Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»». 2011.
Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 класс. К учебнику Михайловского Ф.А. «История Древнего мира». М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»». 2008.
Репин А.В. История Древнего мира. Дидактические материалы. 5 класс. Саратов: Лицей. 2009.
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории 5 класс. М.: ТЦ Сфера. 2003.
Карта «Первая война Рима с Карфагеном». Атлас. Контурные карты.
Схема 14. «Римские завоевания в Средиземноморье»
Иллюстрации «Ганнибал», «Карфаген», «Ворон», «Ростральная колонна – памятник победы на море».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент (1 мин.) | Организация начала урока, проверка наличия школьных принадлежностей, Приветствие: «Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!». Определение отсутствующих. | Здороваются, садятся. Дежурный в классе называет отсутствующих. |
В качестве проверки домашнего задания мы проведем тестирование по теме «Возникновение Рима и установление господства над Италией». К тестированию вы готовились. (8 мин.) | Вариант 1 | Вариант 2 | 1.Город Рим возник в Италии на левом берегу реки: а) Нила б) Тигра в) Тибра г) Евфрата | 1.Особенностями природно-климатических условий Италии являются: а)высокие горы б)полноводные реки в) плодородные равнины г)каменистые почвы | 2. Для принятия законов граждане Рима собирались на: а)Марсовом Поле б)Капитолийском холме в)Палатинском холме г)Форуме | 2. Переселенцы из завоеванных Римом областей назывались: а)патрициями б)плебеями в)ликторами г)легионерами | 3.Согласно легенде, Рим был основан в: а) 280 г. до н. э. б) 390 г. до н.э. в) 509 г. до н.э. г) 753 г. до н.э. | 3. Римляне установили республику в: а) 753 г. до н.э. б)509 г. до н.э. в) 390 г. до н.э. г)280 г. до н.э. | 4.Подтверждают ли археологические исследования эту дату? | 4.Какие племена населяли территорию Апеннинского полуострова? | 4. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил господство над: а) Италией б)Восточным Средиземноморьем в)Грецией г) Испанией | 4. Республика в дословном переводе с латинского означает: а) «Власть народа» б) «Общественное дело» в) «Власть знати» г) «Власть одного человека» | 5. В Римской республике народный трибун обладает правом «Вето», что в переводе с латинского означало: а) разрешаю б)запрещаю в)утверждаю г)рекомендую | 5. В результате двухсотлетней борьбы плебеев и патрициев был заключен «священный договор», по которому плебеи: а) стали полноправными гражданами Рима; б) не получили права участвовать в управлении Римом; в) добились запрещения долгового рабства; г) получили право становиться судьями. | 6.Последним царем Рима был: а) Сервий Туллий; б)Нума Помпилий; в) Тарквиний Гордый; г) Анк Марций | 6. Укажите, сколько лет длился царский период в Риме: а) 200 лет; б) около 240 лет; в) 300 лет; г) около 380 лет. | | Выполняют тестовые задания |
Изучение нового материала (Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Актуализация опорных знаний.) (2 мин) | Объявление темы урока. Вопрос: Внимательно посмотрите на тему урока, подумайте и скажите, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать? Вместе с учениками осуществляем постановку цели урока. Учитель подводит итог и записывает цель на доске: | Ученики определяют цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
Вводное слово учителя (1 мин) | Средиземноморье - так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного, а также связанных с ним морей. Если, глядя на карту, мысленно провести вертикальную черту между Грецией и Италией, то Средиземноморье условно разделится на две части. Правая половинка - это Восточное Средиземноморье, а левое - Западное. Покорив племена Италии, Рим вышел на широкую арену международной политики и начал завоевания в Средиземноморье. Его главным соперником в Западном Средиземноморье стал Карфаген. Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а у римлян его не было. В этой главе мы узнаем о кровопролитных войнах, которые вела Римская республика, о тяжелых поражениях и блестящих победах римлян. | Слушают |
Учащиеся читают текст учебника и отвечают на вопросы в тетрадях (Проверка усвоения на уровне восприятия, понимания, запоминания) (15 мин) | Карфаген был основан в IX в. до н.э. выходцами из: | Дети вспоминают пройденный материал (параграф 15 «Финикийские мореплаватели»). Отвечают: «Карфаген был основан в IX в. до н.э. выходцами из Тира». Один ученик отмечает правильный ответ, работая у доски, ученики записывают правильный ответ в тетрадь - (в таком же алгоритме выполняются остальные задания). |
| Карфаген находился : | Дети вспоминают пройденный материал (параграф 15 «Финикийские мореплаватели»). Отвечают: «Карфаген находился в Северной Африке». Записывают правильный ответ. |
| Какими землями владел Карфаген? | Ученики отвечают: «К III тысячелетию до н.э. Карфаген владел обширными территориями в Африке, а также двумя крупными островами в Средиземном море – Корсикой и Сардинией». Записывают правильный ответ. Ученики находят острова в атласе, отмечают в контурной карте. |
| Результат первой войны Рима с Карфагеном: Уничтожение римского военного флота Захват Карфагеном юга Италии Полный разгром Карфагена Присоединение Сицилии к Риму | Ученики отвечают: «В результате первой войны Карфаген сдался, и римляне завладели Сицилией». Записывают ответ. |
| В честь морской победы в Риме была установлена колонна, украшенная: Рострами Флагами Захваченным оружием скульптурами | Ответ ученики находят, работая с иллюстрацией на стр. 222 «Ростральная колонна - памятник победы на море, украшенный носами кораблей». Записывают в тетрадь. |
Работа с терминами | Пуны – карфагеняне Вороны – перекидные мостики с острыми крючьями на конце Ростр - (лат. rostrum — «клюв, выдающаяся часть, нос корабля») — таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времён Древнего Рима, применялся для нанесения ударов кораблю противника | Выступление учеников с опережающим заданием, краткий рассказ, что такое «вороны и ростры». Ученики термины записывают в тетрадь. |
Историческая физкультминутка (2 мин.) | Ребята, в Древнем Риме и Карфагене, перед тем как начать бой солдаты очень много тренировались, давайте встанем и разомнемся: Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке (шагаем на месте) Круг почета пробежать (бег на месте), Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук) Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох) Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох) Будь солдат всегда готов! (аплодисменты) | Выполняют историческую физкультминутку |
Работа с источником. «Личность в истории – Ганнибал (247 или 246 – 183 гг. до н.э.) – карфагенский полководец». (5 мин) | Работа в малых группах по два человека. Задание: прочитать документ, 1-ой группе назвать аргументы, характеризующие с положительной стороны Ганнибала; 2-ой группе назвать аргументы, характеризующие Ганнибала с отрицательной стороны. Общее задание, найти в тексте ответ на вопрос: Ганнибал умер: своей смертью в изгнании от рук наемных убийц в бою с римлянами от яда «Насколько он был смел, бросаясь в опасность, на столько же бывал осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, от которого он бы уставал телом и падал духом. И зной, и мороз переносил с равным терпением; ел и пил столько, сколько требовала природа, а не в удовольствие; распределял время для бодрствования и сна, не обращая внимания на день и ночь, он уделял покою те часы, которые у него оставались свободными от работы; притом он не пользовался мягкой постелью и не требовал тишины, чтобы легче заснуть; часто его видели, как он, завернувшись в военный плащ, спит на голой земле среди караульных и часовых. Одеждой он ничуть не отличался от ровесников; только по вооружению да по коню его можно было узнать. Как в коннице, так и пехоте он далеко оставлял за собою остальных; Он первым устремлялся в бой, последним оставлял поле сражения. Но в одинаковой мере с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святыни… Жизнь полководца завершилась трагически – Ганнибал принял яд, чтобы не сдаться римлянам». Но в одинаковой степени с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. | Работают в малых группах с текстом документа, называют аргументы «за»: Аргументы «против»: Самостоятельно делают вывод – Ганнибал был противоречивой личностью, сочетал в себе разные качества, такого человека нельзя оценивать однозначно. Находят в тексте ответ, что умер он от яда, не желая сдаваться римлянам |
Закрепление материала (3 мин) | Викторина «Римляне и карфагеняне». *Назовите богатейший город в Северной Африке (Карфаген) *Кто такие пуны? (карфагеняне) *Сколько лет длилась первая Пуническая война? (23г.) *Что такое вороны? (перекидные мостики с острыми крючьями на конце) *Как звали сына полководца Гамилькара? (Ганнибал) *В чём было преимущество Карфагена над Римом? (у Карфагена был флот, а у Рима---нет) *Какой остров в 1-ой Пунической войне завоевал Рим? (о.Сицилия) *В каком году началась первая Пуническая война? (в 264 г. до н.э.) | Ученики отвечают, соревнуясь по рядам (ученик какого ряда быстрее отреагирует, поднимет руку и назовет правильный ответ) |
Подводим итоги урока (ученики должны закончить предложение) (2 мин) | Главный итог первой войны Рима с Карфагеном - В результате Рим овладел – Что потребовалось создать римлянам, чтобы победить Карфаген на море? Был ли разрушен Карфаген? Следовательно, мог ли Карфаген смириться со своим поражением? | Ученики отвечают: Победа римлян о. Сицилия Военный флот Нет, его могущество не было подорвано Нет, не исключена возможность новой войны. Один ученик обобщает полученные ответы: «Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном, завладеть Сицилией; сломить сопротивление Карфагена не удалось; Рим и Карфаген готовятся к новой войне. |
Выставление оценок Домашнее задание (1 мин) | Параграф 41. Вопрос ы в конце параграфа. Задания в контурной карте выполнить до конца. Выучить термины и даты. Творческое задание * на дополнительную оценку: «Сравнить личности трех великих полководцев древности: А. Македонского, Пирра и Ганнибала. Кто из них был наиболее человечным? Почему? Какие качества Ганнибала вызывают у вас уважение? Обоснуйте свою мысль. Как вы считаете, мешали ли Ганнибалу отрицательные черты его характера?» (в целях экономии времени данное задание раздается на заранее напечатанных карточках). | Запись домашнего задания в дневник |