СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективная программа воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка использовалась в областном конкурсе Самый Классный Классный

Просмотр содержимого документа
«Перспективная программа воспитательной работы»



Приложение № 1







Перспективная программа

воспитательной работы

классного руководителя



(5 – 9 классы)























Введение

Прийти вместе – это начало,

Остаться вместе – это развитие,

                                                 Работать вместе – это успех.

                             Г. Форд.

Создавая свою программу, я руководствовалась следующими документами:

- Декларацией прав ребёнка

- Конституцией РФ

- Конвенцией ООН о правах ребёнка

- Законом РФ «Об образовании»

- Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

- Положением о классном руководителе.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Помочь разрозненным личностям в создании сплочённого коллектива должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Им необходимо обеспечить возрастное развитие учащихся, развитие их природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и стремлений и одновременно подчинение индивидуальных способностей общим интересам коллектива. Это вызывает необходимость создания программы, которая определяет уровень овладения школьниками знаниями, умениями, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие; даёт им основные направления в выработке внутренней потребности вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.


Цели и задачи программы.


Принимая детей в 5 классе, классному руководителю важно соблюдать преемственность с начальной школой. Поэтому свою воспитательную работу строю согласно Программе развития школы. Изучение целей, задач, модели выпускника начальной школы, а также диагностика самого классного коллектива позволили выделить ряд характеристик учащихся моего класса, требующих особого внимания и продолжения их формирования в средней параллели:

- обладание собственными взглядами и умение их отстаивать;

- стремление познать себя и совершенствовать;

-мотивированность на достижение успеха.

В своей воспитательной работе мне также необходимо учитывать желаемый результат. Опорой стала модель выпускника 9 класса, представленная в Программе развития школы. Среди всех характеристик школьника приоритетными для своего класса считаю следующие:

выпускник 9 класса

  1. владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, осознанно определяет сферу своих интересов и возможностей;

  2. владеет навыками совместной деятельности;

  3. владеет основными навыками целеполагания и планирования;

  4. имеет положительную мотивацию на продолжение образования, на успех;

  5. ответственно относится к своему здоровью.

Данные качества легли в основу постановки цели и задач воспитательной деятельности.

Цель: формирование деятельного, организованного, сплоченного коллектива, способствующего реализации учащимися личных потенциалов и приобретению социального опыта.

Задачи программы:
1.Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей;
- условия для развития творческих способностей школьников.
2. Связать в единое целое коллектив детей, учителей и родителей.
3. Формировать систему самоуправления в классе.

4.Воспитывать в детях:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважения к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- постоянный интерес учащихся к прошлому и настоящему своей малой родины, к культуре своего отечества, народа,

- потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
- потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
- стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.
5. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.

6. Создать

- условия для пробуждения интереса у детей и родителей к совместному творчеству;

- атмосферу, способствующую общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;

- условия для возрождения различных традиций, повышения культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых.

Принципы воспитательной работы.

  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретённых возможностей.

  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося, уникальности классного коллектива. Необходимо не только учитывать особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему формированию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

  3. Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в деятельности, общении и отношениях. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению этого опыта.

  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации, способности ребёнка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности и в классе, и в школе.

  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности учащегося и уникальность группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «я - концепции», стимулирует ребёнка на дальнейшее самосовершенствование.

  6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания ребёнка.

Механизм реализации.

Воспитательная программа классного коллектива, как самодеятельной, организованной, успешной, сплочённой группы включает в себя следующие функции:

- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребёнка, поддержку самовыражения способности детей, обеспечения развития классного коллектива;

- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое раннее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

- регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка, ученического коллектива;

- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищённости учащихся, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка;

- компенсирующую, предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

- корректирующую, заключающуюся в педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника для уменьшения негативного влияния на формирование его личности.


Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет

(5-9 классы).


Сроки и этапы реализации программы:
1 этап - 2010-2012 уч. годы (5-6 классы),
2 этап - 2012-2015 уч. годы (7-9 классы)


Критерии и способы изучения эффективности

воспитательной деятельности.



Критерии

Показатели

Диагностические

средства


Познавательная активность учащихся



Интеллектуальная развитость


Уровень мотивации

Интеллектуальный потенциал


Освоенность образовательных программ

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Интеллектуальные конкурсы

Духовно- нравственная

воспитанность учащихся



Эстетическая воспитанность учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности. Социальная активность.

Развитость чувства прекрасного.

Анкета «Диагностика уровня воспитанности учащихся»



Педагогические наблюдения

Развитость творческих способностей учащихся

Оригинальный подход к решению задач

Педагогическое наблюдение

Физическая развитость учащихся

Состояние здоровья

Развитость физических качеств.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

Выполнение нормативов.

Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива

Комфортность

удовлетворенность

Методики для учащихся и родителей по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса.

Сформированность классного коллектива

Коммуникативность


Отношения внутри классного коллектива

Анкета «Какой у нас коллектив?»

Анкета «Какие мы?»

Педагогическое наблюдение

Сформированность ученического самоуправления

Умение самостоятельно принимать решения и действовать

Методика определения уровня развития самоуправления


Этапы реализации программы:

Времен-ные рамки этапа

Задачи

Методы

5-6 классы

1.Успешно пройти процесс адаптации в средней параллели.

2.Завоевать любовь и доверие детей.

3.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

4.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние межличностных отношений.

5. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

6.Определить эффективность учебно- воспитательного процесса, место и роль в воспитательной системе школы.

7.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

8. Формировать классное самоуправление


- анкетирование и диагностика личностных качеств (изучение мотивов участия в жизни класса, социометрия на выявление статуса ученика в классе, изучение психо-физиологических особенностей учащихся и т.п.)

-наблюдение за деятельностью детей и ее анализ;

-посещение семей учащихся, изучение жилищно- бытовых условий, изучение особенностей воспитания в семье;

-тестирование сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин); «Какие мы?», «Мой класс».

-психологический тренинг «Дружбой дорожить умейте», «Учись говорить нет!», «Убеди друга»;

- проведение совместных мероприятий с родителями;

-лекторий, беседы;

-игры, конкурсы, театральные импровизации, праздники.


-обучение актива класса;

-практикумы «Выборы», «Создание законов класса» и т.п.


7-9

классы

1.Создание гуманистического микроклимата в коллективе, развитие его главного признака-защищенности учащихся.

2.Помочь активу закрепить управленческие функции, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение.

3. Углубить и закрепить процесс
гармоничного сочетания подчинения и
руководства: все члены коллектива
проявляют взаимную требовательность,
заинтересованность в совместной
деятельности, переживают за успехи и
неудачи коллектива.

  1. Создавать реальные ситуации успеха для самопроявления и самореализации личности.

  2. Вырабатывать у ребят, что учиться - это долг перед родителями; добиваться сознательного отношения к учебе»

6.Вовлечь учащихся в познавательную внеурочную деятельность через кружки, секции, факультативы, предметные недели, внеклассные мероприятия. Исследовать учебные проблемы учеников и вовремя оказывать им действенную помощь

7.Формирование гражданской и правовой

культуры учащихся.

8. Активизировать работу с родителями.

Привлечь их к внеурочной деятельности.

- Анкетирование учащихся «Мое отношение к учению», «Отношения в коллективе», «Уровень
удовлетворённости школьной

жизнью учеников и родителей»,
«Отношение к классным и
школьным делам», «Классный
руководитель глазами

воспитанников, «Подросток и право» и т.д.;

-Диагностика уровня воспитанности
учащихся, уровня конфликтности
личности, жизненных ценностей,
проф. Ориентации, нравственной
мотивации, общественной

активности» и др.;

-Практикум «Познай себя», «Волшебный стул», «Я и коллектив», «Учись учиться»;

Рефлексивно-деловые игры «Символика класса», «Дежурство по классу», «Законы класса» и др.

-Сюжетно-ролевые игры,
викторины, встречи со

специалистами, семейные вечера, концерты, лектории, брейн-ринги.

  • КТД «Моя семья - моя радость», «Москва-столица нашей Родины», «Фольклорный праздник» и др.

  • участие в предметных неделях.

  • разнообразные конкурсы рисунка, сочинений, частушек и т.п.

  • экскурсии, поездки.











Ожидаемый результат:


1 этап (5-6 классы)

-Класс успешно прошел процесс адаптации в средней параллели;

-Между мной и детьми установились доверительные отношения;

-Дети лучше узнали себя, стали раскрываться их способности.

-«Горсть песка» превратилась в «мягкую глину», выделился актив. У ребят появляются управленческие навыки, налаживается общение. Классный коллектив достиг стадии «Мерцающий маяк».


2 этап (7-9 классы)

- Получить возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе (этап «Алый парус» по Лутошкину).

- Коллектив должен стать полноценной ячейкой общешкольного коллектива.
- Каждый ученик занимает активную и ответственную позицию во всём, что происходит в классе.

-Удетей закрепляется потребность действовать на благо общества, приносить людям пользу, т.е. каждый ученик должен стать настоящим гражданином своей школы, посёлка, страны.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!