Период
младенческого
возраста.
У детства свои,
ему свойственные способы видеть,
думать и чувствовать: нет ничего нелепее
желания заменить их нашими.
Ж.Ж.Руссо
Границы младенческого возраста – от
рождения до 1 года.
В этом возрастном периоде выделяют
этап новорожденности (1 – 2 мес.)
и этап собственно
младенческого
возраста (2 – 12мес.).
Этапы развития новорожденных.
К концу первой недели жизни
Заканчивается физиологическая потеря веса новорожденного, и начинается
прибавка (но это еще незаметно). Между 3-им и 8-ым днями может
наблюдаться гормональный криз - опухание молочных желез
(и у девочек, и у мальчиков). Периоды сна и бодрствования остаются
прежними, как и число кормлений, но количество высасываемого
молока начинает немного увеличиваться. Малыш демонстрирует
Работу
безусловных рефлексов: ищет мамин сосок, активно сосет
молоко,хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног,
если провести пальцем по подошве, подгибает ножки и
раскидывает ручки, если попытаться немного его подбросить.
На 3-4 день во сне или даже при бодрствовании появляется
бессознательная улыбка.
Также ребенок начинает издавать звуки: покряхтывать, попискивать.
Вторая неделя
К концу второй недели гормональный криз у большинства детей проходит
без лечения. Молочные железы у девочек становятся такими же, как и
у мальчиков. Голова приобретает обычные округлые очертания.
У большинства детей к этому времени отпадает пуповина.
Движения ручек и ножек все еще рефлекторное, но кулачки начинают
понемногу разжиматься. Начинает увеличиваться время бодрствования –
малыш может и не уснуть в конце кормления.
В это время он уже поворачивает головку на звуки.
Может рассматривать яркие крупные игрушки.
Малыш начинает осознанно проявлять эмоции.
Количество издаваемых звуков увеличивается, появляются разные
а-гы, а-кых, а-а-а. К концу второй недели ребенок уже выделяет голос
своей мамы среди других голосов, улыбается, рассматривает
мамино лицо.
Третья неделя
Лежа на животе, кроха приподнимает голову и
удерживает ее уже несколько секунд.
Ребенок уже может следить глазами за
движением игрушки , но пока недолго.
Малышу нравится, когда мама берет его на руки,
он успокаивается и слушает ее голос .
Четвертая неделя
Активно развивается хватательный рефлекс.
Происходит развитие
двигательной активности.
Малыш двигает сам ножками
и ручками, рассматривает
пальчики у себя на руках.
Четко реагирует на громкие
звуки: плачет или замирает.
На 2-ом месяце жизни малыш:
- В течение дня бодрствует по 15 – 20 минут в час.
- По требованию получает грудное молоко.
- Активность малыша продолжается больше времени.
- Движения ребёнка уже не такие резкие, он может
лучше управлять ими и координировать своё тело в целом.
- Может улыбнуться, если с ним заговорить, при
этом активно жестикулируя ручками и ножками.
- Поворачивает головку к источнику звука,
прислушивается к ним.
- Выражает радость от присутствия близких рядом с ним.
Любит, когда его держат на руках.
Ведущая деятельность: взаимодействие
(тактильное, зрительное, слуховое,речевое,
эмоциональное) с матерью.
.
Психологические
новообразования
возраста: слуховое
и зрительное
сосредоточение,
комплекс оживления.
Рефлексы новорождённого
Всего новорождённый демонстрирует 75 рефлексов.
В их числе:
- Рефлекс Моро. Заключается в том, что если убрать
руку, поддерживающую ребёнка, он попытается за
что-нибудь ухватиться.
- Рефлекс Робинсона. Проявляется в том, что ребёнок
крепко хватается за пальцы взрослого, вложенные
в его ладошки.
- Сосательный рефлекс. Заключается в том,
что малыш начинает ритмично сосать любой предмет,
оказавшийся у него во рту.
- Хоботковый рефлекс. Ребёнок выпячивает губы
(что напоминает хоботок) в ответ на прикосновение к ним.
- Поисковый рефлекс Куссмауля. В ответ на
прикосновение в области угла рта ребёнок тотчас тянется
губами в сторону раздражителя.
- Защитный рефлекс. Заключается в том, что ребёнок,
лежащий на животе, моментально поворачивает
голову набок, чтобы не задохнуться.
Особенности развития двигательной сферы:
- Двигательная расторможенность;
- Нескоординированность движений рук, ног,
глаз и головы;
3. Преобладание безусловных(врожденных)
рефлексов (рефлекс шагания, хватательный
рефлекс, плавательный рефлекс и др.).
Кризис новорожденности .
Данный кризис начинается с процесса
рождения ребенка .
Основа кризиса связана с физическим отрывом
ребенка от матери, что вызывает появление
беспокойства малыша.
Новые условия жизни заставляют организм
перестраиваться.
Признаки кризиса:
- крикливость ребенка при неудовлетворении
биологических потребностей (в еде, во сне, в
тепле);
- покраснение, шелушение и «цветение» кожи;
- вздрагивания;
- сжатие пальцев рук в кулачок;
- частые хватательные действия при купании и
пеленании .
Рекомендации по преодолению
кризиса новорожденности:
- кормить новорожденного до состояния сытости;
- не допускать переохлаждения и перегрева
тела новорожденного;
- часто разговаривать с новорожденным
ласковым тоном;
- каждый день делать массаж туловища и
конечностей новорожденного;
Развитие младенца.
Ведущая деятельность в младенчестве –
непосредственно-эмоциональное общение
с матерью.
Психологические новообразования возраста:
общении со
взрослым,
Особенности развития познавательной
сферы:
свойственны все виды ощущений, которые
постепенно дифференцируются и обостряются;
развивается восприятие объектов; появляются
начальные формы наглядно-действенного мышления ,
развивается ориентировочно-исследовательская
активность (любознательность);
отмечается особая реакция на интонацию и
содержание человеческой речи; относительно хорошо
понимает обращенную к нему речь взрослых,
произносит первые слова (состоящие из 1-2 слогов);
преобладает непроизвольная и кратковременная память.
Особенности развития социальной сферы:
общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы»),
закладываются первые навыки опрятности
и аккуратности .
Кризис младенческого возраста.
Начало кризиса приурочено примерно к 9
месяцам, когда ребенок становится на
ножки и начинает
ходить .
.
Основа кризиса связана
с раздроблением
единой социальной
ситуации «Мы».
В ней появляются двое:
ребенок и взрослый.
Рекомендации по преодолению
кризиса младенчества:
- предоставить ребенку самостоятельность при
перемещении и изучении нового (под контролем
взрослого);
- запрещать только то, что опасно для жизни ребенка
и окружающих, делать это спокойно, без агрессии;
- не наказывать ребенка при капризах и
доброжелательным тоном успокаивать малыша;
- проявлять в любых ситуациях терпение и выдержку;
- демонстрировать любовь к ребенку(обнимать, целовать)
- быть последовательными в предъявлении
требований к ребенку.
Сравнительная характеристика развития
новорожденного и младенца.
Выполнила: Ахмадишина А.И. гр.ТЧО-11
Проверила: Давлетшина Р.М.