СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перенос и прям ВАЗ 21043

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

лучшее приложение ВАЗ обрамление и находка для студентов, родителей. 

Просмотр содержимого документа
«Перенос и прям ВАЗ 21043»

Тема: «Перенос и прям»

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Илья Дмитриевич, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.

Ребята, давайте прочитаем стихотворение на экране.

Течет, переливается

Серебряный ручей.

В нем небо отражается,

Свет солнечных лучей.


Скажите пожалуйста, какое прилагательное обозначает ценность этого ручейка? Красоту его струй? (серебряный)

Как вы думаете, почему ручеек назвали серебряным? Из-за сходства с каким металлом? (серебром) Почему? (переливается, блестит на солнце)

Молодцы, а давайте теперь поиграем в игру «Угадай слово».

Б

У

У

Р

У

У

У

А

У

У

У

С

У

У

Л

У

У

У

Е

У

У

У

У

У

У

У

Т

У

У

У

Вычеркните все буквы «У» на карточке.







Какое слово получилось? (браслет)

[на экране картинка «серебряный браслет»] Кто-нибудь видел у ваших родственников, друзей есть серебряный браслет? Или может у кого-то из вас есть? (да) Из чего он сделан? (из серебра) Мы уже слово серебро с вами сегодня слышали, о чем мы говорили, что у нас было серебряным? (ручей)

[на экране серебряный ручей – серебряный браслет] Какое же слово повторяется каждый раз? (слово серебряный) Значит сколько мы можем видеть значений у этого слова? (2) Получается, что у нас всего одно слово, но значений у него много. Такие слова называются многозначными.

[многозначные слова] У многозначных слов есть одно прямое значение и одно переносное. Давайте с вами подумаем: [2 картинки – сер. ручей и сер. браслет.] Как вы думаете, какое из значений слова «серебряный» мы должны подставить под стрелочку прямое значение? То есть из чего сделан браслет? (серебряный браслет) А вот серебряный ручей, он состоит из серебра? (нет) Почему же тогда его называют серебряным? (Он просто внешне напоминает своим цветом серебряный цвет.) Поэтому здесь слово серебряный употребляется в переносном значении.

Как вы думаете, какая же тема нашего урока? (Многозначные слова, переносное и прямое значение слов) Итак, какова же сегодня наша цель урока? Посмотрите на экран. Воспользуйтесь словами для справок. (познакомиться с прямым и переносным значением слов.

Работа в паре: Мы с вами знаем, что много слов в русском языке. Мы с вами будем составлять свои словарные статьи, словарные статьи – это страницы, посвященные конкретным словам. Я дала вам в конвертах слова, к которым следует подобрать прямое и переносное значение. Там есть хитрость, есть лишнее значение. Вы догадаетесь, я в вас верю. На слайде указано, как мы будем делать. С левой стороны мы с вами расположим слова, а с правой стороны значение. Даю вам три минуты, засекаю время, а вы в паре начинайте думать, какое слово и какое значение. (в конверте 2 слова и 4 значения; и одно лишнее слово к этим значениям)

А теперь давайте с вами посмотрим, какие новые слова вы узнали, какие новые значения.

Ребята, кто узнал сегодня новые значения слов, пожалуйста встаньте. Кто уже все значения слов знал, поднимите руку вверх.

Работа с учебником: Мы с вами выдвинули гипотезу, ее пытались рассмотреть, давайте ее просмотрим в учебнике, …

Индивидуальная работа задание на карточке по вариантам: Ребята, я приготовила для вас интересное задание на карточках. У кого-то из вас лежат карточки в форме овала, а у кого-то в форме прямоугольника. Тем, у кого карточка прямоугольная, нужно обвести в прямоугольничек все переносные значения, подходящие слову «Руки». А тем, у кого карточка овальной формы, нужно обвести в овал все прямые значения, подходящие к слову « ». Приступайте.

Теперь проверим, у кого была прямоугольная карточка. Какие слова обвели? (Золотые, бархатные)

А у кого была овальная карточка? Какие слова обвели? (

Встаньте те, кто выполнил всё правильно. Молодцы! Встаньте те, у кого были ошибки. Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь друзья, потому что знания всегда придут к тому, кто хочет много знать!

Завершаю текстом.

А сейчас, пожалуйста, давайте посмотрим на наше стихотворение на экране. Нам нужно вставить пропущенные слова. Они находятся внизу экрана.

Золотая осень,

Золотой закат,

Золотые листья

Золотом горят.

Солнце золотое

Дарит тёплый свет,

Сердцу золотому

Даст на все ответ.


Например, у слова «золотой» следующие значения:

1) сделанный из золота (золотые украшения); 2) цвета золота, желтый (золотые волосы, золотая нива); 3) очень хороший, ценный (золотой работник); 4) счастливый, радостный (золотая пора юности); 5) дорогой, любимый (золотая моя девочка).

Какое слово мы с вами повторяли? (золотые) Какое это слово? (многозначное) А вот здесь значения какие?

А монетки ли лежат на тропинке? (нет, листочки) А почему золотые листочки? (потому что желтые)

Итог: Мы сейчас с вами поиграем в «Незаконченное предложение». Вам нужно закончить фразы, которые записаны на осенних листочках. Ребята, кто считает, что он сегодня узнал что-то новое, пожалуйста, подойдите ко мне. На память об этом маленьком фрагменте урока, я вам даю листочек, чтобы вы не забыли, что такое прямое и переносное значение слова.




Скачать

© 2017, 255 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!