СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на миропредставление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка необходима для учителя начальных классов, который начинает работать по программе " Перспективная начальная школа". Здесь идёт описание тех моментов, на которые необходимо обратить внимание при разборе и анализе литературного произведения для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«"Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на миропредставление"»

-1-

«ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ОСОБЕННОСТЯМИ ПОЭТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА МИР»

Программа первого класса предполагает плавный переход от « Азбуки»

к учебному предмету « Литературное чтение». С целью создания ситуации успеха в процессе чтения авторами был произведён тщательный отбор текстов. Отобранные тексты вызывают ярко выраженные положительные эмоции у детской аудитории.

Наличие многочисленных текстовых повторов – принципиальная особенность отобранных текстов, позволяющая решать две важные задачи :

  • повтор позволяет младшему школьнику « реабилитироваться» во время чтения повторяющейся строчки, прибавляет ему психологической уверенности в процессе чтения, создаёт ситуацию комфорта и успеха

  • просматривание и чтение повтора – это зарядка для глаз, которая приучает

« узнавать» только что освоенное пошаговое как целое.

На материале авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме, как о созвучных словах находящихся в конце слова; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности.

Дети получают общее представление о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями « автор» и « название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают своё отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Работа с текстами ведётся в 2- х плоскостях. С одной стороны, у школьников должно складываться представление о поэзии как об особом восприятии мира, которое не обязательно выражается в стихотворной форме и совсем не обязательно прибегать к помощи РИФМЫ, чтобы выразить себя.

С другой стороны, школьники постепенно должны оценить содержательность всех формальных характеристик стихотворной формы.

1 – й класс – пропедевтика всей работы. Для этого возрастного периода достаточно, чтобы дети умели обнаруживать и сравнивать « хвосты» слов в конце строчек и находить, что с чем рифмуется.


В стихотворении Даниила Хармса « Очень- очень вкусный пирог»

КОТ предлагает детям дополнить его нужными слова.

- Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …. ( позвал)

КОТ спрашивает , а как дети догадались, что именно эти слова? Что им помогло? Как Вы думаете?

Смысл вопросов в том, чтобы обратить внимание детей на их собственные действия : догадаться, что им помогли в равной степени смысл и рифма.

После КОТ уточняет : « В стихах главное, чтобы было складно? Или важно что – то ещё? Этот вопрос рассчитан на более слабых учеников , которые должны ещё раз проговорить это важный вывод: стихи должны быть не просто складными ,но и со смыслом


На материале стихотворения Ирины Пивоваровой « Кулинаки- пулинаки» , мы поможем детям сделать ещё одно открытие : осознать, что рифма – это созвучные концы слов в конце строчек.

- Кулинаки- пулинаки,

Громко гавкают собаки,

Тихо тикают часы,

Чистят чижики носы.

( Попробуйте найти слова, которые звучат похоже – пулинаки- собаки,

Часы- носы)

Поскольку в стихотворении используется парная рифма ( рифмуются соседние строки), детям несложно найти сходные « хвосты»- важно, чтобы были в конце строчек.

У стихотворения шуточное начало- это то, что сразу указывает на его шуточный характер. Последние 2 строчки ( Только тот и разберёт, кто ходит задом- наперёд) показывают авторское отношение к тексту , что это « шутка»

Параллельно идёт работа , связанная с пониманием того, что поэзия – это не просто рифмованные строчки, поэт помогает нам по – другому посмотреть на мир. Учитывая, что возраст детей 7-8 лет мы показываем ценность фантастически- шуточного взгляда на мир, который очень близок детям.

Чувство юмора – это одна из форм проявления эстетического чувства, причём именно та, которая ближе всего и доступнее детям.

В стихотворении Алексея Дмитриева « Шлагбаум» предлагается детям найти все слова , которые рифмуются со словом « шлагбаум»? _( кудаум, грибаум,тогдаум, поездаум)

-Здесь школьник убеждается в том, что они стоят не в соседних строчках, но делают текст складным.

Далее предлагается детям подумать, существуют ли такие слова на самом деле? Зачем же поэт их придумал?

Цель вопросов в том, -чтобы маленький читатель получил внутренне удовлетворение от близкой ему языковой игры и почувствовал на доступном ему уровне тот дух свободы, которым отличается поэзия,

-осознал возможность творить в мире слов

Поэт придумывает слова , чтобы нас удивить , рассмешить, доставить нам удовольствие.



-А как Вы думаете, почему именно так искажаются слова, и кто ( из действующих лиц) начал их искажать?


Важно , чтобы дети заметили , что именно шлагбаум начинает искажать форму слов, причём таким образом, что названия всех предметов делаются похожими на название « его самого», т. е приобретают форму, созвучную слову

« шлагбаум». А у же мальчик ( герой стихотворения) искажает слова, стараясь

говорить со шлагбаумом на одном языке. В конце предлагается парная работа- прочитать строчки выделенные только цветом, а потом поменяться с соседом по парте. Цель этого задания - совершенствовать навык чтения.

В поэзии часто используется такой художественный приём, восприятие которого доступно младшим школьникам и они без труда его обнаруживают–это звукопись. Важно обратить внимание на то, что поэты специально подыскивают такие слова, в которых присутствует звук.

Например, если прочитать строчки Елены Благининой быстро,

Жужжит

Над жимолостью

Жук.

Зелёный на жуке

Кожух ( шуба, тулуп)


то дети заметят , что это похоже на скороговорку, а в них тоже своеобразная звукопись, однако её задача не в том, чтобы имитировать звуки, а в том, чтобы в шуточном тексте создать сложность его произнесения.

Некоторые произведения содержат такие задания ,как читать по ролям или чтение вслух

Читать по ролям даже очень простой текст всегда сложно. Это требует внимания, сосредоточенности, умения. Нам важно вовлечь ребят в весёлое коллективное и несложное действие, важно, чтобы они получали удовольствие от участия в нём. Чтение вслух должно всё время звучать на уроке в 1 –ом классе : у всех слушающих и следящих в процессе этого чтения вырабатывается умение внутреннего чтения.

ТЕМУ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ можно проследить в стихотворении Виктора Лунина « Целыми днями….»

- Прочитайте, пожалуйста по цепочке

- Как Вы думаете, какая будет цель задания ?

Ответ – совершенствовать технику чтения, привлекая к этому процессу как можно больше активных участников и побуждая следить за ним всех пассивных учеников.

- Почему читать его не очень сложно детям?

(наличие рифмы, присутствие многочисленных повторов 6 раз – целыми днями, между столами, между шкафами и « а вместе с нами» и то, что герои – это их ровесники . Школьник должен примерить на себя ту ситуацию, которая разворачивается в тексте.

В данном стихотворении речь идёт о безудержном энтузиазме детей, которые готовы играть с утра до вечера, сопровождая свои игры шумом . И автор от лица мальчика , вовсе не осуждает детей, а лишь в шуточной форме напоминает нам о

существовании мамы и о её долготерпении. Важно, чтобы они поняли, ради чего каждая мама всё это терпит.

Важно, чтобы школьник учился не осуждать героя,а ставить себя на его место, а это очень не просто!

Рассматривая стихотворение Бориса Заходера « Рапуны»

можно уже начинать говорить о такой важной ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА МИР, КАК НАЛИЧИЕ ФАНТАЗИИ.

Под собой не чуя ног,

Скачет резвый Рапунок.

А большие Рапуны

Тихо спят и видят сны.

Поэт не просто смотрит на мир : он смотрит на мир сквозь призму воображения.

Фантазия и воображение – это его очки, его чудесная оптика, которая позволяет в самом обыкновенном обнаруживать чудесное.


Рапунов придумал и вообразил поэт Борис Заходер.

-Попробуйте описать их, какие он?


Мы только знаем, что они могут быть взрослыми( большими) и детьми

( маленькими), что маленькие могут резво скакать, а большие – спать. И это – всё. Мы не знаем на 2 – х ногах или на 4- ёх, какая у них шкурка.

-НО, какая нам с вами от природы дана величайшая способность?

( способность воображения)

-А что она нам позволяет делать? ( по своему представлять всё, о чём мы слышим и читаем. Каждый из нас творец и художник) Все Рапуны , которых мы вообразили и представили отличаются друг от друга и КОТ , сказал, что рапуны всё время меняют внешний вид.

-Благодаря кому, они меняют внешний вид ? ( нам, каждый нафантазировал своего рапуна)

(попробуйте нарисовать своего рапуна и сравнить с соседом)



Это стихотворение готовит детей к восприятию стих. Ирины Токмаковой

« В одной стране».

С нашей помощью младший школьник может обнаружить самые обыкновенные вещи, а на которые падает взгляд поэта, оживают под этим взглядом., т.е для поэта все предметы живые и одухотворённые.

-Найдите и прочитайте это в тексте? ( ботинок лижет молоко, будто щеночек,


И мы должны обратить внимание детей на то, что сам наш язык обладает выразительностью, которая оживляет неживые вещи- мы действительно называем кусочек кожи у ботинка, сверху которого идёт шнуровка, язычком, поскольку он похож на язык, но мы настолько к этому привыкли, что не замечаем этого. А поэтесса заметила и « оживила» ботинок.

Поэт смотрит на мир по – особому. Это особое зрение можно назвать

воображением , фантазией. Но делает это зрение особым сила любви.

Если наблюдать какое- нибудь явление без любви, то нет никаких шансов что- нибудь обнаружить или заметить. Именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!