СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Первый снег" сочинение по картине

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Творческая работа: составление текста на тему наступления  зимы.Сочинение «Первый снег»

Просмотр содержимого документа
«"Первый снег" сочинение по картине»

Тема: Творческая работа: составление текста на тему наступления  зимы.

                                                  Сочинение «Первый снег»

Тип урока: проба пера

Вид:  учимся составлять тексты

Цели урока:
образовательные
формирование умения составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи, литературы, собственных наблюдений;
воспитательные
учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;
развивающие
развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи, литературы, собственных наблюдений; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.

Методическое обеспечение урока: презентация "Первый снег";
сборники стихов о природе;
индивидуальные карточки.





Ход урока.

1.Орг. Момент.

Отгадайте загадку.

Идет, а ног нет;
Лежит, а постели нет;
Легкий, а крыши ломит.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.


Мы редко задумываемся о том, насколько щедра наша природа. Как много подарков она нам приносит. Разве можно представить Новый год и Рождество без снега и мороза? А ведь в некоторых странах люди никогда снега и не видели.

2.Проверка домашнего задания.

Дома вы писали сочинение о первом в этом году снеге. Давайте послушаем некоторые.

(учащиеся зачитывают сочинения)



3.Актуализация знаний.

Сегодня я хочу предложить нарисовать картину зимы. Но чем же, ведь красок нет.

Многие писатели оставили нам свои сочинения о зиме. Послушайте их.

Яков Аким «Первый снег»

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег! Первый снег!

Он кружится. Легкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой!

 В .Бианки »Первый снег

Самый первый снег робок и тих. Снежок белый и легкий Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь- как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки.

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Сегодня я хочу познакомить вас с картиной Аркадия Пластова. (слайд)

Аркадий Александрович Пластов – сын иконописца. Его семья жила в деревне. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. Еще будучи совсем молодым, он сказал «Я буду только художником и больше никем».

Художник написал эту картину 71 год назад. Как вы думаете, что изобразил автор на картине?

4.Постановка цели.

Какую цель поставим?

Познакомиться с картиной Поленова.

Рассмотреть и описать картину.

Подготовиться к написанию сочинения.

Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по картине.
как вы думаете, что на ней может быть изображено?

4. Рассматривание картины.

5. Беседа по содержанию картины.

- Где происходит в городе или в действие деревне?

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

Как вы думаете, кто выбежал первым?

- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях.

Куда смотрят ребята?(Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны,они рады снегу, для них это праздник.

-Что какое дерево изобразил автор?

-Какая она? ( раскидистая, высокая, старая, заснеженная.)

6. Работа со словарем настроений.

- Посмотрите на карточки, выберите слова –названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Радость+

Восторг+

волнение

Удивление+

Восхищение+

беспокойство

испуг

грусть

Интерес+

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые,бледно-голубые, голубовато-сероватые,серовато-розовые, светло-коричневые.)

- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе,и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы,художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег

дети

земля

ворона

небо

береза

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

снег

Как гладкие чистые страницы

Укрыл землю


Очень к лицу земле

Порошил


Как чистые капли воды

Щекотал лицо


Белая скатерть полей

Кружился


Лебяжий пух земли

Порхал


Робкий и тихий

Танцевал


Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9. Составление плана сочинения:

Давайте составим план. О чем следует написать вначале? (О первом снеге)

1.Первый день зимы.

О ком следует еще рассказать, кто изображен на переднем плане?(дети)

Какое у них настроение?(радостное)

2.Радость детей.

Кого и что еще изобразил художник? (ворону, березу)

3.Удивительная красота деревенской природы.

Каждое произведение, картина, стихотворение, музыка, вызывает у нас различные чувства. О чем еще вам нужно рассказать в сочинении?

4.Мое отношение к картине.

10. Домашнее задание.

Используя опорные слова, эпитеты, сравнения, словарь настроения напишите дома сочинение по плану.

11.Рефлексия.
Я сегодня познакомился с картиной Поленова…

Я увидел на картине…

Мне особенно понравилось…

Мне захотелось после урока…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя