Перспективное планирование педагога – психолога МБОУ «СОШ №10» Н.В. Маркиной
на 2016-2017 уч. г.
Цель: ученик, адаптированный к школьной жизни, способный к развитию познавательных процессов с учетом индивидуальных возрастных особенностей, умеющий применять знания по саморегуляции и самоконтролю, владеющий приемами коммуникаций со сверстниками и взрослыми способствующей успешной социализации.
Направления работы | Мероприятия | Цель | Задачи | Сроки выполнения | Ожидаемый результат |
диагностическое | 1.Диагностика готовности к школьному обучению первоклассников 2.Диагностика адаптации третьеклассников к среднему звену обучения. (авт. Р.В. Овчарова) 3. Диагностика школьной тревожности (Р.Тэмпл, А. Дарки, Амен) для 1 кл., для 3. кл. «Тест тревожности Филлипса». 4. Диагностика самооценки 1 классы: Методика «Лесенка» авт. Т.Дембо, С. Рубинштейн. 3 классы: Методика «Лесенка» авт Щур В.Г. 5.Диагностика ВПФ, ЭВС обучающихся 1,3-х классов 6. Диагностика суицидального поведения младших школьников | Выявление уровня подготовки первоклассников к обучению в школе -Выявление группы учащихся нуждающихся в психокоррекционной помощи. -определить в каких сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность, и какие конкретно формы принимает -Выявить самооценку обучающихся выявление уровня актуального развития, адаптации школьников. Выявить обучающихся «группы риска» | Определить уровень готовности к школьному обучению - определить степень социально-психологической адаптации - выявление детей нуждающихся в психологической помощи -выявление детей с неадекватной самооценкой -Определение уровня учебной мотивации, школьной тревожности, самооценки, агрессивности. Выявление межличностных отношений в классных коллективах. | Сентябрь, декабрь, апрель сентябрь, октябрь апрель Сентябрь, декабрь, апрель сентябрь, декабрь, апрель ноябрь, апрель . | Комплектование групп для коррекционной и развивающей работы. Комплектование групп для коррекционной работы; отслеживание изменений, произошедших в результате работы с детьми по программе. Комплектование групп для коррекционной и развивающей работы, отслеживание изменений с детьми, произошедших в результате работы с ними. Скоординировать работу педагогического коллектива по преодолению проблем. Оказание психологической помощи детям «группы риска». |
Коррекционно-развивающая | 1.Проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися низких учебных способностей. а) проведение групповых и индивидуальных занятий для нормализации психологического климата в классе. 2.Проведение занятий с дезадаптированными учащимися 1«К» и 3«К» классов 3.Работа с детьми 1«К», 3-«К» классов вошедших в «группу риска». | - способствовать развитию коммуникативных навыков; -зрительно-пространственного восприятия, внимания; -формирование зрительной памяти, зрительно-моторной функции. -Успешное включение школьников в учебный процесс. --развитие ВПФ (мышления, памяти, внимания, познавательных интересов). ЭВС (снижение уровня тревожности, агрессивности, повышение самооценки). | -формирование социальной адаптации ребенка Выявить мотивационные возможности ребенка в учебном процессе Научить детей работать по алгоритму. | -октябрь - в течение учебного года - в течение учебного года -- в течение учебного года | -Ученик, получивший навыки понимания и выполнения программного материала учебного процесса; -оптимизация систем «ученик-учитель», «ученик – ученик». -снижение признаков дезадаптации. Ученик, умеющий применять знания по саморегуляции и самоконтролю, владеющий приемами коммуникаций со сверстниками и взрослыми способствующей успешной социализации. |
Консультативная и профилактическая | 1. Работа с учащимися - индивидуальные консультации по запросу 2.Беседа с учащимися о нарушениях поведения (по запросу педагогов) 3.Работа с педагогами - индивидуальные консультации по запросу. 4.Групповые консультации | -помощь в разрешении психологических проблем ребенка. -помощь в осознании детьми собственного неадекватного поведения. --помощь в устранении трудностей в коммуникативной и личностных сферах педагогов -помощь в устранение возникших трудностей. | - выявить проблемы нарушающие психологическое состояние ребенка -выявление проблем и причин неадекватного поведения --выявление причин -выявление причин | -- в течение учебного года -- в течение учебного года -- в течение учебного года -- в течение учебного года | -устранение проблем или ослабление её воздействия на жизнедеятельность ребенка. -оптимизация взаимоотношений в системе «ученик – учитель». --устранение проблем, препятствующих жизнедеятельности, формирование позитивных взаимоотношений -устранение проблемы и\или ослабление её воздействия на жизнедеятельность |
Просвещение педагогов | 5.Психолого-педагогические семинары: 1 «Психологические особенности коррекционной работы с детьми не готовыми к обучению в школе». 2. О « синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов. 3. Самореализация в творчестве как способ укрепления психологического здоровья | -познакомить педагогов с психологическими особенностями детей не готовыми к обучению в школе (низкая мотивация, девиантное поведение) -Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки -научить педагогов приемам развития креативности, освоить упражнения, направленные на развитие креативности. | -выявление причин -отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения. -определить влияние творческих задач на самочувствие, активность, настроение | сентябрь. -февраль. -март. | - Повышение психологической грамотности педагогов. -реализация эффективного сопровождения учащихся в УВП. . Профилактика эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. |
Просвещение родителей | 1.индивидуальные консультации по запросу 2.Групповые консультации 3. Проведение « Клуба начальных знаний» для родителей. | -повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки родителя. -помощь в разрешении проблем ребенка и родителя. - предупреждение родительских ошибок при организации и проведении работы познавательного характера с детьми -гармонизация стиля воспитания. -изменение неадекватных родительских позиций; -расширение осознанности мотивов воспитания в семье; -«Мой особенный ребенок»; - «Как быть хорошим родителем» -«Особенности общения в семье» -«Стили воспитания детей»; Конференция отцов. Для родителей 3-х классов «Подготовка к ТПМПК | --выявление причин -отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения. -проанализировать отношение родителей с детьми -выявить ошибки допускаемые родителями в отношении детей -Психологическое просвещение – дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье. -Обучение – дать определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели. -Переориентация – самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско – родительских и иных межличностных отношений, преодоление стереотипов, ригидных патеров поведения. Поддержка и повышение педагогической грамотности родителей при подготовке ребенка к ТПМПК | по запросу в течение учебного года Октябрь, -октябрь -ноябрь -январь -март -февраль - апрель | -устранение трудностей в социализации, разрешение проблем учащихся и взрослых, формирование позитивных взаимоотношений. --плодотворное участие родителей в УВП, их помощь детям в преодолении трудностей. - устранение трудностей в детско-родительских отношениях; -гармонизация семейных отношений Повышение психологической грамотности родителей. Повышение психологической грамотности родителей. |
Методическая работа | -Изучение специальной литературы, освоение новых технологий, участие в региональных и районных научно-методический и научно-технических мероприятиях, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций. -Поступить на дистанционные курсы в НОУ АНМЦ «Развитие и коррекция». | -повышение теоретической и практической компетентности --//-- | -помощь в решение задач личностно-ориентированного обучения | - в течение учебного года | - самореализация в собственной профессии. Повышение квалификации |
Аналитическая работа | Анализ способов и форм оказания помощи детям, испытывающих трудности в познавательной, коммуникативной, эмоционально- волевой и поведенческой сферах. | - оценка эффективности их применения. | -отследить и проанализировать наиболее эффективные формы и методы работы. | -в течение учебного года | - выбор и внедрение оптимальных на данный момент в данной ситуации способов и форм оказания помощи |
Педагог-психолог ____________________________________Н.В. Маркина