Приложение № 1
Перспективная программа
воспитательной работы
классного руководителя
(5 – 9 классы)
Введение
Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех.
Г. Форд.
Создавая свою программу, я руководствовалась следующими документами:
- Декларацией прав ребёнка
- Конституцией РФ
- Конвенцией ООН о правах ребёнка
- Законом РФ «Об образовании»
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
- Положением о классном руководителе.
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
Помочь разрозненным личностям в создании сплочённого коллектива должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Им необходимо обеспечить возрастное развитие учащихся, развитие их природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и стремлений и одновременно подчинение индивидуальных способностей общим интересам коллектива. Это вызывает необходимость создания программы, которая определяет уровень овладения школьниками знаниями, умениями, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие; даёт им основные направления в выработке внутренней потребности вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.
Цели и задачи программы.
Принимая детей в 5 классе, классному руководителю важно соблюдать преемственность с начальной школой. Поэтому свою воспитательную работу строю согласно Программе развития школы. Изучение целей, задач, модели выпускника начальной школы, а также диагностика самого классного коллектива позволили выделить ряд характеристик учащихся моего класса, требующих особого внимания и продолжения их формирования в средней параллели:
- обладание собственными взглядами и умение их отстаивать;
- стремление познать себя и совершенствовать;
-мотивированность на достижение успеха.
В своей воспитательной работе мне также необходимо учитывать желаемый результат. Опорой стала модель выпускника 9 класса, представленная в Программе развития школы. Среди всех характеристик школьника приоритетными для своего класса считаю следующие:
выпускник 9 класса
владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, осознанно определяет сферу своих интересов и возможностей;
владеет навыками совместной деятельности;
владеет основными навыками целеполагания и планирования;
имеет положительную мотивацию на продолжение образования, на успех;
ответственно относится к своему здоровью.
Данные качества легли в основу постановки цели и задач воспитательной деятельности.
Цель: формирование деятельного, организованного, сплоченного коллектива, способствующего реализации учащимися личных потенциалов и приобретению социального опыта.
Задачи программы:
1.Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей;
- условия для развития творческих способностей школьников.
2. Связать в единое целое коллектив детей, учителей и родителей.
3. Формировать систему самоуправления в классе.
4.Воспитывать в детях:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважения к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- постоянный интерес учащихся к прошлому и настоящему своей малой родины, к культуре своего отечества, народа,
- потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
- потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
- стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.
5. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.
6. Создать
- условия для пробуждения интереса у детей и родителей к совместному творчеству;
- атмосферу, способствующую общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;
- условия для возрождения различных традиций, повышения культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых.
Принципы воспитательной работы.
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретённых возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося, уникальности классного коллектива. Необходимо не только учитывать особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему формированию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в деятельности, общении и отношениях. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению этого опыта.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации, способности ребёнка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности и в классе, и в школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности учащегося и уникальность группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «я - концепции», стимулирует ребёнка на дальнейшее самосовершенствование.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания ребёнка.
Механизм реализации.
Воспитательная программа классного коллектива, как самодеятельной, организованной, успешной, сплочённой группы включает в себя следующие функции:
- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребёнка, поддержку самовыражения способности детей, обеспечения развития классного коллектива;
- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое раннее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка, ученического коллектива;
- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищённости учащихся, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка;
- компенсирующую, предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующую, заключающуюся в педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника для уменьшения негативного влияния на формирование его личности.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет
(5-9 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап - 2010-2012 уч. годы (5-6 классы),
2 этап - 2012-2015 уч. годы (7-9 классы)
Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной деятельности.
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Познавательная активность учащихся Интеллектуальная развитость | Уровень мотивации Интеллектуальный потенциал Освоенность образовательных программ | Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости Интеллектуальные конкурсы |
Духовно- нравственная воспитанность учащихся Эстетическая воспитанность учащихся | Сформированность основных нравственных качеств личности. Социальная активность. Развитость чувства прекрасного. | Анкета «Диагностика уровня воспитанности учащихся» Педагогические наблюдения |
Развитость творческих способностей учащихся | Оригинальный подход к решению задач | Педагогическое наблюдение |
Физическая развитость учащихся | Состояние здоровья Развитость физических качеств. | Статистический медицинский анализ состояния здоровья. Выполнение нормативов. |
Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива | Комфортность удовлетворенность | Методики для учащихся и родителей по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса. |
Сформированность классного коллектива | Коммуникативность Отношения внутри классного коллектива | Анкета «Какой у нас коллектив?» Анкета «Какие мы?» Педагогическое наблюдение |
Сформированность ученического самоуправления | Умение самостоятельно принимать решения и действовать | Методика определения уровня развития самоуправления |
Этапы реализации программы:
Времен-ные рамки этапа | Задачи | Методы |
5-6 классы | 1.Успешно пройти процесс адаптации в средней параллели. 2.Завоевать любовь и доверие детей. 3.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 4.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние межличностных отношений. 5. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 6.Определить эффективность учебно- воспитательного процесса, место и роль в воспитательной системе школы. 7.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. 8. Формировать классное самоуправление | - анкетирование и диагностика личностных качеств (изучение мотивов участия в жизни класса, социометрия на выявление статуса ученика в классе, изучение психо-физиологических особенностей учащихся и т.п.) -наблюдение за деятельностью детей и ее анализ; -посещение семей учащихся, изучение жилищно- бытовых условий, изучение особенностей воспитания в семье; -тестирование сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин); «Какие мы?», «Мой класс». -психологический тренинг «Дружбой дорожить умейте», «Учись говорить нет!», «Убеди друга»; - проведение совместных мероприятий с родителями; -лекторий, беседы; -игры, конкурсы, театральные импровизации, праздники. -обучение актива класса; -практикумы «Выборы», «Создание законов класса» и т.п. |
7-9 классы | 1.Создание гуманистического микроклимата в коллективе, развитие его главного признака-защищенности учащихся. 2.Помочь активу закрепить управленческие функции, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. 3. Углубить и закрепить процесс гармоничного сочетания подчинения и руководства: все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. Создавать реальные ситуации успеха для самопроявления и самореализации личности. Вырабатывать у ребят, что учиться - это долг перед родителями; добиваться сознательного отношения к учебе» 6.Вовлечь учащихся в познавательную внеурочную деятельность через кружки, секции, факультативы, предметные недели, внеклассные мероприятия. Исследовать учебные проблемы учеников и вовремя оказывать им действенную помощь 7.Формирование гражданской и правовой культуры учащихся. 8. Активизировать работу с родителями. Привлечь их к внеурочной деятельности. | - Анкетирование учащихся «Мое отношение к учению», «Отношения в коллективе», «Уровень удовлетворённости школьной жизнью учеников и родителей», «Отношение к классным и школьным делам», «Классный руководитель глазами воспитанников, «Подросток и право» и т.д.; -Диагностика уровня воспитанности учащихся, уровня конфликтности личности, жизненных ценностей, проф. Ориентации, нравственной мотивации, общественной активности» и др.; -Практикум «Познай себя», «Волшебный стул», «Я и коллектив», «Учись учиться»; Рефлексивно-деловые игры «Символика класса», «Дежурство по классу», «Законы класса» и др. -Сюжетно-ролевые игры, викторины, встречи со специалистами, семейные вечера, концерты, лектории, брейн-ринги. КТД «Моя семья - моя радость», «Москва-столица нашей Родины», «Фольклорный праздник» и др. участие в предметных неделях. разнообразные конкурсы рисунка, сочинений, частушек и т.п. экскурсии, поездки. |
Ожидаемый результат:
1 этап (5-6 классы)
-Класс успешно прошел процесс адаптации в средней параллели;
-Между мной и детьми установились доверительные отношения;
-Дети лучше узнали себя, стали раскрываться их способности.
-«Горсть песка» превратилась в «мягкую глину», выделился актив. У ребят появляются управленческие навыки, налаживается общение. Классный коллектив достиг стадии «Мерцающий маяк».
2 этап (7-9 классы)
- Получить возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе (этап «Алый парус» по Лутошкину).
- Коллектив должен стать полноценной ячейкой общешкольного коллектива.
- Каждый ученик занимает активную и ответственную позицию во всём, что происходит в классе.
-Удетей закрепляется потребность действовать на благо общества, приносить людям пользу, т.е. каждый ученик должен стать настоящим гражданином своей школы, посёлка, страны.