СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пигменты - материал для подготовки к олимпиадам

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительный материал по фотосинтезирующим пигментам. 

 

Просмотр содержимого документа
«Пигменты - материал для подготовки к олимпиадам»

14


2 ФОТОСИНТЕЗ


2.1 Пигментные системы фотосинтеза


Основным органом фотосинтеза у высших растений является лист. На рисунке 5 показано анатомическое строение листа.

Задание 1: рассмотрите рисунок 5. Ответьте на вопросы:

  1. Из каких тканей состоит лист?

  2. Какие функции выполняет каждая из тканей листа в процессе фотосинтеза?

Пигменты фотосинтеза находятся в хлоропластах (рисунок 6) в мембранах тилакоидов.

Задание 2: рассмотрите рисунок 6. Расшифруйте обозначения элементов ультраструктуры хлоропластов.


У выс­ших растений это хлорофиллы а и b, каротин, ксантофилл, феофитин. Хлорофилл а – главная функциональная часть пигментной системы растений. Он способен, поглотив квант света, передавать его энергию на компоненты электронно-транспортной цепи. С их участием совершается преобразование энергии электронного воз­буждения хлорофилла в химическую энергию АТФ и НАДФН2.

Хлорофиллы по своей химической природе являются сложными эфирами дикарбоновой кислоты хлорофиллина и двух одноатом­ных спиртов – высокомолекулярного фитола С20Н39ОН и метило­вого спирта СН3ОН и представляют собой фетилметилхлорофиллиды.

Хлорофилл а отличается от хлорофилла b тем, что у третьего углеродного атома во втором пирольном кольце его молекулы ме­тильная группа заменена на альдегидную.


СООСН3


Хлорофилл a MgN4OH30C3

СООС20Н39




СООСН3


Хлорофилл b MgN4О2H28C3


СООС20Н39



Каротиноиды подразде­ляются на каротины (ненасыщенные углеводороды с эмпиричекой формулой С40Н56) и ксантофиллы, отличающиеся от кароиноидов присутствием кислорода (С40Н56О2).

Структурные формулы хлорофиллов, фикоцианобилина и β-каротина представлены на рисунке 7.

Задание 3: рассмотрите структурные формулы пигментов фотосинтеза, устно поясните особенности структуры их молекул и как она влияет на функции на выполняемые этими пигментами функции.
















Рисунок 5 – строение листа







Рисунок 6 – Ультраструктура хлоропласта









Рисунок 6 – структурные формулы хлорофиллов а и b, фикоцианобилина и

β-каротина



Обычно пигменты из растительной ткани извлекают полярными растворителями (этанолом, этиловым эфиром, ацетоном), которые нарушают связь хлорофиллов и каротиноидов с липопротеидами пластид и обеспечивают их полное экстрагирование из живых листьев. Из сухого растительного материала экстракцию ведут с добавлением воды, чтобы нарушить связи с молекулами белка. Неполярные растворители гексан, петролейный эфир и др.) не нарушают связи этих пигментов с белками и потому не могут их извлечь из свежих листьев.

Все хлорофиллы – вещества нестойкие. Извлеченные из листа, они легко окисляются на воздухе.

Цель работы: ознакомиться с методами экстракции пигментов и с их химическими свойствами.

Материалы и оборудование: ступка с пестиком, воронка, стеклянный фильтр, насос (Камовского или водоструйный), штатив с пробирками, пробки для пробирок, спиртовка, стеклянные палочки, 1 коническая колба на 50 мл с обернутой калькой или полиэтиленовой пленкой пробкой, химический стаканчик на 50 мл, баня, NaOH или КОН в кристаллах, кварцевый песок, бензин, 10 %-ный раствор НСl, этанол, СаСО3, Zn(CH3COO)2.

Растения: зеленые листья любых растений, сухие листья кра­пивы.


Работа 2.1.1 Получение спиртовой вытяжки из листьев

Ход работы

Для последующих работ с пигментами растений в основном используют спиртовой экстракт из листьев. Экстракт пигментов в количестве 50 мл получают из живых листьев. Навеску листьев в 5-10 г размельчают и переносят в фарфоровую ступку, прибавляют на кончике шпателя СаСО3 (для нейтрализации кислот клеточного сока), небольшое количество кварцевого песка (для лучшего растирания) и 1-2 мл спирта. Все это тщательно и быстро растирают в ступке постепенно добавляя (после получения гомогенной массы) спирт несколькими порциями (в целом 10-15 мл).

Гомогенат вместе с осадком аккуратно по пестику переносят на стеклянный фильтр, установленный в колбе Бунзена. Фильтруют с помощью насоса. После окончания фильтрования пестик и стенки ступки обмывают спиртом (3-5 мл) и профильтровывают (повторить 2-3 раза). Прозрачную вытяжку пигментов количественно переносят в коническую колбу на 50 мл, обмывая стенки колбы Бунзена небольшой порцией спирта (общий расход спирта на получение вытяжки не более 50 мл). Колбу закрывают пробкой, обернутой кусочком кальки или полиэтиленовой пленки.

Вытяжку пигментов исполь­зуют в работе. Хранить растворы пиг­ментов следует в темноте в холодильнике.


Работа 2.1.2 Омыление хлорофилла щелочью.

Обработка хлорофилла щелочью может вызвать омыление эфирных связей, т. е. отщепле­ние остатков метилового спирта и фитола:

СООСН3 COONa

/ /

MgN4OH30C32 + 2NaOH = MgN4OH30C32 + С20Н39ОН + СН3ОН

\ \

COOC20H39 COONa


Образующаяся при этом соль хлорофиллиновой кислоты сохра­няет зеленую окраску, но отличается от хлорофилла большей гидрофильностью.

В данной работе образование щелочной соли обнаруживают по ее лучшей растворимости в спирте, чем в бензине. После омыле­ния хлорофилла, находящегося в бензиновом слое, соль хлорофиллина перейдет в спиртовой слой и окрасит его в зеленый цвет.

Ход работы

В пробирку с 2-3 мл спиртовой вытяжки пигментов добавля­ют такой же объем бензина и 2-3 капли воды. Закрывают пробкой и сильно встряхивают содержимое в течение 15-20 с, после чего пробирку ставят в штатив до начала разделения слоев бензина и спирта. Хлорофилл вместе с каротином находится в верхнем бен­зиновом слое, вследствие чего этот слой окрашен в зеленый цвет, нижний спиртовой слой – желтый, так как там остается ксанто­филл. Затем в пробирку бросают кусочек кристаллической щелочи (КОН или NaOH) и снова сильно встряхивают содержимое до ее растворения. Дают смеси жидкостей расслоиться, и полученная соль хлорофиллиновой кислоты переходит в нижний спиртовой слой, так как спиртовой слой стал зеленым. В верхнем бензиновом слое остается желтый пигмент каротин.

Задание: выполнить работ и сделать цветные рисунки, отражающие соответствующие переходы (указать фазы растворителей и содержащиеся в них вещества), записать уравнение реакции получения щелочной соли хлорофиллина.


Работа 2.1.3 Получение феофитина и обратное замещение в нем водо­рода атомом металла.

Феофитин присутствует в растениях в незна­чительных количествах, но выполняет важную функцию в цепи переноса электронов. Его легко получить и изучить химические свой­ства. При взаимодействии хлорофилла с концентрированной кис­лотой атом магния в нем замещается атомами водорода, в резуль­тате образуется нестойкое соединение бурого цвета – феофитин. Если к его раствору добавить несколько кристалликов ацетата цинка (CH3COO)2Zn или ацетата меди (СН3СОО)2Сu и осторожно подо­греть, то можно наблюдать восстановление зеленой окраски ра­створа. В Этом случае ионы металла (цинка или меди) вытесняют водород в молекуле феофитина и занимают центральное положе­ние в его молекуле, образуя очень стойкое соединение – металлозамещенный хлорофилл.

Свойство металлозамещенного хлорофилла – долго сохранять зеленую окраску и не окисляться на воздухе – используют, когда хотят приготовить постоянный препарат из зеленых органов (лис­тьев, плодов) растений и сохранить его на длительный период. Для этого заливают препарат формалином, к которому прибавля­ют 10 %-ный раствор медного купороса (CuSО4∙5H2О). Выдержива­ют препарат в растворе 10-15 дней. За этот период хлорофилл в клетках листа превращается в стойкое соединение – металлозамещенный хлорофилл. Через 10 дней раствор формалина с мед­ным купоросом заменяют чистым раствором формалина. Такой препарат можно хранить годами, а листья все равно останутся зелеными.

Ход работы

В три пробирки отливают по 2 мл спиртовой вытяжки пиг­ментов. Одну пробирку оставляют для контроля. В двух других приготовляют феофитин. Для этого в пробирки добавляют по 2-3 капли 10 %-ной соляной кислоты или в пробирки с ра­створами пигментов погружают стеклянные палочки, смочен­ные в концентрированной соляной кислоте. При этом окраска вытяжки становится бурой, так как хлорофилл превращается в феофитин:

СООСН3 СООСН3

/ /

MgN4OH30C32 + 2НС1 = H2N4OH30C32 + MgCl2

\ \

СООС20Н39 СООС20Н39


Одну пробирку с феофитином оставляют для сравнения, а в другой феофитин переводят в металлозамещенный хлорофилл, добавляя в нее 2-3 кристаллика ацетата цинка или ацетата меди, затем нагревают до кипения. Зеленый цвет пигмента восстанавли­вается:

СООСН3 СООСН3

/ /

H2N4OH30C32 + (CH3COO)2Zn = ZnN4OH30C32 + 2СН3СООН

\ \

СООС20Н39 СООС20Н39

Задание: записать уравнения реакций получения феофетина и металлозамещенного хлорофилла. Сравнить по цвету пробирки с растворами хлорофилла и металлозамещен­ного хлорофилла, закрыть их пробками, снабдить этикетками и оставить в штативе на свету. Через неделю сделать выводы о стой­кости хлорофилла и металлозамещенного хлорофилла, отмечая изменения цвета раствора.


31




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!