СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с опорой на вопросы с элементами драматизации

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное логопедическое занятие было проведенов 3 классе  с обучающимися с ОВЗ, имеющими интеллектуальные нарушения.    

Просмотр содержимого документа
«Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с опорой на вопросы с элементами драматизации»

Пересказ русской народной сказки

«Мужик и медведь» с опорой на вопросы с элементами драматизации


Цели: Обучающие - совершенствовать общую и артикуляционную моторику обучающихся (умение с помощью мимики передавать настроение); учить пересказывать сказки, развивать умение отвечать на вопросы, распространять предложения учить проводить простую инсценировку знакомой сказки; проявляя творческое воображение и артистизм; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;

Развивающие - совершенствовать слуховое и зрительное внимание детей; развивать умение сравнивать, расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением; совершенствовать связную речь; развивать мыслительную деятельность расширять знания по темам «Сказки», «Овощи».

Воспитательные - формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила работы в коллективе; воспитывать самоконтроль за речью, учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи; куклы старик и медведь, магниты, Презентация, мульфильм «Вершки и корешки»



Ход занятия

I. Оргмомент

Сядет тот, кто назовёт дикое животное

II.Введение в тему

Сегодня об одном из таких животных вы будете слушать русскую народную сказку. А о каком именно, попробуйте отгадать.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)

III. Постановка целей занятия

Сегодня на занятии познакомимся со сказкой «Мужик и медведь». Будем учиться пересказывать сказку с опой на вопросы, драматизировать.

IV. Чтение сказки логопедом

Мужик поехал в дубраву репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

Мужик, я тебя сломаю. —

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. —

Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. —

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. —

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. —

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь? —

Еду, медведюшка, в город корешки продавать. —

Дай-ка попробовать — каков корешок? —

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. —

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. —

Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. —

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.


5. Словарная работа

Дубрава- лиственный лес с преобладанием дуба

Жать – срезать под корень

Вершки- верхняя часть растения

Сломать -свалить



V. Работа над содержанием сказки

1. Подумай и ответь (вопросы по содержанию сказки)

Что посеял мужик?

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Почему мужику пришлось делиться с медведем?

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь, доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна – муку, из муки - тесто, из теста - пироги.)
Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

В какое время года происходит действие сказки, как вы догадались.

2.Физминутка

В огород пойдём, Шагают на месте

Урожай соберём

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем. Копают

Срежем мы качан капусты- Срезают

Круглый , сочный, очень вкусный, Показывают круг руками

Щавеля нарвём немножко Рвут

И вернёмся по дорожке. Шагают на месте



3. .Отгадай по вкусу

А теперь отгадайте мои необычные загадки. (На тарелке лежат кусочки сырых овощей: моркови, репы и капусты.)

(Обучающиеся по очереди отгадывают вкусовую загадку.)

Молодцы, ребята! А теперь вы, конечно, отгадаете обычные загадки про овощи, которые вы только что пробовали:

Он и в дождик он и в зной
Клубни прячет под землёй.
Клубни вытащишь на свет -
Вот и завтрак и обед.

( Картофель)

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко,
Что же это?
(Репка.)

Расту в земле на грядке я -
Красная, длинная, сладкая.
От глаз укрылась ловко.
Зовут меня …
(Морковка.)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(Капуста.)

4. Вершки и корешки

Демонстрация рисунка «Овощи», показ этих частей у растений. Или разместить овощи на двух грядках съдобные корешки и съедобные вершки.

Глупый  медведь в сказке «Мужик и медведь» каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки – горькие листья, а у пшеницы – жесткие невкусные корешки. А чтобы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? У какого овоща съедобны и вершки, и корешки?

Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)



5. Закончи фразу

Медведь большой, а мужик… (маленький).

Медведь глупый,а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы… (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы… (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

У пшеницы листья узкие, а у репы… (широкие).

У репы корень толстый, а у пшеницы… (тонкий).

Поле засевают весной, а урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки – тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку).

6.. Подвижная игра с мячом «съедобное – несъедобное»

Вышли на лужок и сделайте кружок. ( Каждому ребенку по очереди бросается мяч, называется какой-либо предмет или пища. Если это продукт питания, он ловит мяч, если предмет несъедобен - не ловит.)



7. Что сначала, что потом?

Послушайте, ребята, внимательно, если вы, согласны со мной, вы будите говорить: «Да-да-да», а если фраза не верна, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».

Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да.)

Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да.)

Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет.)

Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет.)

Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да.)

Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет.)

Сначала репу едят, а потом её моют. (Нет-нет-нет.)

Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да.)

VII.Подготовка к драматизации

1.Психогимнастика

Дети, попробуйте мимикой изобразить перед зеркалом настроение мужика и медведя. (Индивидуальные зеркала.)

- Мужик радуется урожаю, довольный мужик – широко улыбнуться.

- Медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен медведь – нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. (Артикуляционные позы чередуются в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, мужик, медведь, мужик.)

Подбор определений «Какой мужик», «Какой медведь».

2. Сравни мужика и медведя. Чем они похожи, а чем отличаются? Продолжи по аналогии.

Животное – шерсть Человек волосы

Животное – морда Человек – лицо

Животное- пасть Человек – рот

Животное – лапы Человек - ноги



А сегодня, ребята, вы все вместе будете показывать спектакль по сказке « Мужик и медведь». (Распределение ролей мужика и медведя, автора)

VII.Пересказ сказки.

VIII. Драматизация сказки «Мужик и медведь»

IX. Подведение итогов занятия

Продолжи фразу «Сегодня на занятии я узнал…..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!