СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Петя Ростов" (отр. из романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К урокам  литературы по книге "Вокруг тебя-мир..." . 5 класс

Просмотр содержимого документа
«" Петя Ростов" (отр. из романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир")»

К УРОКАМ ПО ОТРЫВКАМ ИЗ РОМАНА Л.ТОЛСТОГО  « ВОЙНА И МИР » «Вокруг тебя-мир…». 5 класс

К УРОКАМ ПО ОТРЫВКАМ ИЗ РОМАНА Л.ТОЛСТОГО « ВОЙНА И МИР »

«Вокруг тебя-мир…». 5 класс

  Цели:             общая  – обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным.             частные  – формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев;                            расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев.

  Цели:

           общая  – обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным.            частные  – формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев;                           расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев.

Слово о писателе Граф Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Слово о писателе

  • Граф Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).
Работа по тексту      1.  Какое впечатление произвела на вас первая встреча с Петей?         (Ученики обращают внимание на следующее: он старается незаметно подтянуть панталоны, «…как только  Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости…» и т.п.)      2.  Почему Петя решил остаться у Денисова?          (Главное для него – не стремление отличиться – ему «…не нужны награды»,– а необыкновенно сильное и  постоянное желание быть в самом важном месте.)      3.  Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде Денисова?         (Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям…». Это чувство распространяется  и на вещи, его окружающие: «изюм чудесный», «такие прекрасные вещи», «кофейник…чудесный» и т.п.)

Работа по тексту

  •    1.  Какое впечатление произвела на вас первая встреча с Петей?        (Ученики обращают внимание на следующее: он старается незаметно подтянуть панталоны, «…как только  Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости…» и т.п.)    2.  Почему Петя решил остаться у Денисова?         (Главное для него – не стремление отличиться – ему «…не нужны награды»,– а необыкновенно сильное и  постоянное желание быть в самом важном месте.)    3.  Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде Денисова?        (Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям…». Это чувство распространяется  и на вещи, его окружающие: «изюм чудесный», «такие прекрасные вещи», «кофейник…чудесный» и т.п.)
***

***

Работа по тексту   4.  Каково душевное состояние Пети в эти дни?          (Важно найти слова Толстого, подчеркивающие и объясняющие возбужденное состояние мальчика: от «радости, что он большой», от «поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего  геройства…».)      5.  Что видит во сне Петя? Каков смысл этого сна? Как реальный мир вторгается в Петины сны?      6.  На страницах отрывков из романа вы встретились с еще одним мальчиком – сверстником Пети. Как выглядит маленький пленный француз-барабанщик? Как к нему относятся в отряде Денисова?      7.  После рассказа Тихона Щербатого Петя «оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце». Почему?      8.  Как вам кажется, почему Петя считает возможным попросить, чтобы юного пленника позвали к  офицерскому столу? Почему он сам вызывается привести его? О чем говорят читателю такие детали:  Петя «робко и ласково» дотрагивался до руки пленника, говорил «нежным шепотом»?

Работа по тексту

  • 4.  Каково душевное состояние Пети в эти дни?        
  • (Важно найти слова Толстого, подчеркивающие и объясняющие возбужденное состояние мальчика: от «радости, что он большой», от «поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего  геройства…».)    5.  Что видит во сне Петя? Каков смысл этого сна? Как реальный мир вторгается в Петины сны?    6.  На страницах отрывков из романа вы встретились с еще одним мальчиком – сверстником Пети. Как выглядит маленький пленный француз-барабанщик? Как к нему относятся в отряде Денисова?    7.  После рассказа Тихона Щербатого Петя «оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце». Почему?    8.  Как вам кажется, почему Петя считает возможным попросить, чтобы юного пленника позвали к  офицерскому столу? Почему он сам вызывается привести его? О чем говорят читателю такие детали:  Петя «робко и ласково» дотрагивался до руки пленника, говорил «нежным шепотом»?

Продолжение работы по тексту

  •    1.  Кто из взрослых действует рядом с Петей на страницах романа в этом отрывке?       Назовите их. Кого из них особенно выделяет писатель?        (Имена основных героев – Денисова, Долохова, Тихона Щербатого записываются на доске так,  чтобы под каждым из них можно было делать необходимые записи – результаты работы с  литературным материалом.)    2.  Найдите в тексте строчки, характеризующие Денисова, Долохова, Тихона Щербатого. Сделайте  соответствующие записи.       (Дети находят и записывают информацию в тетради, учитель может работать параллельно с ними на доске.  В ученических тетрадях должны появиться записи типа: Денисов: «исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо»; «весело блеснув глазами», «сердито покашливал», «одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая Чудотворца и в манере говорить, во всех приемах  выказывал особенность своего положения»… Долохов: «много рассказов про необычайные храбрость и  жестокость… с французами», «имел вид самого чопорного гвардейского офицера»; «лицо его было чисто  выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой   фуражке»… Тихон Щербатый: «изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло  самодовольным весельем»; «отвечал… хриплым, но певучим басом», «плоские, вывернутые в лаптях ноги»;  любит представлять в лицах то, что с ним произошло в разведке; «сияющая глупая улыбка, открывшая недостаток зуба»…)
Продолжение работы по тексту     3.  Посмотрите, какие разные люди оказались в одно и то же время в одном и том же месте.        Что объединяет их?        Как проявляют себя эти люди на войне?        Как они сражаются?         (Все они смелые, храбрые, хладнокровные воины.)      4.  В то же время между ними не всегда существуют дружеские отношения.        Что является причиной несогласия, даже конфликта?         (Особенно серьезные разногласия возникают между основными героями из-за их отношения к пленным.)      5.  Как каждый из героев относится к пленным?         (Ученикам предлагается вспомнить, а при необходимости и перечитать или пересказать следующие  эпизоды: рассказ Тихона Щербатого о взятии «языка», спор Долохова и Денисова об отношении к  пленным.)     6.  Перечитайте рассказ Тихона Щербатого.        Как вы поняли из текста, почему он вернулся из разведки без «языка»?

Продолжение работы по тексту

  •    3.  Посмотрите, какие разные люди оказались в одно и то же время в одном и том же месте.       Что объединяет их?       Как проявляют себя эти люди на войне?       Как они сражаются?        (Все они смелые, храбрые, хладнокровные воины.)    4.  В то же время между ними не всегда существуют дружеские отношения.       Что является причиной несогласия, даже конфликта?        (Особенно серьезные разногласия возникают между основными героями из-за их отношения к пленным.)    5.  Как каждый из героев относится к пленным?        (Ученикам предлагается вспомнить, а при необходимости и перечитать или пересказать следующие  эпизоды: рассказ Тихона Щербатого о взятии «языка», спор Долохова и Денисова об отношении к  пленным.)
  •    6.  Перечитайте рассказ Тихона Щербатого.       Как вы поняли из текста, почему он вернулся из разведки без «языка»?

Продолжение работы по тексту

  •   7.  Обратитесь к сцене спора Денисова и Долохова.       Какие основания каждый из спорящих находит для отстаивания своей позиции?       Вы тоже невольные свидетели этого спора.       Чья позиция вам ближе?       Почему?        (Учитель может обратить внимание учеников на то, что этот острый спор носит непримиримый характер, у его участников – серьезные разногласия: как обращаться с военнопленными. Такой спор может быть  назван конфликтом. Подробнее понятие «конфликт» будет рассматриваться в 6-м классе:  см. методические рекомендации для 6-го класса – раздел II, а также с. 6.)       Подберите слова, которые могут определить позицию каждого из участников спора.       Продолжите фразы: Отношение к пленным у Денисова – … (какое?), а у Долохова – … (какое?)        (Ученики могут дать такие пары определений: доброе – злое, хорошее – плохое, справедливое –  несправедливое и т.п. Важно, чтобы ученики назвали также и пару «человечное – бесчеловечное». В синонимическом ряду к слову «человечный» есть слово «гуманный», то есть «человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях». Более серьезная работа по толкованию этого слова и умению отличать его от слов «гуманитарный», «гуманистический» будет в 6-м классе – см. методические  рекомендации к 6-му классу, М., 1999, с. 76.)    8.  Как Петя относится к этим героям? Как вам кажется, чье отношение к пленным ему ближе?        (Пете дважды становится «неловко»: в конце рассказа Тихона Щербатого, когда он «понял, что Тихон этот убил человека», и во время спора Денисова и Долохова.)
***

***

Завершение работы по тексту

  • 9.  Как Денисов и Долохов относятся к Пете?        (Для Денисова Петя частичка мирной жизни, память о дорогих людях. Денисов старается уберечь Петю от  напрасного риска, который неизбежен на войне: «совсем и тебе не нужно ездить…», «а уж его я ни за что  не пущу»; «в волнении, в беспокойствии досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его»; просил «слушаться… и никуда не соваться» во время боя; «дрожащими руками повернул к себе  запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети»; «звуки, похожие на лай, с которыми  Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Долохову же Петя безразличен:  «отчего ж не взять» в опасную разведку «молоденького графчика».)    10.  Обратитесь к заключительной сцене. Как вам кажется, о чем заставляют задуматься читателя следующие  строки: «– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему  удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! –  крикнул он Денисову»? (Смерть Пети для Долохова – лишь оправдание расправы с пленными французами.  Какие слова употребляют Долохов и Денисов, говоря о смерти Пети? («готов»/«убит».)  Каково значение сцены гибели Пети Ростова?
Цитаты               

Цитаты

  •               "Только жизнь невозместима, кроме нее – все и вся".
  •                                               Антон Рубинштейн                                     (1829–1894, русский музыкант)
  •              "Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою".
  •                                               Еврипид                                        (около 480 до н.э. – 406 до н.э.,                                                  древнегреческий драматург)
Домашнее задание          Напишите, о чем побудили задуматься вас страницы романа Л. Толстого?        Какие из этих мыслей кажутся вам особенно важными сегодня?

Домашнее задание

  •        Напишите, о чем побудили задуматься вас страницы романа Л. Толстого?       Какие из этих мыслей кажутся вам особенно важными сегодня?
***

***


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя