитие моторной памяти - фиксирование учащимися информации в тетради,

  • развитие   слуховой памяти - проговаривание определений;

  • развитие зрительной памяти - выполнение записей на доске;

воспитательные:

  • эстетическое оформление записей в тетрадях и на доске,

Тип урока: урок изучение нового материала.

Оборудование:

Ход урока:

1.Организация класса.

2.Повторение.

Закончите предложения:

  1. Механическое движение – это …

  2. Материальная точка – это…

  3. Система отсчета – это…

Индивидуальные задания-карточки.

3. Изучение нового материала.

С изменениями координат тела связана величина, вводимая для описания движения, – ПЕРЕМЕЩЕНИЕ.

Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Перемещение принято обозначать буквой. В СИ перемещение измеряется в метрах (м).

Перемещение – величина векторная, т.е. кроме числового значения имеет еще и направление. Векторную величину изображают в виде отрезка, который начинается в некоторой точке и заканчивается острием, указывающим направление. Такой отрезок-стрелка называется вектором.

Знать вектор перемещения – значит, знать его направление и модуль. Модуль вектора – это скаляр, т.е. численное значение. Зная начальное положение и вектор перемещения тела, можно определить, где находится тело.

В процессе движения материальная точка занимает различные положения в пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом движущаяся точка “описывает” в пространстве какую-то линию. Иногда эта линия видна, – например, высоко летящий самолет может оставлять за собой след в небе. Более знакомый пример – след куска мела на доске.

Воображаемая линия в пространстве, по которой движется тело называется ТРАЕКТОРИЕЙ движения тела.

Траектория движения тела – это непрерывная линия, которую описывает движущееся тело (рассматриваемое как материальная точка) по отношению к выбранной системе отсчета.

Движение, при котором все точки тела движутся по одинаковым траекториям, называется поступательным.

Длина траектории – это ПУТЬ. Путь является скалярной величиной и обозначается буквой l. Путь увеличивается, если тело движется. И остается неизменным, если тело покоится. Таким образом, путь не может уменьшаться с течением времени.

Модуль перемещения и путь могут совпадать по значению, только в том случае, если тело движется вдоль прямой в одном направлении.

Вопрос: Чем же отличается путь от перемещения?

Эти два понятия часто смешивают, хотя на самом деле они очень сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим эти отличия: заполнение таблицы.


Путь


Перемещение

Определение

Длина траектории, описываемой телом за определенное время

Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением

Обозначение

l [ м ]

S [м ]

Характер физических величин

Скалярная, т.е. определяется только числовым значением

Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением

Необходимость введения

Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t

Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t


l = S в случае прямолинейного движения без возвратов


Главной характеристикой движения является местоположение тел. Чтобы его характеризовать, необходимо использовать понятие «перемещение», именно оно дает возможность определить местоположение тела в любой момент времени, именно в этом и состоит главная задача механики.

Перемещение – это вектор, следовательно, весь пройденный путь мы можем представить как набор сумм очень малых перемещений вдоль кривой. Каждое из малых перемещений – это прямая линия, все вместе они составят всю траекторию. Перемещение определяет положение тела. Любое перемещение мы должны рассматривать в определенной системе отсчета. Рисунок надо совместить с системой отсчета движения тел. Самый простой из рассматриваемых нами способов – это движение по прямой, вдоль одной оси. Для характеристики перемещений будем использовать способ, связанный с системой отсчета – с одной линией; движение прямолинейное.

S

A B


X1 X2 X

Sx = Х2 – Х1,

4.Упражнения и вопросы для повторения.

Повторение понятий:

– перемещение;

– траектория;

– путь.

Качественные задачи:

  1. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? (Путь)

  2. Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. найти путь и перемещение мяча. (Путь – 4 м, перемещение – 2 м.)

5.Рефлексия.

6. Домашнее задание. § 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!