СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая война с Карфагеном

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Первая война Рима с Карфагеном (264-241 гг. до н.э.)

 Цель: сформировать представление о причине, характере и результате первой войны Рима с Карфагеном

Задачи:

    Образовательная: подвести учащихся к пониманию причин и характера войны Рима с Карфагеном.

    Развивающая: продолжить формирование умения работать с информацией, картографических ЗУН у учащихся, развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную      точку зрения.

    Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения к историческому прошлому, проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, неприятия зла.

Личность в истории: Ганнибал

Тип урока: урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Первая война с Карфагеном»

Пуртова Анастасия Викторовна, учитель истории

Разработка урока для 5 «б» класса

Тема: Первая война Рима с Карфагеном (264-241 гг. до н.э.)

Цель: сформировать представление о причине, характере и результате первой войны Рима с Карфагеном

Задачи:

Образовательная: подвести учащихся к пониманию причин и характера войны Рима с Карфагеном.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с информацией, картографических ЗУН у учащихся, развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения.

Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения к историческому прошлому, проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, неприятия зла.

Личность в истории: Ганнибал

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»». 2011.

Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 класс. К учебнику Михайловского Ф.А. «История Древнего мира». М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»». 2008.

Репин А.В. История Древнего мира. Дидактические материалы. 5 класс. Саратов: Лицей. 2009.

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории 5 класс. М.: ТЦ Сфера. 2003.

Карта «Первая война Рима с Карфагеном». Атлас. Контурные карты.

Схема 14. «Римские завоевания в Средиземноморье»

Иллюстрации «Ганнибал», «Карфаген», «Ворон», «Ростральная колонна – памятник победы на море».

План урока:

  1. Проверка знаний

  2. Карфаген – соперник Рима

  3. Борьба за Сицилию

  4. Рим и Карфаген готовятся к новой схватке

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент (1 мин.)

Организация начала урока, проверка наличия школьных принадлежностей,

Приветствие: «Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!». Определение отсутствующих.

Здороваются, садятся.

Дежурный в классе называет отсутствующих.

  1. В качестве проверки домашнего задания мы проведем тестирование по теме «Возникновение Рима и установление господства над Италией». К тестированию вы готовились. (8 мин.)

Вариант 1

Вариант 2

1.Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:

а) Нила б) Тигра в) Тибра г) Евфрата

1.Особенностями природно-климатических условий Италии являются: а)высокие горы б)полноводные реки в) плодородные равнины

г)каменистые почвы

2. Для принятия законов граждане Рима собирались на: а)Марсовом Поле б)Капитолийском холме в)Палатинском холме г)Форуме

2. Переселенцы из завоеванных Римом областей назывались:

а)патрициями б)плебеями в)ликторами г)легионерами


3.Согласно легенде, Рим был основан в:

а) 280 г. до н. э. б) 390 г. до н.э. в) 509 г. до н.э. г) 753 г. до н.э.

3. Римляне установили республику в: а) 753 г. до н.э. б)509 г. до н.э. в) 390 г. до н.э. г)280 г. до н.э.

4.Подтверждают ли археологические исследования эту дату?

4.Какие племена населяли территорию Апеннинского полуострова?

4. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил господство над: а) Италией б)Восточным Средиземноморьем в)Грецией г) Испанией


4. Республика в дословном переводе с латинского означает: а) «Власть народа» б) «Общественное дело» в) «Власть знати» г) «Власть одного человека»

5. В Римской республике народный трибун обладает правом «Вето», что в переводе с латинского означало: а) разрешаю б)запрещаю в)утверждаю г)рекомендую

5. В результате двухсотлетней борьбы плебеев и патрициев был заключен «священный договор», по которому плебеи: а) стали полноправными гражданами Рима; б) не получили права участвовать в управлении Римом; в) добились запрещения долгового рабства; г) получили право становиться судьями.

6.Последним царем Рима был:

а) Сервий Туллий; б)Нума Помпилий; в) Тарквиний Гордый; г) Анк Марций

6. Укажите, сколько лет длился царский период в Риме: а) 200 лет;

б) около 240 лет; в) 300 лет; г) около 380 лет.


Выполняют тестовые задания

  1. Изучение нового материала

(Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Актуализация опорных знаний.) (2 мин)


Объявление темы урока.

Вопрос: Внимательно посмотрите на тему урока, подумайте и скажите, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать? Вместе с учениками осуществляем постановку цели урока.

Учитель подводит итог и записывает цель на доске:

  • Выяснить причины, характер и итог первой пунической войны


Ученики определяют цель урока.


Записывают тему урока в тетрадь.

Вводное слово учителя

(1 мин)

Средиземноморье - так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного, а также связанных с ним морей. Если, глядя на карту, мысленно провести вертикальную черту между Грецией и Италией, то Средиземноморье условно разделится на две части. Правая половинка - это Восточное Средиземноморье, а левое - Западное.

Покорив племена Италии, Рим вышел на широкую арену международной политики и начал завоевания в Средиземноморье. Его главным соперником в Западном Средиземноморье стал Карфаген. Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а у римлян его не было. В этой главе мы узнаем о кровопролитных войнах, которые вела Римская республика, о тяжелых поражениях и блестящих победах римлян.

Слушают

Учащиеся читают текст учебника и отвечают на вопросы в тетрадях


(Проверка усвоения на уровне восприятия, понимания, запоминания)

(15 мин)

  1. Карфаген был основан в IX в. до н.э. выходцами из:

  • Тира

  • Сидона

  • Библа

  • Милета


Дети вспоминают пройденный материал (параграф 15 «Финикийские мореплаватели»).

Отвечают: «Карфаген был основан в IX в. до н.э. выходцами из Тира». Один ученик отмечает правильный ответ, работая у доски, ученики записывают правильный ответ в тетрадь - (в таком же алгоритме выполняются остальные задания).


  1. Карфаген находился :

  • в Малой Азии

  • на острове Крит

  • в Северной Африке

  • на Пиренейском полуострове

Дети вспоминают пройденный материал (параграф 15 «Финикийские мореплаватели»).

Отвечают: «Карфаген находился в Северной Африке». Записывают правильный ответ.


  1. Какими землями владел Карфаген?

Ученики отвечают: «К III тысячелетию до н.э. Карфаген владел обширными территориями в Африке, а также двумя крупными островами в Средиземном море – Корсикой и Сардинией». Записывают правильный ответ.

Ученики находят острова в атласе, отмечают в контурной карте.


  1. Результат первой войны Рима с Карфагеном:

  • Уничтожение римского военного флота

  • Захват Карфагеном юга Италии

  • Полный разгром Карфагена

  • Присоединение Сицилии к Риму

Ученики отвечают: «В результате первой войны Карфаген сдался, и римляне завладели Сицилией». Записывают ответ.


  1. В честь морской победы в Риме была установлена колонна, украшенная:

  • Рострами

  • Флагами

  • Захваченным оружием

  • скульптурами

Ответ ученики находят, работая с иллюстрацией на стр. 222 «Ростральная колонна - памятник победы на море, украшенный носами кораблей». Записывают в тетрадь.

Работа с терминами

Пуны – карфагеняне

Вороны – перекидные мостики с острыми крючьями на конце

Ростр - (лат. rostrum — «клюв, выдающаяся часть, нос корабля») — таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времён Древнего Рима, применялся для нанесения ударов кораблю противника

Выступление учеников с опережающим заданием, краткий рассказ, что такое «вороны и ростры».

Ученики термины записывают в тетрадь.

Историческая физкультминутка

(2 мин.)

Ребята, в Древнем Риме и Карфагене, перед тем как начать бой солдаты очень много тренировались, давайте встанем и разомнемся:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь солдат всегда готов! (аплодисменты)

Выполняют историческую физкультминутку

Работа с источником. «Личность в истории – Ганнибал (247 или 246 – 183 гг. до н.э.) – карфагенский полководец».

(5 мин)


Работа в малых группах по два человека. Задание: прочитать документ,

1-ой группе назвать аргументы, характеризующие с положительной стороны Ганнибала;

2-ой группе назвать аргументы, характеризующие Ганнибала с отрицательной стороны.

Общее задание, найти в тексте ответ на вопрос: Ганнибал умер:

  • своей смертью в изгнании

  • от рук наемных убийц

  • в бою с римлянами

  • от яда

«Насколько он был смел, бросаясь в опасность, на столько же бывал осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, от которого он бы уставал телом и падал духом. И зной, и мороз переносил с равным терпением; ел и пил столько, сколько требовала природа, а не в удовольствие; распределял время для бодрствования и сна, не обращая внимания на день и ночь, он уделял покою те часы, которые у него оставались свободными от работы; притом он не пользовался мягкой постелью и не требовал тишины, чтобы легче заснуть; часто его видели, как он, завернувшись в военный плащ, спит на голой земле среди караульных и часовых. Одеждой он ничуть не отличался от ровесников; только по вооружению да по коню его можно было узнать. Как в коннице, так и пехоте он далеко оставлял за собою остальных; Он первым устремлялся в бой, последним оставлял поле сражения.

Но в одинаковой мере с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святыни… Жизнь полководца завершилась трагически – Ганнибал принял яд, чтобы не сдаться римлянам».


Но в одинаковой степени с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь.





Работают в малых группах с текстом документа, называют аргументы «за»:

  • Смелость, неприхотливость, отвага Ганнибала

Аргументы «против»:

  • Бесчеловечность, неуважение к святыням, несоблюдение клятв

Самостоятельно делают вывод – Ганнибал был противоречивой личностью, сочетал в себе разные качества, такого человека нельзя оценивать однозначно.


Находят в тексте ответ, что умер он от яда, не желая сдаваться римлянам

  1. Закрепление материала

(3 мин)

Викторина «Римляне и карфагеняне».


*Назовите богатейший город в Северной Африке (Карфаген)


*Кто такие пуны? (карфагеняне)


*Сколько лет длилась первая Пуническая война? (23г.)


*Что такое вороны? (перекидные мостики с острыми крючьями на конце)


*Как звали сына полководца Гамилькара? (Ганнибал)


*В чём было преимущество Карфагена над Римом? (у Карфагена был флот, а у Рима---нет)


*Какой остров в 1-ой Пунической войне завоевал Рим? (о.Сицилия)


*В каком году началась первая Пуническая война? (в 264 г. до н.э.)

Ученики отвечают, соревнуясь по рядам (ученик какого ряда быстрее отреагирует, поднимет руку и назовет правильный ответ)

  1. Подводим итоги урока

(ученики должны закончить предложение)

(2 мин)

  • Главный итог первой войны Рима с Карфагеном -

  • В результате Рим овладел –

  • Что потребовалось создать римлянам, чтобы победить Карфаген на море?

  • Был ли разрушен Карфаген?

  • Следовательно, мог ли Карфаген смириться со своим поражением?


Ученики отвечают:

  • Победа римлян

  • о. Сицилия

  • Военный флот

  • Нет, его могущество не было подорвано

  • Нет, не исключена возможность новой войны.

Один ученик обобщает полученные ответы: «Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном, завладеть Сицилией; сломить сопротивление Карфагена не удалось; Рим и Карфаген готовятся к новой войне.

  1. Выставление оценок

Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 41. Вопрос ы в конце параграфа. Задания в контурной карте выполнить до конца. Выучить термины и даты.

Творческое задание * на дополнительную оценку: «Сравнить личности трех великих полководцев древности: А. Македонского, Пирра и Ганнибала. Кто из них был наиболее человечным? Почему? Какие качества Ганнибала вызывают у вас уважение? Обоснуйте свою мысль. Как вы считаете, мешали ли Ганнибалу отрицательные черты его характера?» (в целях экономии времени данное задание раздается на заранее напечатанных карточках).

Запись домашнего задания в дневник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!