СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые шаги реализации ФГОС ООО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. 

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги реализации ФГОС ООО»

Сампурский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»









Первые шаги реализации
ФГОС ООО





















учитель математики:

Козадаева Надежда Сергеевна









2016 – 2017 уч. год

Мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать в своей деятельности.

        Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? С позиции ФГОС я поняла – для того, чтобы они стали успешными в жизни.

        Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, т.е. владеть УУД, поэтому переосмыслив свою деятельность, приоритетами  считаю развитие способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. Для этого появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход - методологическую основу ФГОС.

При изучении нового материала часто использую метод создания проблемных ситуаций. Технология проблемно-диалогического обучения является образовательной технологией деятельностного типа и реализует требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная технология универсальна, так как применима на любом предметном содержании и на любой ступени обучения. Автором данной технологии является Елена Леонидовна Мельникова.

Усвоение знаний учащимися осуществляется посредством специально организованного диалога. Виды диалогов: побуждающий диалог - мои вопросы побуждают детей высказывать различные версии решения проблемы. Например, на этапе актуализации знаний наряду с пройденными заданиями я включаю задания, содержащие новый материал. В итоге создаётся проблемная ситуация. Побуждающий диалог выглядит так: «Ребята, вы смогли выполнить задание? Почему? В чём проблема? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Рассмотрим тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Даны числовые выражения  3/4+1/4, 3/7+11/7, 6/11+8/11, 1/3+2/5, 3/8+1/4. Вы можете решить данные примеры? Если нет, то почему? Где испытываете затруднения? Появились примеры суммы обыкновенных дробей с разными знаменателями. Как их решать? Звучат ответы, в том числе и неправильные: учащиеся предлагают складывать и числители, и знаменатели. Таким образом, идет диалог между мной и учениками, между самими учениками и создается ситуация выхода из тупика. На этапе поиска решения я побуждаю учеников высказывать и проверять гипотезы, то есть обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Следующий вид диалога - подводящий диалог. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

Пример1: тема урока: «Упрощение выражений».

Предлагаю решить задачу: Маша съела несколько конфет, Аня в три раза больше Маши, а Света в два раза больше Маши. Сколько всего конфет съели девочки. Запишите выражения следующих величин:

число конфет съеденных Машей х

число конфет съеденных Аней 3х

число конфет съеденных Светой 2х

Сколько всего конфет съели девочки х+2х+3х=? какой закон можно применить при преобразовании выражения (1+2+3)х =6* х.

А теперь посмотрите на начало и конец записи.

Вопрос: что произошло с выражением, записанном в начале?

Ответы: записали короче, записали в другом виде.

Вопрос: хорошо, а как еще можно сказать?

Ответ: упростили выражение.

Вопрос: как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Ответ: упрощать выражения.

Вопрос: какова тема нашего урока?

Ответ: упрощение выражений.

Вопрос: Какова цель нашего урока?

Ответ: научиться упрощать выражения.

Пример 2. В теме «Формулы» проводится практическая работа по решению задач на движение.

Предположим, учащиеся неплохо поняли, как решать задачи по математике. Умеете выкачивать всю спрятанную информацию из задачи и записывать её в виде математических выражений. Но задачки на движение – не идут…

Ну не хватает информации, и всё тут! Почему? А вот почему!

Для успешного решения задач на движение нужно кое-что твёрдо держать в голове. А именно – формулу-ключ, в которой связаны путь, время и скорость. В любой задаче дают кучу информации, но эту формулу – никогда! S=V*t

Вот вы и запомнили нехитрую формулу скорости, пути, времени:

S - это пройденный путь, или расстояние,

V – скорость движения,

t – время движения.

Хочешь узнать расстояние, путь,

Скорость на время умножь, не забудь,

Если же скорость ты хочешь найти,

То расстояние на время дели.

Пример 3: Например, урок математики в 5 классе по теме «Комбинаторные задачи» начинаю так:

-Ребята, вы забыли пароль на вашем компьютере, сколько вариантов вам придется перебрать, прежде чем вы сможете восстановить доступ? 

-Часто ли вам приходится просчитывать варианты каких-либо событий?

-Легло ли вам это удаётся и сколько тратится на это времени?

-Как можно назвать перебор этих вариантов?

-Все ли комбинации вы учитываете?

-Как можно назвать задачи, где рассматриваются всевозможные комбинации?

-Существует ли раздел математики, занимающийся исследованием подобных задач?

Учитель вместе с учащимися приходит к выводу: «комбинаторика» – раздел математики,   посвященный решению задач выбора и расположения заданных элементов по заданным правилам. 

Кроме приведенных выше методов постановки учебной проблемы существует еще один, наиболее простой: сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса, применив мотивирующие приемы. Первый прием, «яркое пятно», заключается в сообщении классу интересного материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, шутки и др. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Ещё один приём: «Задай вопрос соседу». Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает в начале следующего урока. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресует классу или самому учителю.
Другой прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Например, при изучении задач на проценты, показываю насколько велико прикладное значение этой темы, объясняю, как правильно рассчитать скидки на товары и услуги, как определить, услугами какого банка выгоднее пользоваться.

При использовании проблемно-диалогической технологии я получаю возможность формировать у учащихся все виды УУД: регулятивные (когда дети определяют границы своего знания и незнания, ставят цель), познавательные (при постановке проблемы), коммуникативные (учащиеся вступают в диалог с учителем, друг с другом). Ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, формулы. Это мотивирует учащихся к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, гарантирует понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу. Таким образом, технология проблемного диалога обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. В ходе устного счета развивается память, логическое мышление, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.

При организации практической работы учащихся на уроках часто предлагаю ученикам парные задания, что способствует формированию коммуникативных учебных действий, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки домашних работ.

Осуществляю дифференцированный подход, он способствует развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно-уровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом.

  Используя метод проектов, я развиваю личностные действия, позволяющие сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Первый мини-проект был по теме «Великие математики». Проекты практической значимости: «Составление кроссвордов», «Выполнение развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды», «Выполнение макета угла».

При закреплении изученного материала использую игровые технологии–« Найди ошибку».


Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!