МБОУ «Тетюшская СОШ№1 им.Ханжина П.С.»
Перспективный план самообразования учителя русского языка и литературы
Гисматуллиной Светланы Михайловны.
2016-2019 гг
Перспективный план самообразования
над методической темой учителя русского языка и литературы
«Исследовательская позиция в обучении как источник и результат творческого развития обучающегося».
Когда начата работа над темой: 2016-2017 учебный год
Когда предполагается закончить работу над темой:
2018-2019 учебный год.
Актуальность темы.
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически прохожу соответствующие курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальному плану развития своего профессионализма.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы и развитие благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе; активизировать познавательную деятельность и исследовательскую культуру в рамках реализации ФГОС.
Задачи самообразования по теме:
- продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка и литературы;
- разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ;
- улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ЕГЭ и ГИА путем использования современных образовательных технологий;
- применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
- формировать учебную мотивацию и интерес к русскому языку и литературе через активизацию познавательной деятельности и исследовательской культуры.
- создать атмосферу сотрудничества, коллективизма, совместной деятельности учителя и учащихся.
- внедрять исследовательскую культуру для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления.
- повышать уровень обученности и качества знаний.
Ожидаемые результаты:
Работа над планом профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, также в реализации педагогической темы школы «Повышение качества образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий». Тема: «Повышение профессиональной компетентности учителя, способствующей успешной социализации учащихся в поликультурном обществе».
Этапы проработки
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение традиционных и инновационных педагогических технологий, литературы по проблеме и имеющего опыта | 2016 (сентябрь-декабрь) | 1.Изучение работ лингвиста И.А.Бодуэн де Куртенэ; 2.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. 3. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28 |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системных мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2017 (январь-май) | 1.Выступление на заседании школьного методического объединения «Условия внедрения исследовательской компетентности». 2.Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося». 3. Разработка плана работы с одаренными обучающимися. 4.Разработка программы по подготовке учащихся к ГИА. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2018-2019 учебный год | 1.Участие в вебинарах «Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении». 2.Подготовка учащихся к олимпиадам разного уровня. 3.Подготовка учащихся к ХVII республиканской научно-практической конференции школьников имени Л.Н. Толстого. 4. Подготовка учащихся к Межрегиональному конкурсу творческих и проектных работ учащихся «Династии России». 5.Подготовка учащихся к творческому конкурсу для школьников «Вперед – в прошлое - 2017» |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2019 (cентябрь-декабрь) | 1.Участие в профессиональных конкурсах. 2.Разработка диагностического материала для уроков русского языка и литературы. 3.Сбор и создание собственных печатных и интерактивных заданий, наглядных средств обучения, разработок уроков. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2018-2020 | Публикации на сайтах «Педсовет» и «Открытый класс» технологических карт, конспектов уроков и методических разработок. Обобщение опыта работы и публикация на сайте школы. |
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | План мероприятий | Примерный срок (год) реализации |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |
1. | Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты: «Русский язык и литература в школе», «Первое сентября. Русский язык». | 2016-2017 уч.г. |
2. | Прохождение курсов профессиональной подготовки. | 2018 уч.г. |
4. | Изучение применения новых образовательных технологий в работе учителей школы, района, республики, в области обучения и воспитания. | 2016-2017-2018 |
7. | Участие в вебинарах и семинарах различного урвоня. | 2016-2018 |
Использование современных образовательных технологий |
1. | Использование возможностей Интернет на уроке. | постоянно |
2. | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий. | постоянно |
3. | Широкое использование на уроках русского языка и литературы электронных учебников. | Постоянно |
4. | Приобретение новых электронных учебников. | постоянно |
5. | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе. | в системе |
б. | Включиться в Всероссийскую экспериментально-творческую группу педагогов ЦПИ им. К.Д.Ушинского по теме Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности (Руководитель Кузалов А.В.) | 2017-2018 |
7. | Проведение экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов; 2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков; 3) проекты на уроках русского языка и литературы. | 2016-2018 |
8. | Проведение экспериментальных уроков. | По плану МО |
9. | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | 2016-2018 |
10 | Участвовать в деятельности республиканской инновационной площадки ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по направлению «Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан» | 2016-2019 |
11 | Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка. Решение профессиональных, предметных и методических задач. Уровень диагностируемой компетенции на веб-платформе ABBYY Мониторинг. | 2017 |
12 | Экспертиза материалов (оценка фрагментов педагогической деятельности: карточка проекта, план урока, видеофрагмент урока и рефлексивный отчёт) в портале профессионального роста учителя РТ | 2017 |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта |
1. | 1. Высткпление на августовской конференции на секции учителей русского языка и литературы по программе “Особенности преподавания русского языка и литературы в контексте современных проблем образования”; | 2016 |
2. Участие в Республиканском семинаре-совещании “Особенности преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС ОО” ; | 2016 |
3. Мастер-класс на районном семинаре заместителей директоров по учебной работе по теме «Подходы к проектированию деятельности общеобразовательных учреждений в условиях введения ФГОС»; | 2017 |
4. Выступление республиканском семинаре “Система контроля и оценки образовательных достижений учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО” на МБОУ “Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.”; | 2017 |
5. Выступление на секция учителей русского языка и литературы в рамках августовского совещания по проблеме «Вопросы реализации этнокультурного потенциала и воспитательных задач при преподавании русского языка и литературы»; | 2017 |
6. Выступление на секции заместителей директоров по учебно-воспитательной работе августовского совещания по проблеме «Современный образовательный процесс: проблемы качества и пути решения». | 2017 |
2. | Публикации разработок уроков, внеклассных занятий, авторских программ, проектов на персональном сайте. | 2016-2019 |
3. | Создание электронной почты для контакта с коллегами | 2016-2019 |
Участие в конкурсах профессионального мастерства |
1. | Участие в профессиональных конкурсах на районном и региональном уровнях: "Лучший урок с применением ИКТ» Учитель года «Современный урок» областной фестиваль учителей-словесников «Открытый урок» | 2016-2019 |
Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время |
1. | 1. Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ во всех классах. | ежегодно |
2. | Систематически пополнять папки с КИМ для ЕГЭ и ОГЭ на основании ежегодных изменений кодификаторов и критериев к сочинениям – рассуждениям. | ежегодно |
3. | Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционной олимпиадах и конкурсах. | ежегодно |
4. | Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровне. | ежегодно |
5. | Вовлекать больше учащихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. | Ежегодно |
6. | Вовлекать учащихся в творческую деятельность для участия в конкурсе чтецов. | ежегодно |
Предполагаемый результат.
1. Повышение качества преподаваемого предмета.
2. Проведенные открытые уроки перед учителями школы.
3. Доклады и выступления.
4. Разработка дидактических материалов.
5. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
6. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
7. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.