СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности с детьми средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности с детьми средней группы. Разработано на основе пособия Мартыновой Е.А., Сучковой И.М. "Организация опытно - экспериментальной деятльности детей 2-7 лет". На данном сайте представлен "Лабораторный альбомчик" для фиксации результатов опытов и экспериментов с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности с детьми средней группы»

Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, сон. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты и эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго.

Цель деятельности:

  • Развивать познавательную активность детей.


Задачи деятельности:

  • Выявить свойства воды, воздуха, солнечного света.

  • Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними, провести опыты с семенами.

  • Привести к пониманию того, что человек воспринимает мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

  • Опытным путем определить свойства стекла, резины, дерева, магнита, бумаги.

  • Развивать смекалку, любознательность, наблюдательность, сообразительность.


Используемая литература:

  • Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград, 2011




Перспективное планирование деятельности с детьми средней группы


Сентябрь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Окрашивание воды


Помочь выявить свойства воды.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.161


Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель.

Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.


Играем с красками


Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.162

Материал: прозрачная вода, краски.

Оборудование: 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.


Друзья


Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.165

Материал. Вода.

Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.


Вода бывает теплой, холодной, горячей


Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.166

Материал: вода – холодная, теплая, горячая, 3 кусочка льда.

Оборудование: 3 стаканчика, водный термометр.

Октябрь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Танец горошин


Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.168

Материал: вода, горошины.

Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши.


Поиск воздуха


Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.169

Материал: вода.

Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.


Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?


Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.170

Оборудование: воздушный шарик, скотч, игла.


Веселая полоска


Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.170

Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши.










Ноябрь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Подводная лодка из винограда


Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.171

Материал: свежая газированная вода (лимонад), виноградинка.

Оборудование: стакан.


Делаем облако



Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.173

Материал: горячая вода, кусочки льда.

Оборудование: трехлитровая банка, противень.


Что любят растения?


Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.174

Материал: 2 -3 одинаковых растения.

Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.


Где живут зернышки?


Познакомить со строением колоска.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.175

Материал: колоски.

Оборудование: подносы.










Декабрь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Где прячутся детки?


Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.175

Материал: почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи.


Хитрые семена


Познакомить со способами проращивания семян.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.177

Оборудование: 2 баночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши.


Соревнование


Познакомить с состоянием почвы, развивать наблюдательность, любознательность.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.178

Материал: почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции.

Оборудование: 2 стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши.

Потеря воды во время дыхания


Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.179

Оборудование: холодное стекло.











Январь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Значение расположения ушей


Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.181


Отгадай на вкус


Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее).


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.182

Материал: от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов.


Угадай по запаху


Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.183

Материал: Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д.


Откуда берется голос?


Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.184

Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.













Февраль

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Рукам своим не верю


Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.185

Материал: вода – холодная, комнатная и горячая.

Оборудование: 3 миски.


Исследование природы с помощью органов чувств


Дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.186

Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.


Ящик ощущений


Развивать тактильную чувствительность.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.187

Оборудование: коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения.

Тайный похититель варенья


Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.188

Материал: измельченный ножом карандашный грифель.












Март

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Черное и белое


Познакомить с влиянием солнечных лучей на белый и черный цвет; развивать наблюдательность, смекалку.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.189

Оборудование: салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши.


Солнечные зайчики


Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.190

Материал: вода.

Оборудование: зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали.

Радуга


Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.192

Материал: вода.

Оборудование: миска, зеркало, белый лист бумаги.


Необычные кораблики


Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.193

Материал: вода.

Оборудование: 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши.








Апрель

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Секрет сосновой шишки


Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.194

Материал: 2 сосновые шишки, теплая вода.

Оборудование: ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши

Мыло – фокусник


Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.196

Материал: кусочек мыла.

Оборудование: ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.


Как замесить тесто?


Познакомить с составом теста.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.197

Материал: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.


Мой веселый, звонкий мяч


Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.198

Материал: вода.

Оборудование: ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаш, лист бумаги.








Май

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Узнай все о себе, шарик


Познакомить с резиной, ее качествами, свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.199

Оборудование: воздушные шары (2 надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.


На чем полетят человечки?


Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.201

Материал: вода.

Оборудование: резиновые шары и мячи; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, обувь); емкость, набивные мячи из ткани.


Стеклянный город


Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.203

Материал: краски разных цветов.

Оборудование: стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка, предмет, изготовленный из оргстекла.

Угадай-ка


Помочь понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера.


Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.204

Оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие мячи, матрешки, машины, мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!