Тема: Творческая работа: составление текста на тему наступления зимы.
Сочинение «Первый снег»
Тип урока: проба пера
Вид: учимся составлять тексты
Цели урока:
образовательные
формирование умения составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи, литературы, собственных наблюдений;
воспитательные
учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;
развивающие
развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи, литературы, собственных наблюдений; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.
Методическое обеспечение урока: презентация "Первый снег";
сборники стихов о природе;
индивидуальные карточки.
Ход урока.
1.Орг. Момент.
Отгадайте загадку.
Идет, а ног нет;
Лежит, а постели нет;
Легкий, а крыши ломит.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Мы редко задумываемся о том, насколько щедра наша природа. Как много подарков она нам приносит. Разве можно представить Новый год и Рождество без снега и мороза? А ведь в некоторых странах люди никогда снега и не видели.
2.Проверка домашнего задания.
Дома вы писали сочинение о первом в этом году снеге. Давайте послушаем некоторые.
(учащиеся зачитывают сочинения)
3.Актуализация знаний.
Сегодня я хочу предложить нарисовать картину зимы. Но чем же, ведь красок нет.
Многие писатели оставили нам свои сочинения о зиме. Послушайте их.
Яков Аким «Первый снег»
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах
Первый снег! Первый снег!
Он кружится. Легкий, новый
У ребят над головой
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой!
В .Бианки »Первый снег
Самый первый снег робок и тих. Снежок белый и легкий Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь- как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки.
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Сегодня я хочу познакомить вас с картиной Аркадия Пластова. (слайд)
Аркадий Александрович Пластов – сын иконописца. Его семья жила в деревне. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. Еще будучи совсем молодым, он сказал «Я буду только художником и больше никем».
Художник написал эту картину 71 год назад. Как вы думаете, что изобразил автор на картине?
4.Постановка цели.
Какую цель поставим?
Познакомиться с картиной Поленова.
Рассмотреть и описать картину.
Подготовиться к написанию сочинения.
Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по картине.
как вы думаете, что на ней может быть изображено?
4. Рассматривание картины.
5. Беседа по содержанию картины.
- Где происходит в городе или в действие деревне?
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
Как вы думаете, кто выбежал первым?
- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях.
Куда смотрят ребята?(Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны,они рады снегу, для них это праздник.
-Что какое дерево изобразил автор?
-Какая она? ( раскидистая, высокая, старая, заснеженная.)
6. Работа со словарем настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова –названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
Радость+ | Восторг+ | волнение |
Удивление+ | Восхищение+ | беспокойство |
испуг | грусть | Интерес+ |
Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)
- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)
- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
7. Выявление изобразительных средств картины.
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые,бледно-голубые, голубовато-сероватые,серовато-розовые, светло-коричневые.)
- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе,и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы,художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)
8. Речевая подготовка к сочинению.
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег | дети |
земля | ворона |
небо | береза |
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
снег | Как гладкие чистые страницы | Укрыл землю |
| Очень к лицу земле | Порошил |
| Как чистые капли воды | Щекотал лицо |
| Белая скатерть полей | Кружился |
| Лебяжий пух земли | Порхал |
| Робкий и тихий | Танцевал |
| Пушистый и мохнатый | Опускался большими хлопьями |
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
9. Составление плана сочинения:
Давайте составим план. О чем следует написать вначале? (О первом снеге)
1.Первый день зимы.
О ком следует еще рассказать, кто изображен на переднем плане?(дети)
Какое у них настроение?(радостное)
2.Радость детей.
Кого и что еще изобразил художник? (ворону, березу)
3.Удивительная красота деревенской природы.
Каждое произведение, картина, стихотворение, музыка, вызывает у нас различные чувства. О чем еще вам нужно рассказать в сочинении?
4.Мое отношение к картине.
10. Домашнее задание.
Используя опорные слова, эпитеты, сравнения, словарь настроения напишите дома сочинение по плану.
11.Рефлексия.
Я сегодня познакомился с картиной Поленова…
Я увидел на картине…
Мне особенно понравилось…
Мне захотелось после урока…